картотека игр по развитию речи для детей с ОВЗ
картотека по логопедии

Стяжкина Елена Андреевна

Уважаемые логопеды! Вашему вниманию предлагаются  игры по развитию  речи. 

Работая с детьми -инвалидами очень важно подобрать интересный материал. Многие специалисты сталкиваются с тем,что дети имеющие тяжелое нарушение речи обнаруживают слабую мотивацию к познавательной и речевой деятельности. Для этой цели на занятиях активно используется  самостоятельная деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_mladshih_shkolnikov_po_teme.docx21.21 КБ
Microsoft Office document icon karta_log_obsl.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для младших школьников по теме « Развитие речи  у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

№1 «Колобок»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие интонационной культуры речи.

Материалы и оборудование: мешочек, сказка «Колобок» (вкладыши).

Ход игры:

-  Герои сказки спрятаны в мешочек.

- Логопед просит найти в мешочке всех героев, по сюжету сказки вложить вкладыши с изображением животных с соответствующие прорези.

- Ребенку предлагается рассказать сказку, используя различные интонации в речи.

№2«Фигуры»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, закрепить понятия о форме и цвете.

Материалы и оборудование: рамки Монтессори (круг, квадрат, треугольник

разного цвета), лист бумаги, карандаши.

 

Ход игры:

- Ребенку предлагается взять и  рассмотреть фигуры-вкладыши.

- Логопед описывает фигуру,рассказывая на какой предмет она похожа.

- Ребенок,узнав по описанию обводит её по контору   карандашом ,                  соответствующего цвета,возвращает фигуру, называя форму и цвет.

№3«Да-нет»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: закрепить знания по теме «Домашние животные».

Материалы и оборудование: рамки–вкладыши «Домашние животные»

 

Ход игры:

-Вкладыши ребенок раскладывает на столе.

- Логопед загадывает слово "Корова”.

- Ребенок задает вопросы  (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?      Оно живет на ферме? Оно мычит? Это корова?).

- Логопед отвечает только " да” или "нет”, пока ребенок не угадает задуманное.

- Угаданное животное ,ребенок вставляет в рамку.

№4  «Что – то – часть чего – то (по теме «Посуда)». 

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Материалы и оборудование: картинки с изображением посуды, разрезанные на 4 части.

Ход игры:

- Картинки лежит на столе изображением вниз.

-  Ребенок наугад открывает один квадрат, рассматривает его, предполагает, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывает следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображенное на картинке.

№5«Чемодан»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: обогащение активного словаря, закрепление знаний по теме «Одежда».

Материалы и оборудование: изображение 2-х чемоданов, карточки с изображением одежды для девочек и мальчиков.

Ход игры:

-  Логопед предлагает ребенку распределить одежду по чемоданчикам (для девочек, для мальчиков).

- Ребенок выполняет, называя одежду.

 Список литературы:

- Гин С. И.Занятия по ТРИЗ в детском саду. – Минск:ИВЦ Минфина, 2008

- Борисенко М.Г. Лукина Н.А. Грамматика в картинках.— СПб.:     Паритет, 2006.



Предварительный просмотр:

Карта  логопедического  обследования

(отграничение речевых нарушений от сходных состояний)

разделы:

  1. Общие сведения – анамнез, общий ход физического развития.
  2. Общее состояние и звучание  речи.
  3. Общее речевое развитие (способность к обучению).
  4. Состояние общей моторики: координация движения, синхронность.
  5. Обследование грамматической стороны речи.
  6. Состояние словаря.
  7. Обследование связной речи и логического мышления.
  8. Навыки чтения и письма (2-4 классы).
  9. Общая характеристика неречевых процессов.

 

  1. Общие сведения – анамнез, общий ход физического развития.

  1. Дата.  Ф.И.О.  откуда поступил: (как осуществлялась подготовка  к школе – детский сад, дошкольная гимназия, дом).
  2. Анамнез: роды, осложнения физического развития. Ранние заболевания и травмы.
  3. Общий ход речевого развития: первые слова, фразы, прерывалась ли речь, причина.
  4. Речевая среда (социум, образование у родителей, двуязычие, недостатки речи у родителей).
  5. Жалобы родителей. Отношение ребенка к своему дефекту. Обращались ли ранее к логопеду длительность и результативность занятий.
  6.  Заключение специалистов поликлиники (психоневролога, логопеда, окулиста, лор-врача).

  1. Общее состояние и звучание  речи.

  1. Темп, внятность, сила голоса, дыхание.
  2.  Обследование артикуляционного аппарата:  губы, зубы, прикус (прогнатия, прогения);  мягкое небо, твердое небо; оральный праксис; артикуляция (четкая, нечеткая, умеренно четкая), язык спокоен, верно ли находит разные положения; уздечка (короткая, приросшая, толстая); наличие синкенизии, тика, тонических судорог, непроизвольных  движений.
  3. Определение уровня  фонематического  слуха:

-смыслоразличительные признаки близких фонем (ребенку предлагают предметные картинки паронимов – более 2-х ошибок, ученикам 2-3 классов предлагаются деформированные фразы);

- воспроизведение звуковых ритмов;

-уровень фонематического представления: повторение слогов с оппозиционными звуками; уровень фонематического анализа: введение  звука на фоне слова  (по картинкам  и на слух); выделение ударных гласных в начале, середине, конце слова; выделение согласного в начале слова; выделение  безударного и ударного гласного в начале-конце слова; определение порядка звука в слове.

4. Параллельно обследуется  состояние   звукопроизношения .

5. Звукоподражание:  отобрать картинки с заданным звуком :  а,о, с-сь,з-зь, ш-ж,ч-щ, р-рь, л-ль, с-ш, ж-з, ц-ть, я-ть, л-р, о-п, е-к.

6. Фонематический анализ звукового состава:

        - выделение звука на фоне слова (+картинка);

     -выделение ударных гласных в начале слова (Алик – азбука – уточка – ослик – Оля  – Ира - Юра – эхо –город – волк );

    - в конце слова (коза – псы – мячи - весло);

    - в середине слова (мак – куст – сон – лук - стол);

    - выделение согласного в начале  слова: крыло, сажа, зеркало;

    - в конце слова (город, волк,  банк, бант, карандаш, крокодил, пух, стол, кот, мох, колодец);

   - выделение  безударного гласного в начале  слова: игра, утенок,  арбуз, огурец;

   - называние звуков по порядку: сок, лак, кошка, карандаш, заноза, рыбак;

  - произношение слов  сложной слоговой структуры: строительство, аквариум, милиционер, велосипед, гнездо, скатерть, крокодил.

Повтори скороговорки:

Щеткой чищу я щенка – щекочу ему бока.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Стоит воз овса, а возле воза овца.

Расцвели на клумбах розы, а в  огород забрались козы.

Клала Клава лук на полку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Клава и Валя  играли на рояли. Юра и Юля гуляли по аллее.

Зоя –  зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Повтори 2 раза

Рыбки в аквариуме.

Милиционер остановил велосипедиста.

Полполдника проболтали.

Сыворотка из-под простокваши.

На дворе трава, на траве – дрова.

Приложение.

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:

Сок, ток, сок;  рассвет, …  расцвет; челка, щелка, челка; коза, коса, коза;  колобок, коробок, колобок.

  • Тест  О. Правдиной

Назови картинки (покажи, где на  картинке): коза - коса, крыса - крыша, бочка - почка, кот – год, ток-том - дом.

  • Выслушай фразу и найди ошибки:

Мама сварила зуб. Мальчик бил воду. На лугу коса.

  • Хлопни в ладоши, если услышишь другой звук: с…з…с…ш…с…ш….к…г.
  • Повтори за мной: са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ша-жа. Са-са-ша, ша-са-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа, по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра. Ра-ла, па-па, ба-ба-ба-па, да-та-да-та-да…
  • Воспроизведение звуковых ритмов:

II-II-III      II-I-III   III-I-I-III-I-I   II-III-III-II   I-III-II-II

  • Послушай похожи ли слова по звукам: мышка-мишка, тетрадь – дождь, миска-каска, корова-лошадь, картина-корзина.
  • Услышав звук Ж хлопни в ладоши: лужа-муха-жук-шапка-жаба-собака-жучка-жужелица.
  • По очереди назови  длинные и короткие слова (какие длиннее): дом – карандаш – лук – самолет…
  • Какое слово встречается чаще других(?); сентябрь – октябрь – мяч – туча -  сентябрь – пальто – декабрь.

  1. Общее речевое развитие (способность к обучению)

  1. Разговорно-описательная беседа: как зовут, сколько лет, домашний адрес, в каком городе, в какой стране живешь,? Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку… по имени, отчеству? Есть ли у тебя друзья (дом. животные), как их зовут, во что ты играешь? (эту работу можно проводить в начале обследования.
  2.  Счетные операции: цифровой ряд (из двухчетных, с 8 лет - шести – цифр); счет 1-10-21; - прямой и обратный с проговариванием.
  3. Знание геометрических фигур: пирамида, почтовый ящик, кубики Коса. Палочковый тест Г. Ширера: сложи квадрат, треугольника, прямоугольник, ромбик.

Найди пару: по форме, по цвету.

  1. Знание основных и оттеночных  цветов.
  2. Классификация предметов:  назови одним словом: свитер, пальто, сарафан – это…;

сапоги, туфли, тапочки, кроссовки – это…;

шкаф, стол, стул, кровать, тумбочка, диван -…;

помидор, капуста, лук, картофель, морковь-…;

яблоко, персик, лимон, груша, апельсин-…;

кошка, собака, корова, лошадь -…;

утка, гусь, ворона, воробей - …;

вол, рысь, лев, тигр, медведь - …;

автобус, трамвай, троллейбус, метро-…;

- отбери отдельно овощи, ягоды, фрукты, обувь.

Выдели 4-й лишний предмет – помидор, огурец, лук, яблоко; стол, стул, книга, шкаф; хлеб, сыр, нож, колбаса.

  1. Состояние общей моторики: координация движения, синхронность.

  1. Ориентация в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево, спереди, сзади, между, кругом):

-тест Озерецкого;

-пробы Хедда.

Динамический праксис (по Лурии) – три движения многократно повторяются (до 9 раз), а ребенок  должен 9 раз их воспроизвести.

Одновременно ударять по столу руками – правая рука сжата в кулак, левая  ладонь наоборот.

-пересчет пальчиков -  «пальчики здороваются»;

-тест «кулак-ребро-ладонь».

  1. Ориентация во времени: день-ночь, сутки, неделя, месяц, времена года, вчера, накануне,  завтра, нынче, вечером, утром.

Графо-моторные функции:

Тематический рисунок ДДЧ (дом, дерево, человек)

Срисовывание фигур по образцу: круг, квадрат, ромб.

Предпосылки овладения графическим письмом.

Знание букв алфавита (вразнобой), написание по образцу или по памяти.

  1. Обследование грамматической стороны речи.

  - образование имен существительных ед. и мн.  числа  в разных падежах (мост, дом, стол, пчела, ухо, воробей);

 -образование уменьшительно-ласкательных   форм: (стол, стул, дерево, книга, елка, ведро, гриб, ковер, Женя.);

-префиксальный способ образования слов  (ехали, шел, лез, читал, смотрел, видел);

-образование прилагательных и существительных (сумка из кожи  (какая?), стул из дерева, стакан из стекла, сок из клюквы…).

  1. Состояние словаря.

- Назови предметы и объясни:  пылесос, самолет, соковыжималка, скороварка, кофеварка, холодильник, сталевар.

- Покажи части тела и предметов: ступня, запястье, пятка, локоть, фаланги, ноготь, лодыжка…. Предплечье; чайник: донышко, крышка, носик, ручка; стул: сиденье, спинка, ножка.

Словарь признаков: подбор прилагательных к существительным – лимон (какой?) желтый, кислый, овальный, пахучий; лиса (какая?)…; платье (какое?)…

Подбор антонимов: широкий - …, высокий - …, веселый -…, сухой -…, длинный -…, светлый -…,  большой…, холодный -…, радостный-…,

Образование притяжательных прилагательных (по картинкам): хвост чей? (лисий); дом чей (Белкин); ребенок чей? (мамин)…

Глагольный словарь: кто что делает? (учитель… повар… врач… строитель…);

- личные окончания глаголов: собака громким лаем ла (ет); ле (тишь) на самолете. Она посуду мо(ет);

- времена глаголов: подумай и найди ошибку, дай верный ответ: мы завтра были на даче? Ты вчера пойдешь в кино? Сегодня   мы идем в гости?;

- Родовые окончания прилагательных: выбери правильный ответ: родной (сын, дочь); голубой (бант, лента), золотой (кольцо, купол), синий (небо, платок), зеленая (трава, карандаш), красивая (бусы, роза).

- Понимание предлогов – карандаш на, над, из, из-под, со, под, из-за..;

-Согласование имен существительных с числительными: две кукла, четыре стул, сорок ножек, пять огурец – скажи верно:  

- Предложно-падежные формы: я расскажу тебе о своей собаке.

Что ты думаешь о книге, которую прочитал?

  1. Обследование связной речи и логического мышления.

Повтор фраз с прямым и деформированным текстом.

Правильный порядок слов в предложении: мальчик, кораблик, ручей. Папа газета. Девочка, кукла, платье…

Мышка поймала кошку? (верно?) мальчик бежит за собакой (кто бежит впереди?).

Ответь, что бывает: весна перед летом или лето перед весной?

Навыки пользования ситуативной и контекстной речью.

Название предметов и ситуаций по наглядной опоре.

Название тех же предметов без опоры.

Угадай, кто  это? Зеленый с длинным хвостом и острой мордочкой. Пушистый с острыми коготками, мяукает.

Рассказ об игрушке.

Уровень экспрессивной речи: повторение правильно построенных фраз в слогах:

На-вы-со-ком-ду-бу-по-вис-бу-ра-ти-но. У-ко-ро-вы—кра-си-ви-цы-под-руж-ка-ко-за-лиз-ка-.

Составление рассказа  по картинкам (по серии).

Составление рассказа по  представлению.

Понимание метафор и поговорок, например: «Старый друг лучше новых двух».

Плоскостной синтез (разрезные картинки).

Выделение сходства-различия: мяч – арбуз, волк – собака, береза – ромашка, день – ночь, зима – лето.

Классификация предметов по цвету и форме: всего 12 по 3 красных, зеленых, синих, желтых.

Всего  4 треугольника, 4 квадрата, 4 кружка.

Все фигуры разной  величины. Задание: разложи « подходящие к подходящим» или «рядом такие же»

  1. Навыки чтения и письма (2-4 классы).

-техника чтения;

-ошибки при чтении – недочитывание, пропуск букв, придумывание, темп нарушен (убыстренный, замедленный), внятность, смысловое наполнение прочитанного;

-письмо: образцы диктантов;

-ошибки звукового анализа: пропуск, вставки, перестановки, упрощение структуры слова, контаминации;

-персеверации и антиципации (навязчивое повторение букв, слогов, слов);  Персеверации: «магазим», «за зашиной».. «у деда модоза», «девочка кормила петуха курм».

Антиципации: «на девевьях», «дод крышей», «у нас дода есть..», «жукчат ручейки», «жалобко замяукал», «спуспускались», «мелгомелкой рыбы» (много мелкой).

-грубое нарушение звукового анализа – контаминация: лептобау (лепят бабу), блзм (была зима), мишкапаркилрет (мишка принес подарки для ребят), в сочетании с недоразвитием моторики;

-аграмматизмы;

-отграничение  нарушений письма и чтения пи педагогической  запущенности от дислалии и дислексии: несоответствие темпа проработки материала индивидуального материала (неподготовленность к школе);

-отсутствие  специфических ошибок – нестойких, периодических, повторяемых;

-учет социальной среды ребенка;

-сравнительно легкая декомпенсация;

-отсутствие нарушений звукопроизношения;

-неграмотная речь (диалект).

  1. Общая характеристика неречевых процессов.

-сформированность интеллекта;

-включаемость, восприятие, запоминание и воспроизведение – сукцессивные функции;

-реакция на помощь, критическая оценка ситуации;

-организованность;

-способность к аналитико-синтетической деятельности;

- состояние тонкой моторики.

Примечание: обследование можно проводить выборочно, с целью уточнения отдельных параметров.

РЕЧЕВАЯ   КАРТА

  1. Фамилия, имя
  2. Год и месяц рождения
  3. Первые слова  __________    фраза    ______________     связная речь__________
  4. Речевое окружение  ребенка

                                                                                 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ  АППАРАТ

 (СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ)

   губы

(норма, толстые, тонкие, укороченные, малоподвижные, парез)

   зубы

(мелкие, крупные, лишние, недостающие, смена, норма)

    язык

(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)

   небо

(норма, высокое, узкое, очень узкое)

   челюсти

(норма, прогнатия, прогения)

   прикус

( норма, открытый передний, открытый боковой)

   подьязычная уздечка

(норма, короткая, приращенная)

Темп  и плавность речи

( быстрая, замедленная, прерывистая, с запинками, норма)

Голос

(сильный, тихий, гнусавый, норма)

Обследование слоговой структуры слов: корзина, стрекоза, гнездо, книга, клубника, милиционер, кукла. Различение звуков

Различает ли местоположение звука в слове

Различает ли близкие по звучанию фонемы (с-ш, к-г, б-п, з-с  и т. д.)

Указать чем заменяет

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:  называет картинки -

части тела, животные, профессии и пр. действий

 Название предметов по описанию.

Как называется предмет, в котором подают суп?

Чем расчесывают волосы?

Назвать предметы одним словом (слова-обобщения)

Названия действия по предъявленному предмету.

Что делают? - лопатой, топором, пилой. Для младших: щука (плавает); воробей (летает); кузнечик (прыгает); змея (ползает).

Подбор  определений к слову: небо (какое?), трава (какая?)

Подбор синонимов и антонимов

Для синонимов: боец, радость, печаль, врач

Для антонимов: холодный,  ленивый, толстый, твердый, длинный.

     

Протокол  обследования звукопроизношения

   

   Возраст        Дата

       

Исслед.

звук

слова

Как произносит

Примечания

 Ы

Дым, мышь, грибы

 А

Аист, мак, панама, кукла

 У

Утка, муха, паук

 О

Осы, кот, окно

 И

Игла, слива,  сани

 С

Собака,  спутник,  колесо, космонавт, нос, сосна

 СЬ

Сирень, письмо, гусь

 З

Зуб,  заноза,  замок,  звонок,  коза,  звезда

 ЗЬ

Зима,  газета,  земляника

 Ш

Шапка,  школа, уши, шахматы,  душ,  шалаш

 Ж

Жук,  лыжи,  жеребенок,  пожарник

 Ц

Цепь,  цыпленок,  курица, офицер,  палец,  рукавицы

Нотация

Юбка,  юла,  елка,  трамвай,  лейка

 ЬЕ

Платье,  свинья,  ружье

 Ч

Очки,  тумбочка,  ключ,  кирпич

 Щ

Щетка,  стекольщик,  ящик,  ящерица,  плащ

 Р

Рука,  радуга,  корова,  трамвай,  топор,  светофор

 РЬ

Репа,  редиска,  веревка,  аквариум,  дверь,  снегири

 Л

Лодка, лампочка, пила,  велосипед,  стол,  факел

 ЛЬ

Лента,  линейка,  самолет,  будильник,  туфли

 Б

Банка,  зубы

 Д

Дом, двойка,  вода,  дедушка,  карандаш

 Г

Голова,  глаза,  нога

 В

Ворона,  корова,  гвозди

 К

Кот,  кукла,  рука,  скакалка,  молоток,  платок

 КЬ

Кепка,  тапки

 Х

Халат,  муха, петух

 ХЬ

Орехи

 М

Мак,  лимон,  дом

 МЬ

Мяч,  медведь

 Н

Нож, барабан

 НЬ

Нитки,  коньки,  пень

 Ф

Фонари,  туфли

 Нотация

Ящик,  змея

Сочет. соглас.

Книга,  стакан, белка, стул

         

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ:________________________________________________________________________

Грамматический строй речи

1. Составление предложений или рассказов по сюжетным картинкам

2. Составление  предложений по опорным словам

3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (чиж, клетки, вылетел, из)

4. Употребление предлогов

5. Употребление сущ. В разных падежах

    Чем кушают суп?

     Из чего пьют чай?

     За чем идут в лес?

6. Упореб. падеж. в зависимости от числит.

   (5 яблок.  3 дерева. 2 ромашки)

7. Образование мн. числа от сущ. В ед. числе  и наоборот (коза, стул, глаза, рот, воробей

8.Образование формы род. пад. мн.ч.

(много чего?  Сумка,  ложка,  вишня,  ухо,  лоб,  ноги,  ведро)

9. Использование суффиксов

а/ голова,  птица,  лоб,  ухо,  рука

б/ школа – школьник  сапог-  чертеж-  печь-  защита-  

10. Употребление приставок в глаголах

  Лететь -при, -у, -пере; бежать -при, -у, -до, -вы

14. Образование прилаг. от существит.

(дерево, стекло, железо, бумага, пластмасса)  

если стол сделан из дерева, он какой?

Понимание речи

Исполнение ребенком простых словесных  инструкций

Понимание форм ед. и мн.ч. существ.

Шар-шары

Понимание форм ед. и мн. числа глагола и прилагательного

 Понимание форм муж. и жен. Рода глагола  (нарисовал -нарисовала)

Понимание форм муж. и жен. и сред. р. прилагательного

(шар  какой? Чашка  какая? Ведро  какое?)

Понимание падежн. окончаний

Петя ударил Васю. Кому больно?

Собака бежит за кошкой. Кто впереди?

Заключение- ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(для поступающих во 2-4 классы)

  1. Фамилия, имя,_________________________________________________________________________________________
  2. Дата рождения_____________________________________________________________________________________
  3. Домашний

        адрес________________________________________________________________________________________

  1. Телефон______________________________________________________________________________________
  2. Класс________________________________________________________________________________________
  3. Беременность_________________________________________________________________________________
  4. Роды________________________________________________________________________________________
  5. Первые слова______________________________________________________________________________________
  6. Первые  предложения_______________________________________________________________________________
  7. Зрение______________________________________________________________________________________
  8. Слух_______________________________________________________________________________________
  9. Заключение психоневролога_________________________________________________________________________
  10. Речевая среда______________________________________________________________________________________
  11. Обращались  ли ранее к логопеду______________________________________________________________
  12. Жалобы  учителей и родителей_________________________________________________________________
  13. Успеваемость на момент поступления___________________________________________________________

  1. Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________

  1. Состояние артикуляционного аппрата__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Произношение___________________________________________________________________________________

  1. Темп и внятность речи___________________________________________________________________________
  2. Фонематическое  воспириятие________________________________________________________________________
  3. Строение и подвижность артикуляционного аппарата_______________________________________________
  4. Слоговая структура_________________________________________________________________________________
  5. Словарный запас____________________________________________________________________________________
  6. Связная речь_______________________________________________________________________________________
  7. Письмо____________________________________________________________________________________
  8. Чтение побуквенное_________________________________________________________________________________
  9. Чтение послоговое__________________________________________________________________________________
  10. Чтение  целыми словами_______________________________________________________________________
  11. Понимание прочитанного___________________________________________________________________________

Отгра-

ниче-

ние

 речевых

 единиц

Ошибки

звуковго

анализа

Обозна-

чение

мягкости

соглас-

ных

Смешение букв

аграмматизмиы

персеверации

антиципации

нарушения

По акустико-

артикуляцион-

ному сходству

Ошибки по кинестичскому типу

словообразование

согласование

управление

  1. Психологические  особенности_______________________________________________________________________
  2. Логопедическое заключение_________________________________________________________________________

  1. Результат коррекционной работы___________________________________________________________________

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

  1. Фамилия, имя____________________________________________________________________________________________

  1. Возраст_________________________________________________________________________________________

  1. Национальность_________________________________________________________________________________

  1. Класс__________________________________________________________________________________________

  1. Время появления  первых слов, фраз________________________________________________________________

  1. как протекало речевое развитие (была ли ЗРР и почему)________________________________________________

  1. Состояние слуха: хорошо ли слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость?_____________________________________________________________________________________

  1. Хорошо видит, ослабленное зрение. С какого времени?________________________________________________

  1. Хорошо ли видит линейки?_______________________________________________________________________

  1. На какой парте сидит?___________________________________________________________________________

  1. С какого  времени начал обучаться грамоте?_________________________________________________________

  1. Какие трудности встретились при обучении грамоте?__________________________________________________

  1. Оставался ли на второй год и в каком классе?________________________________________________________

  1. Полное, неполное понимание  отдельных слов, фраз___________________________________________________

  1. Может ли  выполнить  поручение, выраженное фразой в три-пять слов?__________________________________

  1. Словарь  (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их)____________________________________________________________________________________________

  1. Грамматический строй____________________________________________________________________________

  1. Фонетическая сторона речи________________________________________________________________________

  1. Темп быстрый,  медленный_______________________________________________________________________

  1. Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________________________

  1. Какие звуки отсутствуют, как заменяются?__________________________________________________________

  1. Какие звуки смешивает?__________________________________________________________________________

  1. Умеет ли разделить предложение на отдельные слова?________ умеет ли разделить слова на слоги?__________ умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?____________________________________________

  1. Правильно ли произносит оппозиционные звуки в слогах и словах?______________________________________

  1. Чтение: беглое, слоговое, побуквенное______________________________________________________________

  1. Правильное, неправильное по догадке_______________________________________________________________
  2. В каких словах затрудняется и какие делает ошибки?_________________________________________________

  1. Зеркальное чтение________________________________________________________________________________

  1. Понимание прочитанного_________________________________________________________________________

  1. Знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?_________________________________________________

  1. Какие буквы смешивает при  написании и с какими?_________________________________________________

  1. Умеет ли списывать без ошибок, понимает  ли списанное?_____________________________________________

  1. Может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковыми анализом и без него?____________________________________________________________________

  1. Какие делает  ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?___________________________________________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.

Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....

Картотека игр по развитию речи для детей

Картотека игр по развитию речи...

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет

В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...