Методика устранения нарушения звукопроизношения у старших дошкольников. Роль артикуляционной гимнастики в комплексе мер
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Куковякина Марина Александровна

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика устранения нарушения звукопроизношения  у старших дошкольников. Роль артикуляционной гимнастики  в комплексе мер

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с  гуманизацией и создание технологий обучения, ориентированных на развитие личности.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение для ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в адаптации к школьному обучению, в овладении навыками чтения и письма.

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов  изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В.И. Городилова, О.С. Орлова, Е.И. Радина, Ф.Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина,  Т.Б. Филичева, и др.). Эта проблема охватывает различные области знания. Анатомия и физиология человека раскрывают механизм психофизического становления межфункциональных связей центральной нервной системы (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин); психология, нейролингвистика и психолингвистика рассматривают формирование сложной структуры речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, P.M. Фрумкина); логопедия определяет причины отклонений речевого развития, классификацию речевых расстройств, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений. Применительно к русскому языку наиболее разработанным является вопрос преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Использование  специфической гимнастики в коррекционной работе признано  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.).

Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.

  Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

  На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формирование направленной воздушной струи;

- отработка опорных звуков;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие фонематического слуха.

Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом,  для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.

  Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью чайной ложки или  пальцами, обернутыми в чистый носовой платок.

  Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

  Отработка опорных звуков - это работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.

Для детей важно провести предварительное занятие, чтобы познакомить их с органами речи – губами, языком, нёбом, и т.д. Для этого можно воспользоваться Сказкой о Веселом Язычке. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу), какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность сделать свои первые “открытия”, вызовет интерес к упражнениям.

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики,  ребенок быстрее и эффективнее овладевает речью.

  Еще одним из видов работы с детьми является развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать образец правильного произношения звука и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом, слуховое внимание ребенка направлено на эти звуки, он видит разницу в их звучании и появляется  стимул для преодоления нарушения.

Этап постановки звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука  нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).

  Есть несколько способов постановки звука.

Первый способ.

  Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что  занимаетесь постановкой звука, предложить ему просто поиграть. Можно использовать такой игровой прием: показать какое –то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, надо акцентировать  его слуховое внимание на том, как говорите, но не называть это звуком, просто так шуршит мышка). Можно проявитеь фантазию, сочинить вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег - шшш и т.д.

  Если данный способ не эффективен, можно использовать следующий. Но не стоит торопиться, а попробовать этот вариант в течение нескольких дней.

 Второй способ.

  Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.

Если ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, необходимо вернуться к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.)

  После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, следует сделать попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей использовать его в сочетании с третьим способом.


Третий способ.

  Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску.

При работе с любым способом постановки необходимо избегать названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Можно называть звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук з произносится верно, ввести  соответствующее звукоподражание: “Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени”. Когда звук будет поставлен, можно соотнести звукоподражание с этим звуком: “Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты звук з: ззз”.

  К следующему этапу – автоматизации звука переходите только тогда, когда ребенок по просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Этап автоматизации звука. 

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.

  Задача этого этапа – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

При автоматизации звука в слогах надо соедить закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

  Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.


 Этап дифференциации звуков.

Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

  На этом этапе решается задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком ставится зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Для решения многих задач звуковой культуры речи веду ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц - комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуры речи.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки - чистоговорки, загадки и д.р.)

 Используются следующие методы работы: дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений).

  Пользуясь различными методами, педагог применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи

детей.   Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог.

Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата - следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Образное название звука или звукосочетания (ззз - песенка комара).

Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление.

Специфичный прием - образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

         Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика занимает важное место в работе  по устранению недостатков звукопроизношения. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции.

 Артикуляционная гимнастика используется прежде всего для  хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

При проведении  артикуляционной гимнастики необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

          1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закрепить вырабатываемые у детей навыки.

  1. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям.
  5.  Проводить  артикуляционную гимнастику лучше эмоционально, в игровой форме.
  6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  7.  Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  8. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  10. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

При проведении артикуляционной гимнастики используется такая последовательность :

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки.
  5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Как показывает практика, сначала при выполнении детьми артикуляционной гимнастики наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
         Таким образом, артикуляционная гимнастика является эффективным средством в работе по формированию правильного звукопроизношения. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в устранении речевых нарушений

  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, ...

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»...

Консультация для родителей дошкольников «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Консультация для родителей дошкольников «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»...

Консультация для родителей дошкольников «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Консультация для родителей дошкольников «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»...

Консультация для родителей дошкольников «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для форм...

Консультация для родителей дошкольников "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата...