«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
презентация по логопедии на тему

презентация к консультации для родителей учителя -логопеда дошкольного учереждения на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstsltatsiya-fonematicheskiy_sluh.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель-логопед Одинцова Ольга Николаевна ГБОУ школа№2048 г.Москва Фонематический слух - основа правильной речи

Слайд 2

Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха .

Слайд 3

При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). « Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Слайд 4

Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме: — замены и пропуски букв (« шабака », « скаф », « возращался ») ; — слитное написание предлогов (« втрех шагах… », « понебу … ») ; — написание лишних слогов или их пропуски (« слеледы », « потенце ») ; — не дописываются окончания слов;

Слайд 5

Возрастные нормы развития фонематического слуха Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

Слайд 6

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Слайд 7

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Слайд 8

Итак, развитый фонематический слух позволяет: 1. Правильно произносить звуки; 2. Четко произносить слова; 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ; 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 5. Успешно освоить письмо и чтение.

Слайд 9

Как правильно развивать фонематический слух 1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т . д.) Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь... Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами . Волшебная палочка Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук

Слайд 10

Громко–тихо Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному: а) громко, а затем тихо; б) протяжно и отрывисто; в) высоко, а через пару мгновений низко. Сказочные голоса Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких– нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

Слайд 11

2 этап – развитие речевых звуков . Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример : Пагон, багон , Вагон, дагон и т. д.

Слайд 12

Игра «Придумай имя» Задача –учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера. Игра «Отгадай слово» Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). Игра « Добавлялки » Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш .. уба (шуба), .. апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду ..(душ).

Слайд 13

Путаница Прочтите ребенку шуточные предложения: Тащит мышонок в норку хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку .

Слайд 14

За охотником гнались дикие двери . Принцесса надела на голову корову . Спросите у малыша, что в них перепутано и какие звуки нужно исправить в словах для того, чтобы получились верные высказывания.

Слайд 15

Какими звуками отличаются? Назови предметы и животных, изображенных на картинках. Какими звуками они отличаются?

Слайд 16

Желаю успехов и приятного общения с детьми .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"  В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда для родителей в дошкольном учереждении на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей"...

Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧИ»

Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить детей не только отчетливо произносить слова, звуки, но и различать, д...

Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: ф...

Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...