«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
консультация по логопедии на тему
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Одни из наиболее распространенных приемов являются игровые, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.
Хочу остановиться на каждом разделе логопедической работы и игровых приемах, применяемых на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская начальная школа»
КОНСУЛЬТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Подготовила учитель – логопед:
Кочетова Е.С.
г. Ефремов, 2016 г.
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Одни из наиболее распространенных приемов являются игровые, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.
Хочу остановиться на каждом разделе логопедической работы и игровых приемах, применяемых на них.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы, процесс был более занимательным и увлекал детей, а также достичь более лучших результатов артикуляционная гимнастика проходит в виде игры.
- «Зоопарк» (язычок отправляется в путешествие в зоопарк);
- «Угадай, какой звук?» (на карточках изображены символы звуков, дети берут карточку и угадывают звук, а также называют его мягкую пару).
Каждое артикуляционное упражнение обыгрывается.
Развитие фонетико – фонематических представлений
На первом этапе я учу детей слушать, слышать и различать неречевые звуки с помощью следующих игр:
- «Что мы слышим?» (ребенку предлагается прослушать аудиозапись гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собаки);
- «Оркестр» (ребенку предлагается произвести действия со звучащими предметами);
- «Угадай, на чем играю?» (я прячу за ширму звучащий предмет, а ребенок должен угадать, какой музыкальный инструмент он услышал, или назвать предмет, с помощью которого появился звук);
- «Где звенит колокольчик?» (ребенок определяет направление звука).
- «Том – дом – ком» (игра способствует развитию слухового внимания);
- «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов);
- Игры «Поезд» и «Три медведя» (направленны на развитие силы и высоты голоса)
- «Путешествие по звукам» (направленна на автоматизацию звуков, определение их места в словах, различение твердого и мягкого звуков по звучанию);
- «Играйка - различайка» (настольно – печатная дидактическая игра, которая положительно влияет на все компоненты речевой системы. Способствует развитию фонетико – фонематической стороны речи, развитию интеллекта, мышления, вырабатывает умение сосредотачиваться на решении определенной задачи);
- «Пять щенков» (данная игра учит различать в словах и предложениях звуки ч – т (ть) – ш – щ – с(сь) не путать их при произношении, развивает речь, обогащает словарь ребенка);
Данная игра делится на 2 варианта:
1 вариант:
- игра «Веселые щенки» (пять щенков Чимка, Тимка, Шумка, Щимка и Симка играли и разбросали вещи, каждый из них пытается навести порядок: Чимка прячет их в чемодан. Тимка тянет в телегу. Шумка кладет в шкаф и т.д);
2 вариант:
- игра «Щенки собираются на дачу» (игроки называют все предметы, которые возьмут с собой на дачу. Главное условие – в словах должен быть звук, с которого начинается имя щенка);
- «Логопедическое лото» (помогает закрепить у детей верное звукопроизношение, различать на слух мягкость и твердость звуков, учит определять положение звука в словах);
- «Звонкий - глухой» (способствует развитию фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти);
- «Скажи правильно» (игра направлена на дифференциацию звуков, различение фонем);
- «Мои первые буквы» (игра состоит из 33 картонных карточек, разрезанных на 2 половинки по технологии пазл. Всего 66 элементов. На одних половинках карточек изображены буквы русского алфавита, а на другой различные животные, растения, игрушки и бытовые предметы. Ребенок подбирает нужные половинки и соединяет их. Для старшего дошкольного возраста задача усложняется из букв можно составлять слова. Игра помогает ребенку познакомиться с буквами русского алфавита, научиться выделять первый звук в произносимых словах. Предлагаемые варианты игры даются по степени их усложнения, что позволит учесть возрастные и индивидуальные особенности детей).
Формирование лексико – грамматических представлений
В данном разделе я использую следующие игровые технологии:
- «Грамматика в играх и картинках» на лексические темы авторы М.Г.Борисенко и Н.А.Лукина (данные игры помогают организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка);
- «Считалочка» (учит детей правильно согласовывать числительные с существительными);
- «Что из чего сделано?» (учит детей правильному образованию относительных прилагательных);
- «Кто где живет?» (научит детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными);
- «Вокруг да около» (игра помогает изучить пространственные понятия, развивает внимание, учить правильно употреблять предлоги);
- «Противоположности» и «Подходит – не подходит» (развивает умения подбирать слова, пополняя словарный запас);
- «Что забыл нарисовать художник?» (развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже. Детям раздаются предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела);
- «Магазин» (развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда»);
- «Эхо» (учит образовывать сложные слова, например: листья падают – листопад,
сам ходит – самоход, снег падает - снегопад );
- «Кто и что?» (игра помогает детям различать одушевленные и неодушевленные предметы, знакомит с понятием «действие предмета», учит задавать вопрос «что делает?» или «кто делает?»).
Развитие связной речи
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
И для того, чтобы этот процесс был увлекательным, я выстраиваю его в виде игровых ситуаций.
В создании данной ситуации может участвовать любая игрушка, которую мы рассматриваем, а затем составляем описательный рассказ о ней.
- «Мы - писатели» (дети учатся составлять рассказы по сюжетной картинке);
- «Сыщики» (дети учатся выстраивать сюжетную линию из серии картинок, объясняя последовательность);
- «Загадки» (дети учатся сочинять свои загадки о предметах окружающего пространства, последовательно, излагая его характеристику);
- «Поговорим» (помогает развивать у детей диалогическую речь);
- «Магазин» (развитие диалогической речи);
- «Собери сказку» (в ходе данной игры у детей развиваются мыслительные процессы, связная речь);
- «Сравниваем предметы» (данная игра учит детей таким навыкам связной речи, как рассуждение).
Пальчиковая гимнастика
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это инструмент всех инструментов»- заключил еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. И эти выводы не случайны.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Все игры берутся исходя из лексической темы: «Стол», «Стул», «Коза», «Дом», «Кошечка», «Ежик», «Колючий мяч», «Баранки» (для развития кистей рук). Су - Джок .
Игры на развитие речевого дыхания
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
- «Кто загонит мяч в ворота» (развитие сильного плавного выдоха);
- «Волшебные бабочки» (развитие длительного непрерывного ротового выдоха);
- «Горячий чай» (развитие сильного плавного и продолжительного выдоха);
- «Фокус» (развитие сильного целенаправленного выдоха).
«Волшебные пузырьки», «Трубочка» и т.д.
Развитие графомоторных навыков
- «Штриховка» (тренировка зрительно – двигательной координации);
- «Клетки» (развитие зрительного и пространственного восприятия).
Игровые технологии дают возможность решать различные педагогические задачи.
Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Подводя итог выше сказанному, хочется процитировать слова В.А. Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321637-1382369708.jpg)
Использование магнитных досок в процессе занятий с дошкольниками с нарушениями речи (из опыта работы)
Данный материал рекомендуется для использования в работе учителей-логопедов и воспитателей,работающих с детьми старшего дошкольного возраста..предложенные задания для детей помогут дошкольникам с нару...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-38083-1403514104.jpg)
Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-794187-1648132371.jpg)
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-927525-1496403049.jpg)
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751272-1454845956.jpg)
Использование игровых приемов в логопедической практике
Обзор по теме. Представление собственного опыта...
Мастер- класс для родителей «Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»
- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].- Развит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-1499899-1701941482.jpg)
Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)
Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...