Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Константинова Эльвира Николаевна

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одного предложения к другому при помощи схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №30 г.о. Химки Дошкольное отделение «Бибигон»

      ПЕДСОВЕТ:

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ».

(Мастер класс для педагогов)

Подготовила:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Константинова Эльвира Николаевна

Химки-2020г.

Цель мастер класса:  популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Актуализация.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

Проблема

Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются,  когда слышат задания: «Составь рассказ!»

Нарушения

Актуальность данной проблемы подтверждается данными диагностического обследования. Проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

     • уровень информативности высказывания очень низкий

     С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.  

    Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.  

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

      В настоящее время она находит своё отражение в работах многих  современных авторов (таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.)

     Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

     В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

     Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.            

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

Предметно-графическая схема или

 картинно–графический план выглядит так:

-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.

- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.

-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.

- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.

«Новый год»

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений (зачитать)

Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.

 1.Рассмотрите с детьми картинку.

2.Предложите назвать слова только с заданным звуком («Р, Рь»)

3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.

4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)

5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.

6. Предложите вспомнить,  как начинался рассказ.

7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.

8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.

9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).

10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой  на схему.

Игры и упражнения

     В старшем возрасте задания могут усложняться.

Например: предложить  отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются  с этой задачей. Далее попросить   расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

     Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

     В работе с картинно - графической схемой  необходимо уделить особое внимание словарной работе.

Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить  такие задания:

-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

-какое слово – действие еще можно сказать?

-послушайте мои слова и выберите нужное!

-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла

  Таким образом, отрабатывать  каждое предложение.

Практическое задание.  

1 шаг. - Уважаемые коллеги, для выполнения практической работы, прошу  разделиться на 2 группы.

1 группа составить текст цепной структуры  по картине «Наш сад»

2 группа составить текст цепной структуры по картине  "Как мама и папа покупали мебель"

2 шаг - Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к выполнению работы рассмотрим сюжетные картинки к вашим рассказам.

3 шаг.   Каждой группе участников мастер класса раздать:

- картинно - графические схемы для составления рассказов;

- памятку с заданиями;

- памятку «Алгоритм обучения пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы»

4 шаг. Предложить педагогам  провести фрагмент занятия по обучению рассказыванию по картине  со своими коллегами из параллельной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями. Тема Формирование экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных «Наши любимые питомцы» Подготовительная группа для детей с ЗПР

В работе представлена разработка содержания мероприятия с родителямипо формированию экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных. Обозначены задачи,...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Составление рассказа о зиме по картине, созданной детьми»

Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»...

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры

1 слайд.Тема.  «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» ...

Развитие связной речи детей с ТНР через составление рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей с ТНР должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ...