Собрание индивидуальных заданий со звуками "С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Романова Екатерина Витальевна

Индивидуальные задания с ребенком на постановку  "С",   Автоматизацию  " Ш", дифференциацию этих звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл индивидуальные занятия21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема занятия: «Постановка звука  с»

Задачи:

  • добиться правильного звучания изолированного звука;
  • развитие подвижности речевого аппарата;
  • выработать длительную воздушную струю;
  • учить определять артикуляционную позицию звука;
  • формируем правильное расположение речевого аппарата при произношении звука;
  • развитие ВПФ.

Оборудование занятия:

Картинки к артикуляционной гимнастике; постановочный зонд; спирт, вата, шпатель; картинки со звуком с;

Ход занятия:

Организационный момент.

   Сегодня мы с тобой будем играть с очень интересным звуком. С этим звуком хочет познакомиться собачка, но она не умеет его произносить. Поможем ей.

Основная часть.

Но сначала нам надо подготовить язычок.

Артикуляционная гимнастика:

1 упражнение «улыбка»

2 упражнение «заборчик»

3 упражнение «блинчик»

4 упражнение «почистим нижние зубки снизу вверх»

Дыхательная гимнастика

1 упражнение «загони мяч в ворота»

2 упражнение «задуй свечу»

Постановка звука.

Специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка ребенка, несколько опустив его за нижние резцы. Сделать желобок для прохода струи воздуха. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает ребенку произнести звук с  изолированно( тихо, громко, длительно, отрывисто).

Уточнение артикуляционной позиции.

Логопед: Как расположены губы, зубы, где находится язык?

( * губы принимают положение следующего гласного;

  • зубы сближены на расстоянии 1 мм;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.
  • Боковые края языка  прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
  • Небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;
  • Голосовые связки разомкнуты).
  • Логопед : произнеси звук медленно, отрывисто, громко.

1 упражнение “найди картинку со звуком и произнеси его»

На столе перед ребенком картинки: собака, кошка, щенок, санки, сосулька, Саша, пони.

Логопед: Найди картинки со звуком с. Произнеси звук.

Ребенок: сссссссс

 2 упражнение на автоматизацию звука «повтори»

са – СА  СА      СА – со – су – сы         ас – ос – ус - ыс

СА  сы – сы      со – су – СА – сы          ос – ус – ыс - ас

СА  сы – СА       су – СА – сы – со        ус – ыс – ас - ос

Сы – са – СА       сы – су – со – СА       ыс – ас – ус - ос

  Итог. Собачке понравилось играть со звуком. А тебе все понравилось? С каким звуком мы сегодня играли? Оценка деятельности ребенка.

Конспект индивидуального занятия

Тема занятия: «Автоматизация звука ш  в слогах, словах, словосочетании и предложении»

Задачи:

  • Автоматизировать правильное произношение звука
  • развитие подвижности речевого аппарата;
  • закреплять умение определять артикуляционную позицию звука;
  • закрепляем умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – ушк, -юшк, -ышк.
  • развивать умение составлять предложение;
  • развитие ВПФ;
  • закреплять умение определять место звука в слове.

Оборудование занятия:

Картинки со звуком, , разрезная картинка « улыбка».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Чтобы у нас всегда было хорошее настроение, нам надо собрать картинку. Что получилось?

Ребенок : Улыбка.

Логопед: Молодец. Теперь хорошее настроение не покинет тебя, а чтобы не скучать поиграем с веселым звуком.

Уточнение артикуляционной позиции:

Логопед: Как расположены губы, зубы, где находится язык?

( * губы несколько выдвинуты вперед;

  • кончик языка поднят к небу (за альвеолы), но не касается его образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выдыхаемую струю воздуха;
  • небная занавеска поднята;
  • голосовые связки разомкнуты.

1 упражнение «найди шипящую картинку и назови ее»

Перед ребенком на столе лежат разные картинки. Ему надо найти со звуком ш  и назвать картинку протянув (сказать громко, тихо) звук ш в слове.

2 упражнение «повтори»

ша – ша -  ша      аш – ош – уш – ыш   шка - шка

ша -  шо – шо      ош – уш – ыш – ас    шку – шку

ша – ша - ша        ыш – аш – уш – ош  шко – шко

3 упражнение « 4 лишний» и объясни почему.

Кошка, лягушка, мышь, белка;

Ребенок: В словах кошка, мышь, лягушка – есть звук ш, а в белке нет…

4 упражнение «назови ласково»

Логопед: Назови ласково зиму.

Ребенок: Зимушка…..

5 упражнение «сосчитай»

Одна мышь, три мыши, пять мышей…..

6 упражнение» поймай звук и найди его место в слове»

Заяц, белка, лиса, кошка, овца, собака, корова, шакал,  лошадь.

Логопед: Какие слова были со звуком ш?

Ребенок: Шакал, кошка, лошадь.

Логопед: Определи где в этих словах живет звук ш?

Ребенок: В начале…..

