Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабась Лариса Владимировна

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений

Лариса Бабась учитель-логопед МБДОУ №37 г Новочеркасск 


В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка, в результате чего возникают негативизм, замкнутость, боязнь общения и т. д. У детей замечается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики, а это, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

(Слайд № 1) Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование песочницы.

Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

(Слайд № 2) Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Играя в песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

(Слайд № 3) Песок обладает свойством пропускать воду. Существует мнение, что песок поглощает «негативную» психическую энергию, а взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры в песок является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

(Слайд № 4) Прежде всего, в группе мы создали предметно-развивающую среду. Которая, включает в себя:

1. Стол - песочницу размером 70х120х8, высотой 68см. Внутренняя поверхность песочницы окрашена в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.

2. Чистый посеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполнили меньшую часть песочницы. Он задает символическую линию горизонта.

3. Собрали «коллекцию» миниатюрных фигурок. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои (злые и добрые). А так же различные геометрические фигуры, пластиковые буквы и цифры, природный материал (камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны). Словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

(Слайд № 5) Начали работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Дети описывали и сравнивали свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «колючее, шершавое» и т. д. Кинестетические ощущения дети получили во время движения:

- скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;

- выполняли те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "проходили" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создавали отпечатками ладоней, кулачков всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- "проходили" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Затем группировали пальцы по два, три и т. д. Создавая загадочные следы, а затем вместе фантазировали, кому они принадлежат! (прошли медведи, проскакал заяц, проползла змейка, пробежали жучки-паучки)

«Играли» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психических процессов у детей. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учила детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок учится понимать себя и других, что приводит к формированию навыков позитивной коммуникации.

Игры с песком можно проводить как с подгруппой детей (3-4 человека, так и индивидуально.

Познакомила детей с правилами поведения в песочнице. Во время беседы «Правила игры с песком» обсуждали, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места, разрушать чужие постройки, мыть руки после игры и т. д.)

(Слайд № 6) Знакомя детей с песочной страной, рассказывала о том, что в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер.

«…. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит». Дети набирали в ладони песок, поднимали их и сыпали песок в песочницу.

Изображая ветер при выдохе легко дули на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу. В процессе таких игр дети знакомились со свойством сухого песка.

Затем познакомила со свойством мокрого песка. Показала способы увлажнения песка с помощью лейки и разбрызгивателя. Обращала внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Через игру «Секреты сухого и мокрого песка» сравнивали качества сухого и мокрого песка.

Наблюдая за детьми, отметила, что игры в песочнице вызывают у детей интерес, долго удерживают внимание, снимают агрессию и напряжение. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивые такие как Максим, Марина, Илона охотно выбирали фигурки и переключали на них свое внимание. А дети с неустойчивым вниманием это Тигран, Кирилл, Марк, Саша подолгу задерживались у песочницы, и хотя их игры были пока на стадии кинестетический ощущений (играя с песком пересыпали его из руки в руку, скользили ладонями по песку, создавали отпечатки пальцами и кулачками, но возник интерес и желание играть.

Поэтому, я стала переносить коррекционно-развивающие игры и упражнения в песочницу.

(Слайд № 7) Для развития диафрагмального дыхания использовала игровые упражнения: «Выравниваем дорожку», «дорога к другу», где дети с помощью воздушной струи выравнивали дорогу для машины, а также образовывали на песке дорожку от одной игрушке к другой. Затем, «Что спрятал песок», «Колодец», «Секрет». Для этих игр использовали одноразовые трубочки для коктейлей. Обращала внимание детей на то, что песчинки очень мелкие и легко разлетаются в разные стороны. Они могут попасть в глаза соседу, если дуть очень сильно. Поэтому дуть в трубочку надо медленно, плавно и аккуратно.

(Слайд № 8) На регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики предлагала детям положить руки на песок, почувствовать расслабление пальцев; погрузив руки в песок, сжимать и разжимать кулачки или легкими движениями создавать «волны»; попеременно чередовать упражнение для пальцев («ушки» - «рожки», «один пальчик – все пальчики») .

Песок – это прекрасная возможность для рисования. На гладкой, влажной поверхности песка дети рисовали пальцами, палочками, а затем стирали написанное, приглаживая песок ладошками. Вначале это были самые простые задания: «Нарисуй как я», «Повтори за мной». Дети рисовали на песке прямые, ломаные, извилистые линии. Главное условие при проведении линий, чтобы дети не отрывали руки, а проводили линию одним движением. Затем задания усложнялись, детям предлагала продолжить узор или придумать свой узор.

