КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ульянова Ирина Анатольевна

 

Оглавление

 

Ι Информационно-справочный раздел

 

ΙΙ  Технология опыта

2.1.Актуальность

2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы

2.3. Понятие речевого дыхания и его особенности у детей с бронхиальной астмой.

 

IIIЭтапы развития речевого дыхания у детей с бронхиальной астмой.

3.1  Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

3.2 Дифференциация ротового и носового выдоха.

3.3 Формирование речевого дыхания.

 

Выводы

 

Библиография

 

Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_1_kat.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №94 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ПОЛЯНКА»

               КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Выполнила: соискатель первой квалификационной категории

учитель-логопед                                                                    МДОУ № 94 комбинированного вида  «Полянка»                                                                          Сарафанова Ирина Анатольевна

                                              Волжский-2010

                                                                                 

Оглавление

Ι Информационно-справочный раздел

ΙΙ  Технология опыта

2.1. Актуальность

2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы

2.3. Понятие речевого дыхания и его особенности у детей с бронхиальной астмой.

III Этапы развития речевого дыхания у детей с бронхиальной астмой.

3.1  Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

3.2 Дифференциация ротового и носового выдоха.

3.3 Формирование речевого дыхания.

Выводы

Библиография

Приложение

Ι Информационно-справочный раздел

  1. Тема опыта: «Система дыхательных упражнений как средство коррекции речевого дыхания у старших дошкольников с бронхиальной астмой в условиях логопункта».
  2. Сведения об авторе:

Сарафанова Ирина Анатольевна

1977 года рождения, образование высшее, магистр педагогики

специальность – учитель-логопед

педагогический стаж – 7 лет.

Выступала на городской конференции по теме:  «Специфика развития речевого дыхания у старших дошкольников с бронхиальной астмой в условиях логопункта».

  1. Место функционирования опыта:

404131   Волгоградская область    

         г. Волжский

        ул. Мира, 83

                МДОУ Д /сад №94 комбинированного вида«Полянка»

4.Деятельность функционирования опыта:

Работа над темой «Система дыхательных упражнений как средство коррекции речевого дыхания у старших дошкольников с бронхиальной астмой в условиях логопункта».

  1. Новизна опыта:

- Разработка практического материала

6. Какими материалами представлен опыт:

Опыт представлен данным описанием и следующими приложениями:

  1. Перспективный план работы
  2. Практический материал (игры по развитию дыхания.)

Педагогические средства, используемые в опыте:

  1. Формы проведения занятий:
  1. Вводные
  2. Итоговые
  3. Рядовые
  1. Формы организации детей:
  1. Индивидуальная
  2. Подгрупповая
  3. Фронтальная            
  1. Методы:
  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  2. Наглядные (личный пример, показ, демонстрация материала)
  3. Практические (упражнения, приучения)
  1. Приёмы:
  1. Механические
  2. По подражанию
  3. Смешанные
  4. Нетрадиционные
  1. Дидактический, наглядный материал
  2. ТСО
  1. Аудиокассеты
  2. Компьютер
  1. Стиль общения
  1. Демократический, на основе партнёрских отношений

ΙΙ  Технология опыта

2.1. Актуальность

Бронхиальная астма – одно из наиболее распространенных хронических заболеваний в детском возрасте, которым страдают от 3 до 12% детей. Обострения бронхиальной астмы нередко препятствуют посещению детьми дошкольных учреждений, являются причиной снижения качества жизни больных детей и их семей. Это выдвигает проблему бронхиальной астмы на одно из первых мест в современной клинической педиатрии.

В последние годы достигнут определенный прогресс в изучении механизмов развития бронхиальной астмы в детском возрасте, уточнены клинико-функциональные критерии этого заболевания, разработаны и внедряются программы высокоэффективного профилактического лечения, внедрены новые технологии лечения обострений заболевания, что в целом позволило существенно повысить качество жизни больных и членов их семей.

Одним из направлений лечения бронхиальной астмы детей дошкольного возраста является развитие дыхания. В настоящее время на наш взгляд является недостаточно разработанной тема развития дыхания у детей данной категории. Поэтому целью нашей работы является систематизация уже существующих упражнений для развития дыхания и разработка новых.

Настоящая работа подготовлена в рамках МДОУ № 94 комбинированного вида «Полянка».

В ней освещены вопросы патогенеза, клиники бронхиальной астмы у детей, современный взгляд на проблему бронхиальной астмы, особенности развития дыхания у детей данной категории, предложены упражнения для развития дыхания у детей с бронхиальной астмой.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с БА .

