Конспект выступления на МПО учителей логопедов: «Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»
материал по логопедии (средняя группа)

Пахомова Елена Георгиевна

«Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МПО учителей логопедов

«Особенности проведения артикуляционной гимнастики при различных речевых нарушениях»

Факторы, влияющие на развитие фонетической стороны речи:

степень сформированности артикуляторного праксиса;

сохранность и нарушения иннервации периферического аппарата речи:

вид и тяжесть аномалий строения и подвижности артикуляционных органов;

уровень развития фонематических процессов.

Состояние артикуляционной моторики у детей с дизартрией

В мимической мускулатуре отмечаются асимметрии, сглаженность одной или обеих носогубных складок, опущение одного из углов рта (в состоянии покоя), перекос рта в сторону при улыбке, плаче, в процессе говорения, при выполнении специальных диагностических заданий; гипомимия; нарушения тонуса мимической мускулатуры в виде дистонии, гипотонии, спастичности.

В губной мускулатуре выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности губ; смыкание с большим напряжением, неполное смыкание или отсутствие смыкания губ; затруднение удержания рта закрытым; отвисание нижней губы; резкое ограничение подвижности верхней губы; нарушение мышечного тонуса губ.

В жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска; выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка.

В язычной мускулатуре наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка; отмечаются нарушения положения языка в виде девиации в сторону, высовывания языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляются незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса.

В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии.

Состояние артикуляционной моторики у детей с ринолалией

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

— высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

— недостаточное участие губ при произнесении лабиали-зованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

— чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

— возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за сч

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков за счет участия стенок глотки.

В комплекс логопедической гимнастики могут быть включены статические и динамические упражнения.

Статические упражнения направлены на формирование способности создать и удержать определѐнную артикуляционную позицию.

Динамические упражнения воспитывают переключаемость артикуляционных движений, их плавность, лѐгкость и скорость.

Логопедическое воздействие по развитию артикуляционной моторики при дислалии.

Цели артикуляционной гимнастики при устранении дислалии:

1. Создание кинестетических ощущений от каждого элемента движений.

2. Создание артикуляционной позы. Задачи артикуляционной гимнастики при дислалии Необходимо выработать:

-точность выполнения движений;

-плавность и лѐгкость движений;

-темп;

-устойчивость конечного результата;

- хорошую переключаемость с одного движения на другое; Движение каждого органа должно совершаться симметрично по отношению к правой и левой стороне.

Требования

к проведению артикуляционной гимнастики.

1. Использовать упражнения как статического, так и динамического характера.

2. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы вступают в совместную деятельность.

3. С целью исключить возможное переутомление ребѐнка, занятия должны быть кратковременными, но частыми.

4. В процессе проведения артикуляционной гимнастики необходимо формировать кинестетические ощущения, представления (анализировать свои ощущения, соотносить кинестетические ощущения со звучанием).

5. Проводить гимнастику следует в игровой форме.

6. Все упражнения необходимо выполнять сидя, без напряжения мышц рук и плечевого пояса.

7. Последовательно усложнять артикуляционные упражнения, исключая из комплекса те, которые ребѐнком освоены достаточно хорошо.

8. Вначале упражнения выполняются перед зеркалом, затем зрительный контроль снимают и ребѐнок выполняет упражнения с опорой только на кинестетические ощущения.

При определении комплекса артикуляционных упражнений необходимо:

1. Разложить общую артикуляцию звука на отдельные движения.

2. Определить дефектные или отсутствующие элементы уклада.

3. Подобрать артикуляционные упражнения для формирования необходимых элементов уклада.

4. Отработать необходимые части уклада через проведение дифференцированной артикуляционной гимнастики.

При необходимости в комплекс артикуляционной гимнастики включают упражнения для выработки воздушной струи.

Логопедическое воздействие

по развитию артикуляционной моторики при дизартрии.

Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой. Подготовительный этап включает в себя: — массаж; — использование непроизвольных движений; —пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения; — формирование фонематических представлений.

Общие рекомендации.

В подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц.

Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка). Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

-мимические упражнения;

-упражнения для губ;

-упражнения для языка;

-фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

Особенности использования артикуляционных упражнений при дизартрии

При наличии спастичности артикуляционных мышц статические упражнения недопустимы.

При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление. Артикуляционной гимнастика включает в себя несколько обязательных заданий:

• мимические упражнения;

• упражнения для губ;

• упражнения для языка;

• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов

артикуляции.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление голосовых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата.

Логопедическое воздействие по развитию артикуляционной моторики

при ринолалии

Дооперационный подготовительный этап.

Цель: не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи, развитие орального праксиса.

Задачи: тренировать подвижность губ и щек, добиваться их укрепления, смещать вперед язык, укреплять его кончик и опускать корень.

Особенности использования артикуляционной гимнастики.

При общей неловкости, напряженности или вялости языка начинают с обычной артикуляционной гимнастики.

Упражнения для кончика языка выполняются особенно долго.

При рубцовой деформации верхней губы нужно развивать ее подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы.

При западении верхней губы закладывают под нее продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы.

Гимнастику и массаж выполняют 3—4 раза в день по 5 минут.

Одновременно работают не более чем над тремя видами упражнений.

Общепринятые упражнения должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго целенаправленный характер.

Полезно несколько раз в течение занятия прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки, а в тренировке избегать резких движений.

Послеоперационный этап.

Основная цель: развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания.

Основная задача: растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Особенности использования артикуляционной гимнастики.

В случае массивного рубцевания в области нёбных дужек используется активная жевательная гимнастика.

Очень важно сразу приступить к перемещению языка в передний отдел полости рта.

Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

Основная цель: развитие динамического артикуляционного праксиса.

Ребенка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (каждое упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем в умеренном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Советы учителя - логопеда по проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...

Список выступлений, мастер-классов учителя-логопеда Василенко Г.А. на мероприятиях различного уровня.

Список выступлений, мастер-классов  учителя-логопеда Василенко Г.А. на мероприятиях различного уровня....

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

Выступление на ММО учителей-логопедов "Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи"

Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс....

Выступление на РМО учителей-логопедов: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи».

Консультация: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи»....