Использование игрового самомассажа на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии на тему

Хрякова Наталия Алексеевна

В настоящее время использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Поэтому у меня возникла необходимость поиска эффективных средств и методов работы с детьми, направленных на достижение положительных результатов в процессе коррекции речевых нарушений, а также оказывающих оздоравливающее действие на весь организм ребенка.

Одним из таким методов является игровой самомассаж. При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.

В своей работе адаптировала и успешно применяю на практике игровой самомассаж кистей рук в системе коррекционного воздействия, на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.

Игровой самомассаж представлен массажными приемами в игровой форме. Выполнение приемов массажа сопровождается художественным словом в исполнении самого ребёнка. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия. Это является гарантией успеха реабилитационной, коррекционной, оздоравливающей и развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.

Примечание: все движения игрового самомассажа дети выполняют сначала одной рукой, затем другой. Все приемы игрового самомассажа сопровождаются стихотворными текстами.

Оборудование: предметные картинки на выполнение массажных приёмов.

Приемы игрового самомассажа

1. Поглаживание

-Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это «Лучи солнца»;

Дети расправляют пальцы массирующей кисти. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнышко лучами

Весело играет.

-Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев;

Сорока, сорока

Где была? Далёко.

Дрова рубила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) ;

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга,

Стелила постели морозам она,

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром в окошко взглянули на сад -

Сугробы в саду, как подушки, лежат.

- Зигзагообразное поглаживание.

Объяснить детям, что наша рука напоминает дерево: предплечье- это ствол (показ, а кисть с растопыренными пальцами - крона.

Дунул ветер на берёзку,

Разлохматил ей причёску.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

2. Растирание.

-Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга

Примечание: На первые две строчки стихотворения дети потирают руки, а на следующие сжимают и разжимают кулачки.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

- Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами пальцев;

Напомнить детям как умывается кошка. Выполнить движения сначала одной, затем другой ладошкой.

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка-кошка.

- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки;

Раздринуть пальцы в стороны, как лапки у паука.

Диво дивное – паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

-Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки;

Выполняем одной рукой, затем другой.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

- Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)

Этот прием, можно использовать в режимных моментах.

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это-

Руки мой перед едой

И после туалета.

3. Разминание.

-Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки;

Вспомнить как медленно ползет улитка. Выполнить сначала с одной ладошкой, затем с другой.

Толстушка – ползушка,

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

- Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Примечание: предварительно попросите ребенка изобразить гуся

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

4. Вибрация.

- Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино) ;

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

Кап-кап-кап.

- Поколачивание ладони кончиками сложенных в щёпоть пальцев.

Изобразить голову птицы с помощью пальцев. (кисть руки сложенная в щепоть)

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

5. Поглаживание.

- Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Примечание: массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игрового самомассажа на логопедических занятиях.

В настоящее время использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Поэтому у меня возникла необходимость поиска эффективных средств и методов работы с детьми, направленных на достижение положительных результатов в процессе коррекции речевых нарушений, а также оказывающих оздоравливающее действие на весь организм ребенка.

Одним из таким методов является игровой самомассаж. При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.

В своей работе адаптировала и успешно применяю на практике игровой самомассаж кистей рук в системе коррекционного воздействия, на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.

Игровой самомассаж представлен массажными приемами в игровой форме. Выполнение приемов массажа сопровождается художественным словом в исполнении самого ребёнка. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия. Это является гарантией успеха реабилитационной, коррекционной, оздоравливающей и развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.

Примечание: все движения игрового самомассажа дети выполняют сначала одной рукой, затем другой. Все приемы игрового самомассажа сопровождаются стихотворными текстами.

Оборудование: предметные картинки на выполнение массажных приёмов.

Приемы игрового самомассажа

1. Поглаживание

-Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это «Лучи солнца»;

Дети расправляют пальцы массирующей кисти. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнышко лучами

Весело играет.

-Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев;

Сорока, сорока

Где была? Далёко.

Дрова рубила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) ;

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга,

Стелила постели морозам она,

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром в окошко взглянули на сад -

Сугробы в саду, как подушки, лежат.

- Зигзагообразное поглаживание.

Объяснить детям, что наша рука напоминает дерево: предплечье- это ствол (показ, а кисть с растопыренными пальцами - крона.

Дунул ветер на берёзку,

Разлохматил ей причёску.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

2. Растирание.

-Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга

Примечание: На первые две строчки стихотворения дети потирают руки, а на следующие сжимают и разжимают кулачки.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

- Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами пальцев;

Напомнить детям как умывается кошка. Выполнить движения сначала одной, затем другой ладошкой.

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка-кошка.

- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки;

Раздринуть пальцы в стороны, как лапки у паука.

Диво дивное – паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

-Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки;

Выполняем одной рукой, затем другой.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

- Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)

Этот прием, можно использовать в режимных моментах.

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это-

Руки мой перед едой

И после туалета.

3. Разминание.

-Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки;

Вспомнить как медленно ползет улитка. Выполнить сначала с одной ладошкой, затем с другой.

Толстушка – ползушка,

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

- Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Примечание: предварительно попросите ребенка изобразить гуся

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

4. Вибрация.

- Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино) ;

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

Кап-кап-кап.

- Поколачивание ладони кончиками сложенных в щёпоть пальцев.

Изобразить голову птицы с помощью пальцев. (кисть руки сложенная в щепоть)

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

5. Поглаживание.

- Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Примечание: массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.




Предварительный просмотр:

Использование игрового самомассажа на логопедических занятиях.

В настоящее время использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Поэтому у меня возникла необходимость поиска эффективных средств и методов работы с детьми, направленных на достижение положительных результатов в процессе коррекции речевых нарушений, а также оказывающих оздоравливающее действие на весь организм ребенка.

Одним из таким методов является игровой самомассаж. При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.

В своей работе адаптировала и успешно применяю на практике игровой самомассаж кистей рук в системе коррекционного воздействия, на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.

Игровой самомассаж представлен массажными приемами в игровой форме. Выполнение приемов массажа сопровождается художественным словом в исполнении самого ребёнка. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия. Это является гарантией успеха реабилитационной, коррекционной, оздоравливающей и развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.

Примечание: все движения игрового самомассажа дети выполняют сначала одной рукой, затем другой. Все приемы игрового самомассажа сопровождаются стихотворными текстами.

Оборудование: предметные картинки на выполнение массажных приёмов.

Приемы игрового самомассажа

1. Поглаживание

-Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это «Лучи солнца»;

Дети расправляют пальцы массирующей кисти. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнышко лучами

Весело играет.

-Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев;

Сорока, сорока

Где была? Далёко.

Дрова рубила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) ;

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга,

Стелила постели морозам она,

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром в окошко взглянули на сад -

Сугробы в саду, как подушки, лежат.

- Зигзагообразное поглаживание.

Объяснить детям, что наша рука напоминает дерево: предплечье- это ствол (показ, а кисть с растопыренными пальцами - крона.

Дунул ветер на берёзку,

Разлохматил ей причёску.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

2. Растирание.

-Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга

Примечание: На первые две строчки стихотворения дети потирают руки, а на следующие сжимают и разжимают кулачки.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

- Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами пальцев;

Напомнить детям как умывается кошка. Выполнить движения сначала одной, затем другой ладошкой.

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка-кошка.

- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки;

Раздринуть пальцы в стороны, как лапки у паука.

Диво дивное – паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

-Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки;

Выполняем одной рукой, затем другой.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

- Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)

Этот прием, можно использовать в режимных моментах.

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это-

Руки мой перед едой

И после туалета.

3. Разминание.

-Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки;

Вспомнить как медленно ползет улитка. Выполнить сначала с одной ладошкой, затем с другой.

Толстушка – ползушка,

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

- Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Примечание: предварительно попросите ребенка изобразить гуся

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

4. Вибрация.

- Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино) ;

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

Кап-кап-кап.

- Поколачивание ладони кончиками сложенных в щёпоть пальцев.

Изобразить голову птицы с помощью пальцев. (кисть руки сложенная в щепоть)

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

5. Поглаживание.

- Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Примечание: массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

Использование игровых приёмов на логопедических занятиях

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука для обучения детей с дефектным произношением звуков...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

     Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развит...

Использование игрового самомассажа в логопедической работе с дошкольниками

В представленной информации по обобщению опыта  сформулированы основные идеи, на которых он построен,обоснована правомерность и продуктивность представленного материала. Систематизированная...

Выступление-отчет на педагогическом совете «Использование игровых технологий на логопедических занятиях»

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повысить успешность обучения детей с речевыми нарушениями. С помощью игровых средств создаются условия для возникновения и усиления мотивации,...