В игре «Волшебные превращения» рисовала круг и предлагала детям нарисовать такой же, а затем дорисовать картинку так, чтобы стало понятно, что это такое. Круг может превратится в солнышко, часы, яблоко, шарик. Квадрат в сумку, телевизор, окно, дом.

Рисовали на песке знакомые буквы. В игре «Угадай букву» дети дорисовывали недостающие элементы. Очень любят дети создавать буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Вначале создавали по образцу, используя пластмассовые буквы. Сравнивали свою букву с образцом, исправляли ошибки. А затем самостоятельно создавали целый Город Букв.

Так развивая мелкую моторику, одновременно развиваются высшие психические функции: речь, мышление, память, воображение.

(Слайд № 9) Для исправления звукопроизношения учила детей сочетать движения языка и пальцев рук в песке при разучивании артикуляционных упражнений. Это очень важно для Тиграна, Марины, Саши, Илоны с таким сложным диагнозом, как «дизартрия».

Выполняя артикуляционные упражнения, такие как «Лошадка» дети щелкали языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакали по песку».

В упражнении «Качели» - языком ритмично двигали вверх – вниз, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигали по песку. «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», а ладонью ведущей руки легко похлопывали по песку, и т. д.

Аналогично проводилась работа по автоматизации изолированных звуков. Дети проговаривали слоги, слова, обыгрывали знакомые стихи, потешки с ритмическими движениями в песке.

Для развития фонематического слуха использовала такие игры, как «Спрячь руки в песок услышав заданный звук», «Слоговые дорожки», «Найди, что в песке» - дети отбирают только те игрушки в названии которых есть автоматизируемый звук или, отобрав игрушки с заданным звуком, определяют позицию звука в слове. В процессе подобных игры ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой или «вылепить» на песке.

(Слайд № 10) При формирование грамматического строя речи, через игру «Море» или «Озеро», учила детей правильно употреблять предлоги (от, к, над, между, из-за, перед, приставочные глаголы (приплыл, отплыл, переплыл, наречия (далеко, близко, быстро, медленно, глубоко) .

Используя игровые упражнения :

• «Чего не стало» - закрепляли название существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа;

• «Назови ласково» упражнялись в правильном образовании и употреблении уменьшительно – ласкательных форм имен существительных;

• «Подбери слово» - учились подбирать к игрушкам прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, крокодил – зубастый, бегемот – ленивый и т. д.)

(Слайд № 11) Развивая связную речь, составляли предложения по найденным в песке игрушкам на автоматизируемые звуки.

Отыскивая картинки в песке, и через игру «Для чего это нужно? » учились отвечать полным предложением (Шапка нужна для того, чтобы надевать на голову. Куртка нужна для того, чтобы зимой не замерзнуть. И т. д.) Упражнялись в составлении описательных рассказов используя, лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки». Дети находили в песке игрушки и составляли рассказ - описание. Как вариант, предлагала детям, не доставая из песка игрушку, составить рассказ - загадку.

Помогая детям создавать на песке разные природные ландшафты: реки, озера, моря, долины заметила, что они сразу же «заселяют» песок «жителями», причем беспорядочно расставляя их на песочном листе. Это стадия «хаоса». Подобные действия отражают наличие у детей тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Затем от занятия к занятию уменьшалось количество используемых фигурок и появился сюжет. Выбранная ребенком фигурка воплощала какой-либо персонаж, который вступал во взаимодействие с другими героями.

(Слайд № 12) С появлением «Песочной феи» возрос интерес, появилось желание создавать постройки, обыгрывать их. Возник ритуал приветствия, после которого дети превращались в Волшебников, Художников, Сказочников, способными изменять сюжет в том направлении, которое для них наиболее интересно. Например, оказавшись в роли спасателей Принцессы, дети не просто предлагали тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыграли ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. «Песочная фея» любимый персонаж детей. Она приглашает в гости, зовет на помощь, предлагает различные задания, учит творить добро, увлекательно рассказывает о каком-либо событии, загадывает загадки. Через игру в песок у детей усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Дети начинают придумывать свои мини-сказки.

Итак, использование песочницы это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке развивается речевая активность, познавательные процессы. А вместе с этим развиваются коммуникативные способности, вырабатываются положительные черты характера, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка. Вскоре ребенок начнет применять свой песочный опыт на практике в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.       В комплексном преодолении нарушений реч...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки  дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками....