Приёмы и методы формирования полноценных фонематических процессов (восприятия, анализа и синтеза) у обучающихся с НВОНР и ФФНР
учебно-методический материал по логопедии на тему

Воеводина Людмила Александровна

Поэтапное формирование фонематических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель  учитель – логопед

ГБОУ г. Москвы «Школа  №1747»

Воеводина  Людмила  Александровна

 «Приёмы и методы формирования полноценных фонематических процессов (восприятия, анализа и синтеза)

у обучающихся с НВОНР и ФФНР»

Форматирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов основывается на овладении ребенком следующими терминами и умении ими оперировать: слово, предложение, слог, звук, буква, согласный и гласный звук, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки. 

Формирование полноценных фонематических процессов происходит в соответствии со следующими этапами:

  1. Развитие фонематического восприятия (на уровне звука).
  2. Развитие навыка анализа и синтеза слога.
  3. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
  4. Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  5. Развитие навыка анализа и синтеза предложения.
  6. Развитие фонематического представления смешиваемых звуков (дифференциация фонем).

Приёмы и методы работы.

I. Развитие фонематического восприятия (на уровне звука).

  1. Сделать хлопок (поднять руки) на заданный звук в ряду звуков, слогов.
  2. Показать соответствующий символ, зашифровать нужный звук в ряду звуков.
  3. Показать букву, соответствующую звуку.
  4. Цифрой указать количество звуков,
  5. Цифрой указать место звука в ряду звуков.
  6. Послушать и повторить звуковой ряд (песенку из звуков).
  7. Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?

II. Развитие навыка анализа и синтеза слога.

 Необходимо соблюдать поэтапность формирования умственных действий:

  1. работа с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия;
  2. работа в плане громкой речи;
  3. внутренний план работы на основе слухо-произносительных представлений.

К первому этапу относятся следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо, воспринимать тыльной стороной ладони движения нижней челюсти.

Ко второму этапу относится умение выделять гласные звуки в слове. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Выделение гласного звука из слога.

(поднятие руки, флажка, игрушки, круга или другая символика).

Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, н-р: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Назвать только гласный звук слога.
  2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  3. Записать только гласные буквы слогов.
  4. Придумать слог с соответствующей гласной.
  5. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  6. Придумать слог, в котором гласный звук на 1-ом, 2-ом или 3-ем месте.
  7. Изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (ум-му).
  8. Самостоятельно составить, записать слоги, выложить их схему.

Выделение согласного звука из слога.

  1. Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.
  2. Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.
  3.  Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ-ХА.
  4. Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путём изменения одного звука типа ОТ, УТ, АТ.

Выделение гласного звука из слова.

На первом этапе работы предлагаются односложные слова различной структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети определяют какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).

В дальнейшем проводится работа на материале двусложных и трёхсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

  1. Назвать гласные звуки в слове (берутся слова, произношение которых не отличаются от написания (лапа, диван, канава)).
  2. Записать на схеме, только гласные данного слова (кошка   о|  а  или ОА).
  3. Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
  4. Назвать картинки и разложить их под гласными буквами (картинки на односложные слова: сук, нос, стол, пол, сом…).
  5. Назвать картинки под различными  графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы.
  6. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
  7. Чтение слоговых таблиц.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Повторить заданное слово по слогам.
  2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
  4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами.
  5. В соответствии с заданной темой назвать слова, в которых есть заданное количество слогов.
  6. Прочитать слово (предложение) путём выделения (вычленения) и объединения  первых слогов из названия картинки, или названных слов (1-записывать слоги), или записанных (2-незаписывая).
  7. Определить пропущенный слог в названии картинки, в записанном слове.
  8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  9. Определить слово или предложение, произнесённое по слогам.
  10. Выделение из предложения слова, состоящего из заданного количества слогов.
  11. По сюжетной картинке назвать слова из 1-го, 2-ух, 3-ёх слогов.

На этапе работы в умственном плане рекомендуются следующие задания:

  1. Придумать слова с заданным количеством слогов.
  2. Придумать слово с определённым слогом в начале или конце слова.
  3. Определить количество слогов в названиях картинок (без проговаривания), показать цифру.
  4. Записать только слоги, начинающиеся с согласного звука, заканчивающиеся им.
  5. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
  6. Составить слоговую схему слова с указанием ударного слога.
  7. Придумать слово к схеме.

III. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Уточняем слуховой и произносительный образ звука с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы в собственной речи ребёнка.
  • Есть ли звук «Б» в словах: бык, лампа, батон, лобик, лапка, бритва.        (с показом символа, повторением слова).
  • Придумать слова с указанным звуком.
  • Отобрать картинки на заданный звук, не называя их.
  1.  Вычленение звука из начала и конца слова.
  • Определить в слове первый звук, последний.
  • Определить место звука в слове.

