Опыт работы «Роль логоритмики в профилактике и коррекции речевых и неречевых нарушений дошкольников»
методическая разработка

Эльвира Шаргина

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 «Росинка»

комбинированного вида г. Олонца

Опыт работы

«Роль логоритмики в профилактике и коррекции речевых и неречевых нарушений дошкольников».

                                                                                           Музыкальный руководитель:

                                                                                            Шаргина Э.Н.

2017 -  2018 уч. г.

План

1. Особенности развития детей дошкольного возраста.

2. Значение логоритмики  в профилактике и коррекции речевых и неречевых нарушений дошкольников.

3. Методы и приёмы  проведения логоритмических занятий.

4.Результат.

5.Литература.

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время. С сожалением приходится констатировать, что некоторые малыши не могут рассчитывать на своевременное оказание помощи в силу недоступности логопеда по ряду объективных причин. В таком случае развитие речи возлагается исключительно на родителей и сотрудников дошкольных учреждений. При этом стоит отметить, что находящиеся рядом с ребенком взрослые смогут справиться лишь с незначительными речевыми дефектами.

Как ни странно, самые высокие темпы развития речи зафиксированы на протяжении раннего детства. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные психологами и лингвистами.  Словарный запас годовалого ребёнка ограничен 8-10 словами, в то время как трехлетние малыши способны оперировать до 1000  слов. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. В этом возрасте дети достаточно  эмоционально реагируют на музыку; узнают знакомые песни, пьесы,  определяют  характер музыки; умеют слушать музыкальное произведение до конца;  достаточно чисто и ясно пропевают  текст в песнях. Чётко и точно  выполняют  плясовые движения по показу и самостоятельно (без помощи взрослых).  Двигаются ритмично и в соответствии с  характером музыкального произведения; выразительно и эмоционально передают игровые образы. Ритмически точно (по показу) исполняют рисунок в игре на ДМИ. Обладают хорошим музыкальным слухом.

 Овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4 – 5 годам. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности  произвольных движений и др. Дети 4 – 5 лет  эмоционально реагируют на музыку, точно  определяют  её характер; умеют слушать музыкальное произведение до конца, способны подробно рассказать о прослушанной музыке, используя в речи достаточное количество прилагательных; чисто и ясно пропевают слова в песнях. Артикуляционный аппарат становится подвижным. Дети чётко и точно  выполняют  плясовые движения по показу и самостоятельно (без помощи взрослых).  Двигаются ритмично и в соответствии с  характером музыкального произведения; выразительно и эмоционально передают игровые образы. Точно воспроизводят ритмический  рисунок в игре на ДМИ, проявляют интерес к музыкальной деятельности. Обладают хорошим музыкальным слухом.

Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует отметить, что на данном возрастном  этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение - чище,  высказывания - точнее. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. Семилетние  дети   адекватно используют средства и способы общения с взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности, умеют координировать свои действия в зависимости от вида музыкальной деятельности в процессе совместного движения всех детей и с партнером; умеют самостоятельно выполнять задания  (начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения вместе с музыкой, воспроизводить в хлопках, на ударных музыкальных инструментах ритмический рисунок мелодии); рассказывают о музыкальном содержании (отвечают на вопросы педагога). Движения детей согласованы с ритмом музыки; дошкольники внимательны, проявляют желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью. Проявляют  активность, инициативу, самостоятельность; различают музыку по характеру, музыкальные инструменты по тембровой окраске и называют их; различают динамику музыкального произведения, его выразительные средства; эмоционально реагируют на музыку во время её слушания. Дети семи лет владеют необходимым  объемом знаний, умений и навыков во всех видах деятельности и успешно применяют их на практике.

В течение  трёх лет я работаю в разновозрастной группе для детей с иными ОВЗ, которую посещают дети с разными проблемами развития, такими как: нарушение ОДА (опорно – двигательного аппарата), ЗПР (задержка психического развития), нарушение речи, РАС (расстройство аутистического спектра), УО (умственная отсталость).

Дети  дошкольного  возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющие проблемы в развитии не умеют ориентироваться в пространстве, не могут оценить свойства объекта и отношение между объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера.  Дети проявляют интерес к музыкальной деятельности, но часто не могут самостоятельно выполнять задания, нуждаются в постоянной помощи взрослого.  Некоторые из детей не способны ответить «да», «нет» на простейшие  вопросы по музыкальному содержанию; объем и  качество исполнительских и творческих умений и навыков не соответствует возрасту детей.  Часто наблюдается  несогласованность движений с ритмом музыки. Дошкольники внимательно слушают задания взрослых, но затрудняется в их выполнении; в исполнительской деятельности реакция на начало и окончание звучания музыки запаздывающая; нередко наблюдается пассивность, отсутствие инициативы. В речи дошкольников с нарушениями в развитии не развит артикуляционный аппарат. Речь у детей слабо развита,  у многих детей нарушена коммуникативная функция общения, отсутствует фразовая речь.  Психическое развитие таких детей без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Наблюдая за дошкольниками в ходе совместной деятельности, я выявила, что  типичным для многих детей является: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, дефекты произношения, характерные нарушения слоговой структуры слов. При этом, речевое недоразвитие у детей  выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений. У многих  дошкольников  приходилось наблюдать  несогласованность  движения и речи, неспособность проговорить и пропеть текст в нужном ритме и темпе, неуверенность и скованность в исполняемых движениях (в том числе по показу) и др.  Во время выполнения индивидуальных заданий (проговорить строчку стихотворения, выполнить какое – либо движение) дети терялись, движения их становились скованными.  В ходе диагностики  пришла к  выводу:  на  занятиях необходимо  использовать  такие  упражнения,  в которых различные  движения сочетаются с произнесением  речевого  материала  (с музыкальным сопровождением и без него),  так как  дети с речевыми и неречевыми нарушениями  нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера.

Углублённо  работая по теме, я постепенно  накапливала  материал. Это -  рече - двигательные и  музыкально - речевые игры и упражнения, музыкальные произведения различных жанров, стимулирующие двигательную активность и вызывающие положительные эмоции у детей (музыкально - игровые упражнения для развития крупной и мелкой  моторики, ритма и внимания у детей 2 - 7 лет Е.Железновой, О.Клезович, Т.Овчинниковой, М.Картушиной и других авторов). Мной была собрана  картотека  логоритмических упражнений, соответствующая  возрастным особенностям  детей (логопедические стишки и песенки для детей 2 – 7 лет Е. Краузе, О. Крупенчук, М. Картушиной, Т.Воробьёвой, О. Боромыковой,  Н. Щербаковой,  Е. Анищенковой и др.);  создана фонотека   музыкальных произведений  разных жанров и авторов  (танцы, песни, попевки, музыка для релаксации и др.), используемых в качестве музыкального материала на занятиях; подобран демонстрационный материал различной тематики (иллюстрации с изображений животных, птиц, деревьев, транспорта, посуды и др.).

Так, в процессе НОД с детьми разного возраста я стала в системе использовать специально подобранные   упражнения. Это - упражнения  на  развитие  артикуляционных, темпо - ритмических,  интонационно - мелодических навыков речи, общей  и мелкой моторики, координации  движений. В  качестве примера   приведу  речевое  упражнение  с музыкальным сопровождением -  «Про медведя – привереду» (сл. К. Некрасовой, муз. Н. Головыриной, описание движений  О. Громовой), - на координацию слов и движения, на развитие мышечного тонуса;   речевое упражнение на развитие общей и мелкой моторики без музыкального сопровождения  «Заботливое солнышко»; музыкальная игра на координацию речи с движением «Снеговик»; логопедическая распевка «Ворона»  - на развитие интонационно – мелодических навыков, координацию слов и движений и др. С упражнениями без музыкального сопровождения дети справлялись  достаточно легко с первого раза, а, например, упражнения на координацию речи с движением под музыку вызывали затруднения и требовали неоднократных повторов. Это позволило выявить слабые стороны в речевом и неречевом развитии дошкольников и  наметить план коррекционной работы на будущее.  

В октябре 2016 г. представила  индивидуальный план педагогического поиска (ИППП) - выступила по теме «Роль логоритмики в профилактике и коррекции речевых и неречевых нарушений дошкольников»  на заседании методического совета.

