Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

Попова Валентина Николаевна

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

(ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик»)

Выступление на методическом

объединении для педагогов, работающих                         с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс

«Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников»

                                                       Воспитатель:

                                                                                      Попова Валентина Николаевна

М.р. Волжский, 2018г.

Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников.

Актуальность: 

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

Кроме того, ухудшающиеся с каждым годом экологические условия влияют на здоровье подрастающего поколения, в педагогической практике наблюдается все больше детей со сложными нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Все это обосновывает необходимость и актуальность исследования средств, развивающих речевое творчество в дошкольном возрасте в контексте новой образовательной политики, с использованием новых технологий и передового опыта.

     Особую роль в подготовке к школе играет словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов; образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, формирование речевых навыков на основе развития познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Цель мастер-класса:

Познакомить педагогов со способами развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе сенсорного анализа.

Задачи развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе сенсорного анализа:

  • Развитие кинестетических (речедвигательных) ощущений в процессе мускульной речевой деятельности ребенка.
  • Упражнять детей в работе с алгоритмом составления текстов различного содержания; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов с опорой на алгоритм;
  • учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сочинять сказочные истории на основе различных игр и упражнений;
  • развитие мышления (логическое, творческое, аналитическое), воображения;
  • обогащение словарного запаса;
  • воспитывать у дошкольников познавательный интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества, к собственному сочинительству.

Оборудование для проведения мастер-класса:

Ящик ощущений (коробка, с открываемой крышкой, сбоку ящика есть отверстие, диаметр отверстия позволяет участнику засунуть руку внутрь), персонажи героев из кукольного театра, пластмассовые овощи и фрукты, игрушечный мобильный телефон, игрушки из киндера сюрпризов, маленькие игрушки смешарики, поделки из соленого теста, лоскуты различной фактуры.

 Ход мастер-класса:

Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: речетворчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать. Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. Таким образом, можно сделать следующий вывод - детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл сказанного. Подобное явление называется словотворчеством.  Ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц). Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по теме.

Речевое творчество по методу пересказа обогащает речь ребенка всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями) , тренирует связную речь. Данный вид речевого творчества поощряет детей к тому, чтобы они захотели задать вопросы по ходу рассказа, повторить его. Пересказ может включать в себя следующие приемы - игры в любимых героев сказок, инсценировки сказок, рассказов.

Самое важное и практическое значение имеет следующий вид речевого творчества – сочинение или рассказывание. Использование данного приема обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому педагог должен поощрять как самостоятельное «сочинение» детьми сказок, так и рассказывание реальных случаев из жизни, художественных произведений, описание картинок, реальных объектов- вещей, животных, растений.

Описанные выше виды речевого творчества предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат и усваивает речь интуитивно. Развитие речевого творчества у детей всегда идет в параллели с так называемом приемом «экспромта», т.е разговор или диалог педагога без предварительной подготовки, содержательного характера, с отдельным ребенком или группой детей. Данный прием речевого творчества вовлекает детей в беседу, на связанное рассказывание, в процессе бытовой деятельности, на прогулках и экскурсиях, во время игр, при рассматривании картинок, в процессе трудовой деятельности, во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы и т.д.

Таким образом, создание педагогической системы по развитию речевого творчества стало ведущей задачей моей работы по речевому развитию дошкольника. Новизна моего опыта заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому творчеству ребенка - дошкольника. Так как дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, дети очень любят фантазировать, с удовольствием что-то придумывают и домысливают, составляют контаминации на тему знакомых сказок или рассказов, мною был изготовлен ящик тактильных ощущений. Смысл работу с данным пособием заключается в следующем, дети, не видя предмет, опираясь только на сенсорный анализ описывают его.

Предлагаю вам несколько игр на развитие речевого творчества на основе сенсорного анализа.

  1.  «Угадай какой фрукт?»

В ящик кладется пластмассовый фрукт. Участники не знают, что находится внутри. Ведущий предлагает узнать, что находится в волшебной коробке. Участник, опираясь на свои ощущения угадывает что это такое. Предполагает свой вариант, не вытаскивая предмет, аргументирует свой выбор. (Например: овальной формы, гладкое на ощупь, имеется небольшая веточка, твердое, с одной стороны более тонкое, с другой больше в размере, скорее всего это груша).

  1.  «Сочини или продолжи сказку»

Данная игра проводится по принципу контаминации на тему художественных произведений. Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия, творчески переосмысливают приключения. Например, берем любимый персонаж (куклу из настольного театра), и, развиваем сюжет сказки от первого лица.

«Я поросенок Ниф-ниф, сейчас я расскажу вам одну удивительную историю….» участник сам придумывает сюжет либо повторяет его с добавлением нового.              «Я люблю…..» – достает первый попавшийся предмет из коробки, «я построю свой дом из …» - достает следующий предмет и т.д. деятельное участие в собственных представлениях способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

  1.  «Необычное ателье»

В коробке лежат   кусочки разных видов ткани. Участникам предлагается описать ткань по ощущениям (какая ткань по фактуре, что можно из нее сшить).

Рефлексия «Незаконченного предложения»

По завершению мастер – класса педагогам предлагается взять лепесток ромашки, на котором записаны предложения (на данном мероприятии меня порадовало….; мне понравилось…; мне удалось…; сегодня мне захотелось…; к сожалению мне….; я похвалил бы себя за…) и устно закончить их.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника, как средство развития речевой активности детей»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Мастер-класс для педагогов. "Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста"

Кинезиологические игры и упражнения как эффективное средство развития и оздоровления дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»

Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»...