а)    Вычленение первого ударного гласного из слова.

б)    Вычленение первого согласного из слова (подобрать картинки).

в)    Определение конечного согласного в слове (ам, уп, сам, суп)

г)    Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.

Игра. «Телевизор», «Читаем по картинкам» или «Отгадай словечко».

Собрать слово из первых (или последних) звуков данных слов.

Игра. «Паровозик». Распределить картинки или слова в соответствии с местом звучания заданного звука (порядковый номер звука в слове или его позиция в начале, середине или конце слова).

Игра. «Звуковая мозаика». Определить 1-ый звук слова (последний) и в соответствии с ним выложить квадраты определённого цвета по клеткам распечатанного на квадраты поля. Если задание выполнено правильно – получается рисунок, орнамент.

  1. Определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам.

Упражнения:

  • Подобрать слово с заданным количеством звуков, со звуком звучащем в начале, середине или конце слова.
  • Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
  • Цифрой указать количество звуков в слове.
  • Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове
  • Определить к какому слову относится схема.
  • Подобрать слово к схеме.
  • «Буква заблудилась» или «Слово рассыпалось» (переставить буквы, чтобы получилось слово).
  • «Буква потерялась». Найди её.

Игра. «Цепочка». Называние слов таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал первым звуком последующего.

IV. Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

  1. Составить слова разной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
  2. Вставить в данные слова пропущенные буквы.
  3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1-ом, 2-ом, 3-ем и т.д. месте
  4. «Кроссворд»: по наводящему вопросу (или теме) отгадать слова, с заданной буквой или буквами, по общему количеству букв каждого слова.
  5. Игра. «Составить лесенку». Добавить недостающую букву, буквы.

ПА__(Р)

ПА__ __(Р,К)

ПА__ __ __(Р,О,М)  и т. д.

  1. Подобрать слова с определённым количеством звуков.
  2. Игры: «Телевизор», «Читаем по картинкам» (см. выше)

Собрать слова по первым, вторым и т.д. звукам из названий картинок, данных слов.

  1. «Отгадай словечко» на слух из первых звуков слов собери новое слово.
  2. Преобразовать слова.
  • Добавить звук, убрать, изменить один звук на другой, переставить буквы, слоги.
  1. Составить новые слова из букв данного слова, или из произвольно данных букв, выпавших на кубиках.
  2. «Цепочка слов». Назови такое следующее слово, чтобы его 1й звук (слог) был таким же как последний звук (слог) предыдущего слова. Первое слово называет учитель, оно может быть  зашифрованным, далее дети называют слова по очереди.
  3. Назвать слова в которых буквы расположены в обратном порядке (сон – нос, кот – ток …).
  4. Какой звук выпал из слова? (на слух) (смех – мех, крот – рот …).
  5.  Назвать общий звук в словах. Назвать общий звук в парах слов (из этих звуков собрать слово: ЛУК – СТОЛ (Л), КИНО – ИРА (И), МЕЛ – МЫШЬ (М), ОКНО – ДОМ (О), НИТЬ – НОС (Н).
  6. Объяснить каким звуком (слогом) отличаются данные слова.
  7. Соотнести написанное слово со звуковой схемой или к ней подобрать слово, соответствующее заданной теме (цветы, деревья, животные, одежда и т. д.).
  8. Найти и доказать ошибку в схеме.
  9. Зашифровать слова на материале картинок, слов, ребусов.
  10. Расшифровать (отгадать) ребусы, шарады.
  11. Выполнить математические действия, чтобы отгадать слово. Например: СУ + Р +Ж + О – Ж – У – С + СТ = Р _ _ Т  (РОСТ).

V. Развитие навыка анализа и синтеза предложения.

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания.

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
  2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить предложение из слов данных в беспорядке.
  5. Придумать предложение с заданным словом, так чтобы оно находилось первым, вторым и т. д.
  6. Составить графическую схему предложения.
  7. Придумать предложение по графической схеме.
  8. Определить место слова в предложении.
  9. Поднять цифру соответствующую количеству слов в предложении или месту слова в предложении.
  10. Определить, какой из данных схем соответствует каждое предложение.
  11. Составить предложение по схеме, опираясь на картинку.
  12. Составить предложение, увеличивая каждое последующее на одно слово.
  13. Распространить предложение словами с заданным звуком.
  14. Расшифровать предложение (пословицу) по картинкам, по началу данных слов, по таблице букв, которую нужно прочитать в определенном направлении или найти это направление самостоятельно.
  15. Определить границы предложения в тексте.

VI. Развитие фонематического представления смешиваемых звуков (дифференциация фонем).

  1. Выделение звука.