Совместно с учителем – логопедом разработала   программу «Логопедическая ритмика» для детей с ОВЗ со сложным дефектом (3 – 8 лет), которая входит в Рабочую программу по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста с ОВЗ со сложным дефектом  в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и реализуется в текущем учебном году. Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии детей посредством сочетания слова, музыки и движения.  Реализация программы проходит по двум направлениям: 1- развитие неречевых процессов; 2- коррекция речевых нарушений, и направлена на решение следующих задач:

1 - РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ:

- развивать общую моторику,  координацию движений

- развивать  восприятие,  слуховое внимание

- воспитывать   активность, инициативность, самостоятельность

- формировать оптико-пространственные представления,

- развивать зрительную ориентировку на собеседника,

- развивать чувство лада, темпа и ритма,

- развивать слуховую память,

- воспитывать волевые качества (смелость, настойчивость, решительность, выдержку).

2 – КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:

 - развивать темп, ритм дыхания,  высоту и силу голоса,

 - вырабатывать умеренный темп  и ритм речи,

 - формировать интонационную выразительность речи,

 - развивать артикуляционную и мимическую  моторику,

 - воспитывать правильное звукопроизношение,

 - формировать  фонематический слух,

 - развивать активный и пассивный словарь детей,

 - развивать грамматическую  правильность речи.

Занятия по логопедической ритмике проводим фронтально,  совместно с учителем – логопедом 1 раз в месяц. Чаще всего это занятия – развлечения, построенные на сочетании музыки, движения и речи,  продолжительность которых составляет 15 – 30 минут в зависимости от возраста детей, особенностей их здоровья и этапа логопедической коррекции. 

У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у нас общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель - логопед  задаёт лексическую тему,  проводит занятие. Я, как музыкальный руководитель, подбираю музыкальное сопровождение:  музыкальные игры, упражнения, танцы, песни, музыку для релаксации и др.,  участвует в проведении занятий. Воспитатели  оказывают помощь в проведении занятия.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

В планировании  занятий мы руководствуемся принципом концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем, что положительно сказывается на расширении словарного запаса дошкольников. Содержание занятия напрямую связано с задачами логопедической коррекции в группе для детей с иными ОВЗ, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию. Для достижения наилучших результатов занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.

В ходе логоритмических занятий используем следующие виды деятельности:

  • Движения под музыку;
  • Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики;
  • Дыхательная гимнастика; 
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла; 
  • Упражнения на развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, моторной);
  • Чистоговорки; 
  • Речевые игры;
  • Ритмические игры и счетные упражнения; 
  • Пение песен и  распевок; 
  • Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики; 
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; 
  • Театральные этюды;  
  • Коммуникативные игры; 
  • Упражнения для развития творческой инициативы; 
  • Подвижные игры, физминутки;
  • Упражнения на релаксацию. 

В структуру занятия не всегда включены все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы мы варьируем в соответствии с характером речевых и неречевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Все упражнения проводятся по подражанию.  Материал предварительно не разучивается. Во время занятия  дети  вместе с нами стоят в кругу или сидят  полукругом, что дает возможность  хорошо видеть взрослых, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ними.

Большое значение на  логоритмических занятиях  имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа).

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

- движения под музыку чаще всего проходят   в кругу и включают  ходьбу, прыжки, лёгкий  бег с различными координированными движениями рук и ног,  простейшие танцевальные движения – хлопки, притопы, приседания, повороты корпуса, махи руками; нередко это движения – импровизации (изобразить, как идёт медведь, крадётся лиса, едет лыжник и др.);

- танец (хоровод) выполняется в кругу или стоя врассыпную по показу и совместно с взрослыми; как правило, это  танцевальные композиции в умеренном или подвижном темпе, основу которых составляют простейшие танцевальные движения – кружение в паре «лодочкой», выставление вперёд ноги на пятку, ритмичные хлопки, хороводный шаг, приседания, наклоны и т.д.; большая  часть танцевальных композиций построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг  к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции; тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе («Шире круг», «У меня, у тебя», «Разноцветная игра», хоровод «У калинушки», «У жирафа пятна, пятнышки везде» и др.);

- речевая игра представлена в различных видах  – ритмодекламация  без музыкального сопровождения, игра со звуком, игра со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах и др.;  используем простейшие стихотворные тексты - русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки. Примером можно считать игру  «Про медведя», основу которой составляет ритмодекламация с движениями под музыкальное сопровождение:

«ПРО МЕДВЕДЯ» 
Ходит по лесу медведь,                 Дети изображают, как ходит медведь.
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть,                 Спрашивают, разводя руками.
Чтобы мог медведь присесть?      Высматривают из-под руки подходящее место.
То высок пенек,                              Показывают высокий пень – на уровне груди.
То торчит сучок,                            Показывают сучок: прав.руку сжимают в кулак, 
                                                         и поднимают указательный палец.
То мокрый мох,                              Разводят руками, тяжело вздыхают.
То мох пересох! Ох!
То низкий пень,                              Показывают низкий пень, нагнувшись вперёд.
То густая тень,                                Разводят руки в стороны и смотрят вверх.
То узкий ров,                                   Соединяют  ладони, вытягивают руки вперёд.                                      
То гнездо муравьев.                        Пальчики «бегают» по телу.

То кричит сорока,                           Машут руками.
То колючки сбоку,                          Показывают колючки: руки сгибают в локтях, 
                                                        поворачивают ладони в левую сторону, пальцы 
                                                        растопыривают.
Нет хорошего местечка.                Качают головой, обхватив ее руками.
Это сказка о медведе,                    Показывают, как ходит медведь.
О медведе-привереде.

Учитель – логопед проговаривает стихотворный текст, сопровождая чтение движениями, я, как музыкальный руководитель, исполняю на фортепиано сопровождение (фон), соответствующее настроению стихотворения;

- песня, сопровождаемая жестами,  развивает  мелодико-интонационную сторону речи  - пение; стараюсь  подбирать эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом и короткими фразами: «Ёжик», «Кто пасётся на лугу?» и др.;

- логопедическая гимнастика включает статические и динамические упражнения для языка и губ, мимические упражнения, которые подбирает и проводит учитель логопед;  

- чистоговорки используются на каждом занятии;  их подбирает  учитель – логопед; с помощью чистоговорок  автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов; у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание:

ЧИСТОГОВОРКА «ЁЖИ»
Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа;

- пальчиковая игра проводится под музыкальное сопровождение и без него;  главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями; развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию детей: «Сидит белка на тележке», «Кормушка», «Помощники», «Компот» и др.; детям очень нравится данный вид деятельности, и часто бывает, что они с первого раза запоминают и текст, и движения: «Прилетайте, птички», «Рыбка», «Компот», «Семья» и др.;

- подвижная или коммуникативная игра с выбором участника или приглашением позволяет задействовать малоактивных детей в творческий процесс и  тренирует в координации слова и движения, развивает внимание, память, быстроту реакции на смену движений; игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры: «Мышка в огороде», «Рыболов», «Зоопарк», «Репка», «Пугало»  и др.

В зависимости от сюжета и темы занятие включает упражнения на релаксацию под музыку,  задания на развитие чувства ритма или внимания, музицирование (игра на ДМИ), дыхательную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла; упражнения на развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, моторной) и другие виды деятельности.

Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые и неречевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения. Использование на  занятиях игрушек (кукол,  машин, мягких игрушек), музыкальных инструментов (ложек, бубнов, маракасов, треугольников, дудочек, свистулек, ксилофонов, металлофонов), игровых атрибутов (элементов костюмов зверей, масок – шапочек, листочков, дождинок, султанчиков, лент и др.), аудио и видеозаписей заинтересовывает детей,  активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности.

 Практика показывает, что  проведение логоритмических занятий способствует развитию речи и музыкальности детей, формирует их положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Считаю, что важную роль для обеспечения наибольшей эффективности исправления речевых и неречевых нарушений у детей средствами логопедической ритмики играет совместная работа с учителем - логопедом и родителями.

Сотрудничеству с семьей по коррекции  речи с движениями  их детей  я уделяю большое внимание. Вечера и выходные дни дошкольники проводят дома, поэтому важно использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью для каждой семьи  мной  были распечатаны  упражнения, которые  используются  на занятиях с детьми, и даны объяснения к ним,  чтобы родители могли закрепить изученный материал, занимаясь со своими  детьми  дома. В марте 2017 г.  в  рамках Дня открытых дверей   познакомила родителей группы детей с иными ОВЗ с некоторыми приёмами работы, направленными на коррекцию речевых и неречевых нарушений. Их вниманию были представлены следующие виды деятельности:  озвучивание стихотворения «Осенняя история» (развитие артикуляционных навыков речи в сочетании с игрой на ДМИ), пальчиковая гимнастика «Осенние листья» (координация речи с движениями,  развитие мелкой моторики), самомассаж «Мы катаем шишечку» (развитие общей моторики с использованием природного материала - сосновых шишек). В апреле 2018 г. в рамках тренинга «Я и моё дитя» мной, совместно с учителем – логопедом, для родителей был показан фрагмент занятия по логопедической ритмике по теме «Весенний переполох».