Предмет исследования: развитие речевого дыхания у старших дошкольников с БА.

Цель исследования: разработка системы дыхательных упражнений для коррекции речевого дыхания у старших дошкольников с БА.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать особенности развития речевого дыхания у             старших дошкольников с БА.

2. Развитие у старших дошкольников с БА речевого дыхания путём максимального использования дыхательных упражнений на логопедических занятиях.

         Автор надеется, что эта работа будет полезна воспитателям и логопедам по развитию речевого дыхания и оказанию помощи детям, страдающим бронхиальной астмой.

2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как аллергическое заболевание, в основе которого лежит иммунное воспаление дыхательных путей.

Причины возникновения бронхиальной астмы

Внутренние факторы

• генетическая предрасположенность;

• атопия;

• гиперреактивность бронхов;

• пол;

• расовая/этническая принадлежность

Внешние факторы

Факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы

у предрасположенных к этому людей

Домашние аллергены:

• домашняя пыль;

• аллергены животных;

• аллергены тараканов;

• грибки;

Внешние аллергены:

• пыльца;

• грибки;

Профессиональные (сенсибилизаторы)

Курение:

• пассивное курение;

• активное курение;

Воздушные поллютанты:

• внешние поллютанты;

• поллютанты помещений;

Респираторные инфекции;

Паразитарные инфекции;

Социально-экономический статус;

Число членов семьи;

Диета и лекарства;

Ожирение

Причины, которые провоцируют обострения бронхиальной астмы и/или являются причиной сохранения симптомов:

Домашние и внешние аллергены (см. выше);

Поллютанты помещений и внешние воздушные поллютанты;

Респираторные инфекции;

Физическая нагрузка и гипервентиляция;

Изменение погодных условий;

Двуокись серы;

Пища, пищевые добавки, лекарства;

Чрезмерные эмоциональные нагрузки;

Курение (активное и пассивное)

Ирританты (такие как домашние аэрозоли, запахи краски)

Наиболее частой причиной  БА у детей в возрасте до 1 года является пищевая и лекарственная аллергия. У детей в возрасте от 1 до 5 лет развитие БА часто обусловлено бытовыми, эпидермальными и грибковыми аллергенами, при этом у детей старше 3–4 лет возрастает роль пыльцевой сенсибилизации. У детей, проживающих в загрязненных промышленных районах, отмечают аллергию к химическим веществам.

2.3. Понятие речевого дыхания и его особенности у детей с БА.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.                                                            

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Одним из направлений в терапии бронхиальной астмы у детей является развитие дыхания. Остановимся на особенностях дыхания детей с БА.

При данном заболевании отмечается (при обострении болезни) затрудненное дыхание, сопровождающееся одышкой, свистящими хрипами, кашлем, образованием мокроты.

У больных бронхиальной астмой могут развиваться структурные изменения в дыхательных путях, выявляются гипертрофия и гиперплазия гладкой мускулатуры дыхательных путей, приводящих к формированию иммунного (аллергического) воспаления дыхательных путей, составляющего патогенетическую основу этого заболевания.

В структуре речевого дефекта при БА важное место занимают нарушения дыхания. БА определяется слабостью и недифференцированность дыхательных движений.

Дыхание ребенка с БА поверхностное, вдох неглубокий. Объем выдыхаемого воздуха недостаточный, неравномерный, ритм дыхания нарушен. Это мешает нормальной работе голосовых складок. При неполном смыкании голосовых связок изменяется тембр голоса, появляется придыхание. При БА голос может быть напряженным, с колебаниями громкости. Гипертрофия и гиперплазия гладкой мускулатуры дыхательных путей приводят к дисбалансу ротового и носового резонанса, к назализации голоса. Также к голосовым нарушениям относятся отклонения тембра голоса (глухость, хриплость, назализованность, сдавленность, напряженность, прерывистость).

При БА отмечается нарушение мелодикоинтонационной и темпо-ритмичной стороны речи, слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Дискоординация работы мышц артикуляционного и дыхательного аппаратов является причиной общей смазанности, монотонности, замедленности речи.

Известно, что дыхание, его частота, ритм и глубина имеют большое значение в речевом акте. Дыхание можно разделить на:

- речевое

- неречевое.

Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжителен, чем выдох.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей с БА эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дети с БА делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко эти дети говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

III Этапы развития речевого дыхания у детей с бронхиальной астмой.

Дыхательные мышцы можно тренировать со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие физиологического дыхания.

При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках: то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и среднего звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные комбинации вдохов и выдохов.

Следует серьезно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат: при сильном насморке воспалительные процессы могут распространяться на придаточные полости носа, что нарушает резонирование звука, на гортань с ее связками, на трахею и бронхи, что лишает звук гибкости, изменяет его. Это особенно важно для детей с БА.

Прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания, нужно проверить работу дыхательных мышц:

- диафрагмы,

- межреберных мышц,

- мышц живота.

Движение межреберных мышц проверяется легко. Если положить кисти рук на нижние ребра грудной клетки и сделать вдох, то руки ощутят движение ребер и увеличение объема грудной клетки. При выдохе руки ощутят сужение ребер и уменьшение объема грудной клетки.

Движение диафрагмы проверить труднее, так как она не у всех достаточно тренирована и ее внешнее движение не всегда легко ощущается. Поэтому проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину (лучше всего это делать утром), положить руку или игрушку на область желудка и проследить, что будет происходить с рукой (или игрушкой) при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука (игрушка) обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы, которая распрямится, потеряет свое куполообразное положение. При выдохе рука опустится.

Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и подчиняются движениям диафрагмы при вдохе и выдохе.

После того как проверено движение диафрагмы в положении «лежа», надо повторить то же упражнение в положении «стоя»: положить руку на область желудка и сделать глубокий вдох носом, рука должна ощутить то же движение, что и в положении «лежа».

Полезно также проверить «на глаз», как изменяется объем грудной клетки. Для этого нужно встать перед большим зеркалом и посмотреть, что происходит с грудной клеткой при вдохе и выдохе. При глубоком вдохе помимо движений нижних ребер будет двигаться верхняя часть грудной клетки и несколько приподнимутся плечи. Если диафрагма плохо развита, то плечи будут приподниматься слишком высоко.

Таким образом, в ходе перечисленных упражнений произойдет «знакомство» с внешним выражением процесса дыхания.

                                                                                                        Таблица 1.

Этапы работы над дыханием

РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха

Формирование речевого дыхания

Дифференциация носового и ротового выдоха

Распределение выдоха в процессе речи

Формирование фиксированного вдоха

Формирование фиксированного выдоха

Добор воздуха в процессе речи

Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи

1 ЭТАП.  Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

2 ЭТАП.  Дифференциация ротового и носового выдоха.

3 ЭТАП. Формирование речевого дыхания.

Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения.

3.1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

При этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно снижает утечку воздуха через нос.

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых мы рекомендуем использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики АН. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох — пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3—5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5—6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

3.2. Дифференциация ротового и носового выдохов.

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений.

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков — ф,в,с,з,ш,ж,щ,х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков — п,б,т,д,к,г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат (ц,ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс,пл,вр и тд.).

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.

Главная особенность этих комплексов – сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

3.3 Формирование речевого дыхания.

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи — синтагмы.

Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из со гласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество нужно увеличивать.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений.  Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми с БА, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала в последнем случае. Здесь необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. При большом количестве нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения. (Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.)

Небезуспешно используются нами в работе над постановкой диафрагмального дыхания элементы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов дыхания, особенно при БА.         

В настоящее время стали активно применятся в образовательном процессе компьютерные технологии. 

Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Уже существуют компьютерные программы, направленные на развитие речи, которые можно с успехом применять при обучении детей  старшего дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные логопедическая программы «Игры для Тигры», «Видимая речь».

В нашей работе мы используем упражнения на дыхание компьютерной игры «Игры для тигры». Опишем краткое их содержание.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре больших блока:

  1. «Просодика»,
  2. «Звукопроизношение»,
  3.  «Фонематика»,
  4. «Лексика».

В блоке «Просодика» включается модуль «Дыхание», целью которого является развитие речевого дыхания. Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.                                                                Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).                        Для тренировки дыхания нами планируется использование аппарата В.Ф.Фролова. С помощью прибора создается сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха, которое воздействует на диафрагму и дыхательные мышцы. Использование аппарата Фролова позволит:

1.      активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;

2.      формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;

3.      вырабатывать периодичность выдоха;

4.      развивать силу физиологического выдоха.

Выводы

Остановимся на полученных результатах.

