Главные вкладки

    консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
    консультация по логопедии на тему

    консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"

     

     В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации и виды игр , на развитие  фонематического слуха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    http://gorodkerch.com/media/blog/image_orig/0.106874908685.jpg

                                                                         

    «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

    Подготовила учитель-логопед Одинцова Ольга Николаевна

    ГБОУ школа№2048 г.Москва

    Краткое описание:

     В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический слух.

    «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

                Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

    Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха .

              При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).

     Ребенок может допускать следующие ошибки:

    1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

    2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

    3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

    4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

    Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.  

    Правильная речь – один из показателей готовности  ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.

    Чем чревато несовершенство фонематического слуха?

    Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

    Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

     — замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;

     — слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;

     — написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;

     — не дописываются окончания слов;

     Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

     Возрастные нормы развития фонематического слуха

     Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

     На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

     На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

     На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

     На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

     Итак, развитый фонематический слух позволяет:

     1. Правильно произносить звуки;

     2. Четко произносить слова;

     3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;

     4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

     5. Успешно освоить письмо и чтение.

     Как правильно развивать фонематический слух

     1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

     Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

     Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

     Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

    Примеры игр:

    «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»

    Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

    «Волшебная палочка»

    Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук

    «Громко–тихо» 
    Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
    а) громко, а затем тихо;
    б) протяжно и отрывисто;
    в) высоко, а через пару мгновений низко.

    «Сказочные голоса» 
    Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

    «Где позвонили?» 
    Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

    «Подбери картинку или игрушку!» 
    Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

    2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

     "Правильно-неправильно".

     1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

      «Придумай имя»

    Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

     «Отгадай слово»

    Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

    Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

    «Добавлялки»

    Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

    Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

      «Слушай и выбирай».

     Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

     рак, лак, мак, бак

     сок, сук

     дом, ком, лом, сом

     коза, коса

     лужи, лыжи

     мишка, мышка, миска

     Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

     «Будь внимательным!»

    Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

    Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко , звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами .Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

     «Поймай звук». «Поймай песенку»

     Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

     Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

     «Чудесная удочка»

     На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

    «Придумать слова с заданными звуками»

     1Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

     По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

     «Назови картинки»

    Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

     «Назови первый звук в слове»

    Задача – учить выделять первый звук в слове.

    Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА  -Б.

    Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале  (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

    «Назови последний звук»

    Задача – учить выделять последний звук в слове.

    Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

    Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

     «Определи место звука в слове»

    Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

    Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

     «Прохлопай слово»

    Задача – учить делить слова на слоги.

    Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

    Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать  и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

    «Позови слово»

    Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

    «Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный  гласный О.

    «Путаница»
    Прочтите ребенку шуточные предложения:
    Тащит мышонок в норку хлебную горку.

    Поэт закончил строчку, в конце

    поставил дочку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: учитель-логопед Одинцова Ольга Николаевна ГБОУ школа№2048 г.Москва Фонематический слух - основа правильной речи

    Слайд 2

    Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха .

    Слайд 3

    При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). « Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

    Слайд 4

    Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме: — замены и пропуски букв (« шабака », « скаф », « возращался ») ; — слитное написание предлогов (« втрех шагах… », « понебу … ») ; — написание лишних слогов или их пропуски (« слеледы », « потенце ») ; — не дописываются окончания слов;

    Слайд 5

    Возрастные нормы развития фонематического слуха Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

    Слайд 6

    На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

    Слайд 7

    На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

    Слайд 8

    Итак, развитый фонематический слух позволяет: 1. Правильно произносить звуки; 2. Четко произносить слова; 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ; 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 5. Успешно освоить письмо и чтение.

    Слайд 9

    Как правильно развивать фонематический слух 1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т . д.) Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь... Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами . Волшебная палочка Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук

    Слайд 10

    Громко–тихо Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному: а) громко, а затем тихо; б) протяжно и отрывисто; в) высоко, а через пару мгновений низко. Сказочные голоса Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких– нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

    Слайд 11

    2 этап – развитие речевых звуков . Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример : Пагон, багон , Вагон, дагон и т. д.

    Слайд 12

    Игра «Придумай имя» Задача –учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера. Игра «Отгадай слово» Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). Игра « Добавлялки » Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш .. уба (шуба), .. апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду ..(душ).

    Слайд 13

    Путаница Прочтите ребенку шуточные предложения: Тащит мышонок в норку хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку .

    Слайд 14

    За охотником гнались дикие двери . Принцесса надела на голову корову . Спросите у малыша, что в них перепутано и какие звуки нужно исправить в словах для того, чтобы получились верные высказывания.

    Слайд 15

    Какими звуками отличаются? Назови предметы и животных, изображенных на картинках. Какими звуками они отличаются?

    Слайд 16

    Желаю успехов и приятного общения с детьми .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"

    Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....

    «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

    консультация учителя-логопеда для родителей в дошкольном учереждении на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей"...

    «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

    презентация к консультации для родителей учителя -логопеда дошкольного учереждения на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей "...

    Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

    Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

    Консультация для родителей на тему "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

    Автором представлен материал для родителей о значении пальчиковых игр в развитии речи детей....

    Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

    Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...