Буклет Советы логопеда. Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Скоробогатова Евгения Николаевна

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение, это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  1. развитие связной речи
  2. накопление и совершенствование словаря
  3. развитие физического и речевого слуха
  4. развитие грамматической стороны речи
  5. обучение навыкам словообразования и словоизменения
  6. коррекция произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety.docx164.38 КБ

Предварительный просмотр:

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение, это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

развитие связной речи

накопление и совершенствование словаря

развитие физического и речевого слуха

развитие грамматической стороны речи

обучение навыкам словообразования и словоизменения

коррекция произношения.

Нормы речевого развития

детей 3-4 лет

Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: дети пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические  формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]  («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.     Словарный запас достигает 2000 слов.

2.     В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

3.     Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4.     Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.     В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.     У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`].

7.     Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8.     Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 г. Челябинска»

454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского 83-б, тел: 8(351)734-24-88,

E-mail: madouds75@yandex.ru 

Советы логопеда.

Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.

Учитель-логопед

Кутикова Е.Н.

Челябинск , 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития детей

Буклет для родителей...

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....

Нормы речевого развития детей по возрастам

Материал содержит нормы речевого развития ребенка от 2 до 7 лет...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...