Каждый смешиваемый звук сначала изучается на речевом материале без оппозиционного звука.

  1. Уточняется артикуляция звука с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия и кинестетические ощущения.

б)        Звук выделяется из ряда других не оппозиционных звуков.

в)        Звук выделяется на фоне слога (наличие, место в слоге).

г)        Звук связывается с буквой, определяется наличие и место звука в слове.

д)        Выделение слов со звуком из предложения.

Упражнения:

  • Сказать какой звук общий в прослушанных словах.
  • Назвать слова с заданным звуком в соответствии с данной темой (птицы, ягоды, мебель, посуда и т. д.).
  • Распределить или отобрать картинки, где изучаемый звук на первом, втором, третьем и т. д. местах.

  1. Сопоставление звуков по парам (смешиваемые).

Основная цель – различение звуков.

Дается речевой материал на пары звуков.

Дифференциация изолированных звуков (и букв):

  • по артикуляции;
  • по характеристикам;
  • по произношению;
  • по звучанию;
  • по написанию.

Сравниваются изолированные звуки в слогах, в словах – паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме.

Упражнения:

  1. Определение звука по беззвучной артикуляции.
  2. Определение звука при закрытой экраном артикуляции.
  3. Дифференциация звуков в слогах (в слуховом и произносительном сопоставлении):

а)        Повторение слогов с оппозиционными звуками сначала с одинаковым гласным звуком, затем с разными гласными звуками:

ЗА        ЖА        ЗА

ЖО        ЖУ        ЗУ

ЗОЖ        ЗУЖ        ЗАЖ

б)        Чтение слогов:

  • поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;
  • составить слоги с заданными звуками;
  • преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;
  • диктанты слогов со смешиваемыми звуками;
  • шифровка (и расшифровка) слогов.

в)        Дифференциация звуков в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слова):

  • определить, какой звук в слове – П или Б, поднять соответствующую букву;
  • определить место звука в слове (начало, середина и конец);
  • подобрать самим слова с заданными звуками;
  • работа со словами – паронимами;
  • разложить картинки в две стопки  под соответствующие буквы (Л и Р);
  • выборочно записать слова только со звуком  С;
  • записать слова в два столбика (Ц и Ч);
  • составить графические схемы слов;
  • вставить значки – символы «треугольник, квадрат, круг» на место пропущенных букв;
  • игра  «Заселим  дома»  (отобрать  картинки – жильцов  по наличию звуков Т и Д);
  • игра «Закрой картинки нужной буквой»;
  • шифровка слов;
  • составление слов из разрезной азбуки;
  • отгадывание загадок, анализ отгадок;
  • Игра «Дежурный звук» (подберите с дежурным звуком названия птиц, растений и т.д.);
  • Игра «Не торопись подумай, что не так»: Незнайка ошибся, а Знайка его исправляет.  Серый вол (волк) голодный, злой ходит по лесу зимой.
  • подобрать в рифму слово с рабочим звуком: Мы от страха все притихли. На арену вышли … (тигры);
  • заметить звук в предложенном слове на заданный (оппозиционный звук) и назвать получившееся слово – «Назови слово с другим звуком»;
  • диктанты слов на смешиваемые звуки;

г) Дифференциация звуков в предложениях;

  • придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;
  • назвать из предложения (стихотворения, загадки, текста) слова с заданными звуками (звуком);
  • в предложениях вставить в слова на место пропущенных букв символы (треугольник, квадрат, круг и т.д.);
  • выборочный диктант (только с одним звуком);
  • добавить в предложения слова с заданным звуком. Например со звуком Р: «В аквариуме плавают ….  . Во дворе каркает ….  . На лугу паслась ….  .
  • составить предложения, включая в них данные словосочетания;
  • послушать стихотворение, запомнить слова со звуком З или С; записать;
  • придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.

д) Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи:

  • пересказать текст, выделить слова с рабочими звуками;
  • составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с оппозиционными звуками;
  • диктанты, насыщенные оппозиционными звуками (зрительные, предупредительные, объяснительные, слуховые, творческие);
  • выборочное письмо;
  • шифровка текстов.

Все описанные виды работ используются учителем – логопедом в зависимости от уровня сформированности фонематических процессов: восприятия, анализа и синтеза; памяти, внимания, и общей готовности учащихся, имеющих НВОНР и ФФН.

Данный здесь методический материал к занятиям взят из логопедической литературы, библиотеки практикующего логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Современные методы в развитии  фонематического слуха, звукового анализа и синтезаУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и...

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Презентация на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние зазвлечения"

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия  приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов,...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Консультация для родителей "Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза"

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения детей в школе. В данной статье приводятся игры и упражнения н...