Проведенная нами комплексная работа по развитию дыхания позволила подтвердить правильность поставленной ранее задачи и выявила позитивную динамику в лечении БА детей старшего дошкольного возраста.                                                                                       Проведенная нами работа показала, что использование упражнений на дыхание значительно способствует развитию дыхания старших дошкольников и уменьшает количество приступов удуший при БА. Произошли заметные изменения в здоровье детей: увеличилось количество ребят с низким количеством приступов, так у 1 ребёнка не было ни одного приступа к концу года, у 7 детей – 1 приступ, и у 4 детей – 2 приступа.  И так, можно сделать вывод, что благодаря комплексной работе по преодолению БА, количество детей с приступами удушия при БА к концу года уменьшилось.

Проведенная нами работа не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы и позволяет наметить направления дальнейшей работы. Так, требуют разработки такие направления, как создание программы по развитию дыхания у детей с БА, разработка специальных занятий по развитию дыхания у данной категории детей, а также приобретение аппарата Фролова  для тренировки дыхательной мускулатуры и другие.                                                                                                                                                                                                                                

        

        



Библиография

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

Белякова А. И., Гончарова Н. Я., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М,, 2005.

Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа Под ред. Геппе Н.А . М-2004

Власова Т. М; Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду — М. 1997.

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб.,2002.

Соломатина Г.Н. Нормализация функций дыхания у детей с речевыми нарушениями/ Ж. «Логопед» №1 2004г

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

                                                                                       

                                                                                           приложение № 1.

Упражнения по развитию диафрагмального дыхания 

Упражнение 1. «Вдох и выдох»

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать

естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, все время с закрытым ртом. При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

Упражнение 2. «Руки в боки»

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем — вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии

(состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперед, вдох максимальный.

Упражнение 3. «Дудочка»

Стоять прямо. После предварительного выдоха вдохнуть через нос; проследить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть в спокойном состоянии. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора

дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет

легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение сидя.

Упражнение 4. «Пчёлка»

Сидя делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на изображение пчёлки, висящий близко. Отодвинуть пчёлку и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть пчёлку («а то укусит») еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают интенсивно.

Упражнение 5. «Запах сирени»

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая пауза, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 6. «Дровосеки»

Упражнение выполнять стоя. Медленно вдохнуть носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 7. «Вдох -3, а выдох –6»

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха — на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху выдерживаем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 8. «Ёжик фыркает»

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать, используя и другие согласные с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки, — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты.

Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 9. «Звуковой выдох»

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X— на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 10. «Чайник пыхтит»

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны интенсивно работать губы.

Упражнение 11.

Полный вдох делается на счет до трех, с остановками после каждой цифры, — таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ, счет до 10-12. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох.

Упражнение 12.

Выдох при счете вслух до восьми. Выполняя упражнение, нужно следить за тем, чтобы заданное число счета шло как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, не повышая голоса, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

Упражнение 13.

Быстрый вдох на «раз». Общий счет до пятнадцати, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя пополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти — остановка — счет до

десяти.

Упражнение 14.

Взяв дыхание, произносить ровно, как одну фразу: один, два, три, четыре, пять. Считать медленно, чтобы появилась необходимость пополнить дыхание. Добрать дыхание, считать дальше до десяти. Добрать дыхание, считать до пятнадцати. Во время счета не опускать грудную клетку. При

доборе дыхания одновременно с вдохом нижняя часть живота выступает вперед. При начальной тренировке добор можно делать относительно медленно, а затем постепенно сокращать время вдоха.

Упражнение 15.

Прыгая на носках, считать до десяти вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до десяти также на одном выдохе, после чего спокойно маршировать и дышать бесшумно. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.

Упражнение 16. «Выше-ниже»

Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины, и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола.

Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным; не вытягивать вверх шею чрезмерно, когда мяч летит вверх.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального выдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

«Животик хорошо дышит» Ребёнок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Жук жужжит Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

                                                                                             приложение № 2.

Упражнения по развитию длительного фонационного выдоха.  

Задуй свечу(свечой служит указательный палец или тонкая полоска бумаги) ребенку предлагается спокойно выдохнуть через нос, произнося шепотом ф-ф-ф.

Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки– на ладонь ложится ватка, ладонь с ваткой на уровне рта, на выдох ребенок сдувает ватку на пол. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох.

Понюхать цветок при вдохе. Навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на играх – упражнениях. Например, дать ребенку понюхать цветок, духи, фрукты.

На выдохе подуть на пригоршню рук, имитируя дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Понюхать ватку. Логопед поднимает вату вверх и предлагает ребенку ее понюхать. Ребенок, поднимаясь на носочки, делает вдох, опускаясь – выдох.

Выдох на «ушибленное» место руки.Вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь и т.д.