Данные мониторинга позволяют говорить о положительной динамике в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением; в умении осваивать движения и речевое сопровождение к ним. Дети стали более эмоционально воспринимать музыку, проявлять самостоятельность и инициативность в хороводах, песнях, танцах, импровизации. Мною было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры помогают развивать не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя; они отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы. У детей прослеживается положительная динамика речевого развития: увеличился словарь, речь стала грамматически оформленной,  фонетическое восприятие и связная речь стали более развиты.

Если на начало 2017-2018  учебного года средний уровень освоения программы имели 5 детей – 45 %, то в апреле 2018 г. этот показатель вырос до 75% (9 детей). Четверо дошкольников улучшили результат, что проявилось в следующем:  дети стали эмоционально реагировать на музыку разного характера,  адекватно  использовать средства и способы общения с взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности; научились координировать свои действия в зависимости от вида музыкальной деятельности в процессе совместного движения всех детей и в паре; движения детей  по – прежнему не  всегда согласованы с ритмом музыки,  но их эмоциональная окраска стала соответствовать её характеру; дети стали проявлять желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью, выполнять  требования, необходимые для успешной музыкально - ритмической деятельности;  появилась  способность начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения (петь, двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах) с началом и  окончанием  музыки;  большинство детей стали чисто интонировать мелодию в удобном диапазоне. Положительная динамика наблюдается  в игре на ДМИ, в подвижных музыкальных играх. Вместе с тем, дошкольники испытывают затруднения в использовании способов творческих действий в музыкальной импровизации. Воспроизведение в хлопках, на ударных музыкальных инструментах ритмического рисунка  имеет определенные особенности  (воспроизведение ритмического рисунка  равномерными только четвертями или только восьмыми длительностями звуков), но здесь, в сравнении с началом учебного года,  наблюдается положительная динамика.  Положительная динамика прослеживается и в речевом развитии: увеличился словарь, речь стала грамматически оформленной,  фонетическое восприятие и связная речь стали более развиты.

Низкий уровень в сентябре 2017 г. показали 6 детей (55%). В апреле  2018 г. показатель снизился, и составил 25% (3 ребенка). Группу для детей с иными ОВЗ посещают дети, не имеющие возможности самостоятельно выполнять задания. Эти дети имеют низкий уровень освоения программного материала. У детей  не сформированы  языковые средства, речь отсутствует.   Слабо развита мелкая и общая моторика, координация движений. Проявляют интерес к музыкальной деятельности, но не могут самостоятельно выполнять задания, нуждаются в постоянной помощи взрослого.  Объем и  качество исполнительских и творческих умений и навыков не соответствует возрасту детей.  

 Сопоставимый анализ  проведённых мною диагностических исследований (в начале и конце учебного года), позволяет  проследить  позитивную динамику  в  коррекции речевых и неречевых нарушений  развития детей с ОВЗ: дошкольники   проявляют  интерес к занятиям,  формируются их коммуникативные навыки,  идёт  активная  работа мысли и  речи ребёнка,  усвоение знаний,  развивается речевое, музыкальное  творчество,  концентрируется и распределяется внимание,  развивается зрительная память и визуально - пространственная ориентация.  

Успешность моей  работы  и работы учителя – логопеда зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии. Наша задача   - провести занятие так,  чтобы дети с нетерпением ждали следующего.

Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой и неречевой  функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Фронтальные занятия помогают ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык   со сверстниками и взрослыми и взаимодействовать с ними. В связи с этим, планирую продолжить работу в данном направлении с дошкольниками  3 – 7 лет  - разработать и реализовать  аналогичные программы  для детей разного возраста с нормой развития.

В октябре 2017 г. в рамках районных  курсов по дополнительной профессиональной программе "Организация образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС" поделилась опытом работы с обучающимися с ОВЗ - выступила по теме: «Реализация программы «Логопедическая ритмика» для детей с ОВЗ».

В апреле 2018 г. обобщила опыт работы и выступила на консультации  для педагогов детского сада «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей».

Литература:

  1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005.
  3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - СПб.: Петербург –XXI,1997.
  4. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.ТС СФЕРА, 2006.
  5. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  6. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
  7. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
  8. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
  9. Радынова О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Тютюнникова Т.Э. Бим – бам – бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
  11. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.
  12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...