Советы логопеда.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Татьяна Болгова

.

Если  ребёнок  заикается, то вам помогут эти советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_pri_zaikanii.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Советы  логопеда.

Если  ребёнок  заикается.

  Заикание – своеобразное  нарушение  плавности  речи.  Начинается  оно  у  детей  с  запинок,  повторения  или  растягивания  слогов  в  слове.  Позже  оно  начинается  сопровождаться  заметным  напряжением  органов  артикуляционного  аппарата,  дыхания,  голоса.  Попытки  произвольно,  по  замечанию  родителей,  по  заданию,  преодолеть  эти  запинки  обычно  усиливают  заикание.

  У  детей  раннего  возраста  (от  двух  до  трёх  лет)  оно  может  возникнуть  «внезапно»  в  результате  психотравмы – испуга,  конфликта,  при  изменении  условий  жизни:  неохотного  хождения  в  детский  сад,  ревности  к  младшему  брату  или  сестре  (при  бестактном  поведении  родителей.  При  этом  заикание  может  стихать  или  появляться  вновь,  волнообразно,  как  бы  рецидивируя.

  Основным  условием  снятия  заикания  должен  быть  мир  в  семье.  Все  вопросы  по  воспитанию  ребёнка  должны  решаться  тогда,  когда  ребёнок  спит,  в  тех  случаях,  когда  брак  родителей  распался,  нельзя  восстанавливать  ребёнка  против  отца,  матери  и  других  членов  семьи.  Ребёнок  не  должен  быть  свидетелем  семейных  конфликтов,  так  как  это  закрепит  у  него  заикание.  Неспроста  заикание  называют  логоневрозом.

  Ни  в  коем  случае  не  обсуждайте  заикание  ребёнка  в  его  присутствии  с  врачами  и  знакомыми.  Желательно,  чтобы  ребёнок  вообще  не  слышал  этого  слова.  Если  в  семье  заикается  кто-то  из  взрослых,  то  тот  наверняка  уже  занимался  с  логопедом  и  знает,  что  говорить  надо  медленно,  следя  за  своим  речевым  дыханием.

  Для  преодоления  заикания  надо  прежде  всего  понять  причину  его  возникновения.  Оно  чаще  возникает  в  момент  бурного  развития  у  ребёнка  ситуативной  речи,  при  непосильных  речевых  заданиях  ему.  Например,  при  поступлении  в  детский  сад  резко  меняется  не  только  среда  привычной  жизни  малыша,  но  и  необходимость  в  большом  количестве  общаться  со  значительной  группой  детей  и  новых  взрослых  (воспитательницами  и  другим  персоналом).  Ребёнок  оказывается  в  стрессовой  ситуации.  Чтобы  её  преодолеть,  надо  на  некоторое  время  взять  его  совсем  из  детского  сада.

  Не  «прозевайте»  момент  возникновения  заикания.  Возьмите  бюллетень,  окружите  ребёнка  усиленным  вниманием:  почаще  берите  его  на  руки,  удобно  устраивайтесь  на  диване  так,  чтобы  его  головка  или  ручки  прижимались  к  вам.  Помогайте  ему  играть  с  куклами,  машинками.  На  прогулках  (в  парке,  а  не  на  дворе)  избегайте  встреч  с  говорливыми  знакомыми.  При  приготовлении  пищи  для  малыша  исключите  все  продукты,  которые  могут  вызвать  аллергию.  Аллергия,  простуда  ослабляют  организм  и  являются  «хорошей»  подкормкой  заиканию.  Не  забывайте  о  витаминах.  Насильно  не  кормите  ребёнка.  Например,  если  он  ест  только  картошку  и  огурцы – пусть  ест.  Не  хочет  есть  икру – не  надо.  В  это  время  не  водите  ребёнка  в  поликлинику.  Дети,  как  правило,  боятся  людей  в  белых  халатах.  Но  проконсультироваться  у  логопеда  и  врача  надо.  Не  приглашайте  гостей.  Смягчите  ревность  к  младшему  ребёнку.  Объясните  заикающемуся  малышу,  что  он  самый,  самый  любимый,  умный  и  добрый.  Будьте  вежливы  с  ребёнком.

  Позже,  когда  заикание  стихнет,  приведите  его  в  детский  сад,  в  новый  коллектив  на  несколько  часов.  Хорошо,  если  какое-то  время  он  побудет  там  с  мамой,  общающейся  с  воспитательницей  или  другими  сотрудниками.  Спокойное  поведение  матери  положительно  скажется  на  состояние  ребёнка,  который  постепенно  освоится  с  помещением  детского  сада,  присмотрится  к  игрушкам,  к  детям  и  как  бы  «плавно»  войдёт  в  новую  среду.

  Желательно  понаблюдать,  в  каких  ситуациях  ребёнок  заикается  больше.  Как  правило,  оставаясь  «наедине»  со  своими  игрушками  и  разговаривая  с  ними,  малыш  перестаёт  заикаться.  Поэтому  можно  рекомендовать  так  называемый  «режим  молчания»,  когда  ребёнок  в  присутствии  занятых  каким-либо  спокойным  трудом  родителей,  так  же  спокойно,  молча,  занимается  игрой  в  любимые  игрушки.  Не  задавайте  ребёнку  излишние,  зачастую  совсем  ненужные  вопросы,  побуждающие  его  к  ответам,  без  которых  можно  обойтись.  Не  просите  его  выступать  перед  «публикой»,  читать  стихи,  петь  песни,  танцевать.

  Дети  очень  любят  слушать  уже  знакомые  сказки  или  маленькие  рассказы.  Поэтому,  если  в  доме  появилась  новая,  и,  как  кажется  родителям,  невероятно  интересная  книга,  то  сначала  оставьте  ребёнка  «наедине»  с  этой  книгой,  чтобы  он  рассмотрел  её  картинки.  Книги  со  страшными  для  малыша  картинками  в  дом  приносить  не  надо,  а  если  уж  сказка  про  бабу  Ягу,  то  сначала  расскажите  ребёнку,  как  герой  книги  её  перехитрит  и  Яга  и  Кощей  будут  побеждены  отважным  героем.  Лучше  эти  сказки  рекомендовать  лишь  после  достижения  ребёнком  пятилетнего  возраста,  до  этого  должны  использоваться  более  добрые  сказки.  Ребёнок  должен  получать  радость  от  общения  с  книгой.  Речь  взрослого  при  рассказе  по  картинкам  должна  носить  дружеский  характер.  Дети  любят  «свои»,  домашние  сказки  о  приключениях  их  игрушек.  Эти  сказки,  сочиняемые  мамой  на  сон  грядущий,  требуют  многократного  повторения,  изо  дня  в  день,  постепенного  дополнения  и  развёртывания  сюжета.  Так  можно  придумать  сказки  о  самостоятельном  мячике  или  кукле  и  её  друзьях,  о  тракторишке-хвастунишке,  о  палочке-выручалочке,  о  солнышке,  которое  утром  встаёт,  днём  на  всё  посмотрит,  улыбнётся,  на  кого-то  посердится  или  заплачет,  поэтому  поёдёт  дождик,  а  вечером  пойдёт  спать  и  т.п.