7 упражнение «составь предложение» так чтобы в нем были слова со звуком ш

Ребенок: Кошка сидит на крыше……

8 упражнение «повтори чистоговорку»

Шу – шу – шу – Маша кушает лапшу.

Шо – шо – шо – Шура пишет хорошо.

Итог. Тебе понравилось играть с веселым звуком. С каким звуком мы сегодня играли. Оценка деятельности ребенка.

Конспект индивидуального занятия

Тема занятия: «Дифференциация звуков с - ш»

Задачи:

  • дифференциация звуков с - ш
  • развитие подвижности речевого аппарата;
  • закреплять умение определять артикуляционную позицию звука;
  • согласование существительного с прилагательными
  • развивать умение составлять предложение;
  • развитие ВПФ;
  • учить отвечать на вопросы и правильно строить предложение.

Материал занятия:

Картинки со звукам с –ш, картинки «шкафа и сумки»картинка «Что нарисовал художник».

Организационный момент.

Логопед: Отгадай с какими звуками мы сегодня будем играть:

Этот звук из крана льется,

По лесу гуляет днем,

Шевелит листочки ветром.

Он свистит и днем и ночью.

Этот звук зовется….

Ребенок: С

Этот звук все змеи знают.

Ведь шипят они всегда.

Отгадай меня ты знаешь,

Этот звук зовется….

Ребенок: ш

Логопед:Правильно ты угадал мы сегодня будем играть с двумя звуками с – ш.

Основная часть.

Уточнение артикуляционной позиции:

Логопед: Как расположены губы, зубы, где находится язык?

( * губы несколько выдвинуты вперед;

  • кончик языка поднят к небу (за альвеолы), но не касается его образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выдыхаемую струю воздуха;
  • небная занавеска поднята;
  • голосовые связки разомкнуты.

  Логопед: А при произнесении звука с

( * губы принимают положение следующего гласного;

  • зубы сближены на расстоянии 1 мм;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.
  • Боковые края языка  прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
  • Небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;
  • Голосовые связки разомкнуты).

Логопед: Чем отличаются эти два звука?

Ребенок: Звук ш – шипящий, звук с – свистящий. При произнесении звука с язык упирается в нижние резцы, а при произнесении ш язык поднят к мягкому небу.

1 упражнение «Повтори»

СА – ша – ша      аса - аша

Ша – СА – СА       асе - аше

Со – со – шо        асу - ашу

Шо – шо – со      осо - ошо

Ши – сы – сы      Аси – Аши

2 упражнение «поймай звук»

Когда услышишь звук ш хлопни 1 раз, а когда звук с – 2 хлопка:

За, зо, жи, ди, ша, жа, зи, ха, хи, со;

Белка, стрелка, макушка, сосна, цветок, зима, осень, диван, шкаф.

3 упражнение игра «наоборот»

Логопед: Са, со, су, ас, ус(в слогах)

Ребенок: ша, шо…

Логопед: уши, шины, мышь, шаман( в словах)

Ребенок: усы, сыны, мыс…

4 упражнение «назови имя»

Логопед: Назови имя, в котором есть звук с или ш

Ребенок: Саша, Шура, Сережа, Миша, Наташа….

5 упражнение « разложи вещи»

На столе перед ребенком лежат картинки со звуками с – ш  и картинки со «шкафом  и сумкой» Ребенок берет картинку и говорит « Я беру шапку и кладу в шкаф»…..

6 упражнение « Где живет звук»

Логопед: Найди в этих словах где живет звук с и ш :

Шапка, лошадь, Сервиз, апельсин…

Ребенок: В начале….

7 упражнение  « Что нарисовал художник?»

Логопед: Что нарисовал художник?

Ребенок: Художник нарисовал…..

Итог. Уточнение темы занятия. Оценка деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детская одаренность:фронтальные и индивидуальные задания"

Данная работа содержит задания  для одаренных детей . Можно использовать при диагностике детей при поступлении в школу....

Индивидуальные задания для развития фонематических процессов

Данный индивидуальный материал можно использовать как индивидуальный раздаточный материал на подгрупповых, групповых занятиях, так и как домашнее задание....

Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями

ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...

карточки индивидуальных заданий для с детьми по физическому развитию

Карточки индивидуальных заданий используются в самостоятельной двигательной деятельности детей. На них отображены  основные виды движений. К ним прекрепляються метки детей, которых нужно поупражн...

карточки индивидуальных заданий для детей по физическому развитию

Карточки индивидуальных заданий используются в самостоятельной двигательной деятельности детей. На них отображены  основные виды движений. К ним прекрепляються метки детей, которых нужно поупражн...

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы.

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальная работа  воспитателя по заданию логопеда в подготовительной логогруппе. Развитие фонематического слуха и восприятия. Обучение грамоте. Предупреждение ...

Дифференциация звуков [С-З]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы, родителей

Дифференциация звуков [С-З]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы, а также повторение и закрепление пройденного для родителей....