Понюхать надушенный платочек. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово «хорошо». Произнесение должно быть спокойное, медленное, по слогам: «хо-ро-шо». Затем на выдох произнести фразу в два-три слова: «очень хорошо», «очень хорошо пахнет».

Для развития и воспитания целенаправленной струйки мы используем поддувание игрушек. Это снежинки, бабочки, цветочки, перышки, султанчики, которые изготавливаем сами.

Во время занятий все эти предметы обыгрываются. Например, используя снежинку для отработки воздушной струйки, одновременно закрепляем пространственную ориентировку:

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинка вправо полетела,

Дети вправо посмотрели.

Снежинка влево полетела,

Дети влево посмотрели.

 

Также на занятиях используем игры: «Найди котика», «Подуй на вертушку», «Футбол», «Загони птичек в клетку», «Надуй шарик», «Подуй в бутылочку», «Подуй в свистульку», «Поиграй на дудке» и т.д.

         «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

         «Жираф и мышонок». Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").

Игра "Водичка".Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!


Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

Игра "Капитаны".Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели. "Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони до
Волги-реки!

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием.                                                                                                                    Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

В логопедической практике так же рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

-  Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
 

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.    

           Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

                                                                                                                   Приложение № 3.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

• па, папа, папапа, папапапа;

• папо, папопу, папопупы, папопу пыпэ;

• папапопопупу, папапапопопопу пупу;

• фаф,фаф,фаф.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и тд.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и тд.:

• один,два;

• один,два,три;

• один, два, три, четыре

3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия  месяцев, времен года:

• понедельник;

• понедельник, вторник;

• понедельник, вторник, среда...

• январь;

• январь, февраль;

• январь, февраль, март.

4. Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: Вдох через четыре, пять, шесть и тд. Егорок

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки (вдох).

Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).

Четыре Егорки, пять Егорок,  шесть Егорок (вдох)...

и т.д. до конца счета.

Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

5. Упражнение аналогично предыдущему.

Шли семеро стариков (вдох),

Говорили старики про горох (вдох).

Первый говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)

Второй говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)

Третий говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)

и т.д. до конца счета.

6. Наращивание слов в предложении

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.

***

Вы ели-ели форелей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

***

Кукушка кукушонку сшила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

***

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила.

Мила — молодчина!

***

Пришел Прокоп— кипел укроп

Ушел Прокоп — кипел укроп

Как при Прокопе кипел укроп

Так и без Прокопа кипел укроп

***

Был тупогуб, тупогубенький бычок;

У быка бела губа была тупа.

***

Турка курит трубку,

Курка клюет крупку.

Не кури, турка, трубку,

Не клюй, курка, крупку.

Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем—двух, далее — куп лета на одном выдохе.

***

Среди белых голубей

Вот летает воробей,

Откликайся, не робей

Вылетай-ка, воробей!

***

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки — скок, Саню — в бок,

Соню — бух в сугроб!

***

Няня Петю без конца

Мягкой губкой мыла,

Чтобы смыть с его лица

Синие чернила.

Смыла губкой полосу

На щеке и на носу.

Только кончила купать —

Весь в чернилах он опять!

***

Вот гуси с выводком гусят

Галдят, шипят, как змеи,

Грузовику они грозят,

Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовику

Гусей горластых стая.

Гудком грозит он гусаку,

Дорогу расчищая. (С. Маршак)

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

Речь можно записывать на магнитофон, что позволит ребенку слышать себя со стороны. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, чет кости и разборчивости речи, раз витию мелодичности и звучности голоса, предохраняя его от переутомления.

Правила проведения работы по нормализации дыхания

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

2. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

3. Не делать слишком большой вдох.

4. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

5. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.

6. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.

Подобная система способствует коррекции нарушений звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, развитию дыхания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Дыхательная гимнастика как средство коррекции речевых нарушений"

quot;Дыхательная гимнастика как средство коррекции речевых нарушений"/ Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей/ отв. и научный редактор проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» Рассчитана на воспитанников 6-го и 7-го года жизни.

В программе отражены возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта. Сформулированы целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной   области «Речевое развитие»...

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников (5-7 года жизни) в условиях логопедического пункта в ДОУ»

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопункта в ДОУ"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ. Расчитана на воспитанников 5-7 года жизни

В  филиале №2  «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта. В современной практике раб...

Перспективный план коррекционной работы по развитию физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Правильное дыхание не только одна из функций жизнеобеспечения человека, но и основа его звучащей речи. Дыхание обеспечивает нор...

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...

Статья: "Дыхательная гимнастика как средство коррекции речевых нарушений"

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание....