Роль артикуляционной гимнастики в устранении речевых нарушений
консультация по теме

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).  

 Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая содержит упражнения для подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а подбор и качество выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В УСТРАНЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов.

Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими. Всё это ставит под угрозу социальную значимость личности человека и способствует формированию у него своеобразных психологических и патопсихологических черт.

По мнению этих авторов, характерологические изменения проявляются у человека с нарушенной речью уже с детских лет. Недостатки произношения способны вызвать у ребенка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, своеобразные маскирующие или облегчающие речевые уловки.

Придавая большое значение влиянию недостатков речи на психику ребенка, необходимо иметь ввиду отношение ребенка к своему дефекту. Известны случаи, когда очень ограниченный недостаток речи вызывает очень тяжелые переживания и вследствие этого сказывается на всем поведении и даже на общем психическом развитии ребенка. Так, по мнению Р.Е. Левиной, из-за недостатка произношения одного звука ребенок может начать избегать общества других детей, стесняться отвечать в классе и т.д. Наблюдается также обратное: несмотря на резко выраженное речевое нарушение, ребенок остается равнодушным к своему недостатку. Т.о., роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит о природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

С точки зрения взаимосвязи речи и психического развития важно также, какую роль играют недостатки речи в судьбе ребенка, в его учебной деятельности. Так, у детей, страдающих фонематической дислалией (замена звуков), отмечаются трудности в усвоении школьных знаний, т.к. у детей не сформирован звуковой анализ. Такие дети без специальной помощи не могут продуктивно учиться в средней школе.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая содержит упражнения для подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимого как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида: статические и динамические. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звуков с учетом конкретного его нарушения у данного ребенка.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать его качество, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того, как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положения органов артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название, родители дома подбирают картинку к данному названию. И название, и картинка заносятся в тетрадь ребенка.

Для чего нужна картинка? Картинка нужна для того, чтобы при восприятии зрительного образа у ребенка возникали кинестетические ощущения, необходимые для формирования того или иного артикуляционного уклада.

Существуют принципы проведения артикуляционных упражнений. Запишите их, пожалуйста.

  1. Выработать умение принимать требуемую позу, удерживать её и плавно переключать с одной артикуляционной позы не другую.
  2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические, так и динамические упражнения.
  3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т.к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу
  4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно его переключать на другой вид работы.
  5. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Для осуществления контроля за правильностью выполнения артикуляционных упражнений необходимо уметь правильно их выполнять. Сейчас мы с вами попробуем выполнить артикуляционную гимнастику, которую вы будете выполнять вместе с детьми.

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Забор

Широко улыбнуться, показать зубы/

!!! Удерживать под счёт до 10!!!

Окошко

Улыбнуться, широко открыть рот (на четыре пальца).

!!! Удерживать под счет до 10!!!

Клоун-дудочка

А) широко улыбнуться, показать все зубы, удерживать под счёт до 5-8;

Б) вытянуть губы вперед (губы похожи на трубочку, зубы сомкнуты), удерживать под счёт до 5-8.

!!! Чередовать 5-7 раз!!!

Накажем непослушный язычок

Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Блинчик

Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счет до 10.

!!! Язык накрывает нижнюю губу,  а не высовывается изо рта. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась!!!

Футбол

Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук «Ф», а не «Х».

Почистим зубы

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы из стороны в сторону.

!!! Подбородок неподвижен!!!

Горка

Приоткрыть рот, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние коренные зубы.

!!! Удерживать 15 сек. под счет!!!

Котик сердится

Кончик упереть в нижние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. !!! Повторить 15-17 раз!!!

Приклей конфетку

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

На самый кончик языка положить тоненький кусочек ириски.

Приклеить кончиком языка ириску к небу за верхними зубами (на бугорки).

!!! Рот приоткрыть на 1,5-2 см. Нижняя челюсть неподвижна!!!

Грибок

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык похож на шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка на его ножку).

Гармошка

Улыбнуться, сделать «грибочек» и, не отпуская языка, закрывать и открывать (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

!!! Губы неподвижны. Открыть и закрыть рот, удерживать каждое положение под счет от 3 до 5!!!

Чашечка

Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на верхнюю   губу. Язык похож на «чашечку».

!!! Удерживать под счёт до 10!!!

Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на  верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а по середине языка был желобок. Сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по центру языка, тогда ватка полетит вверх.

!!! Нижняя челюсть неподвижна!!!

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения вперед и назад широким передним краем языка по верхней губе. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл-бл».

Качели

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать под счет до 5, затем поднять за верхние зубы, удерживать под счет до 5. Чередовать 5-7 раз.

!!! Нижняя челюсть неподвижна!!!

Барабан

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося «Д», постепенно убыстряя темп.  

 !!! Нижняя челюсть неподвижна!!!

Почистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны из стороны в сторону.

Кончик языка находится у корней верхних зубов.

!!! Нижняя челюсть неподвижна!!!

Маляр

Улыбнуться, широко открыть рот и кончиком языка «погладить» твердое небо, делая движения языком вперед и назад. Делая движения вперед, следить за тем, чтобы язык не выезжал за зубы.

!!! Нижняя челюсть неподвижна!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является пол...

Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений

Произношение звуков речи – это сложный навык, происходящий в результате сложного комплекса движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении ре...

Конспект выступления на МПО учителей логопедов: «Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»

laquo;Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»...