Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?
консультация по логопедии (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?

         Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

         На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

  •    Установка может быть попустительской: « Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

   Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.

  •    Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

         Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

         В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень не уверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

         Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

             Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка.

  • Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.
  • Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления. Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.
  • При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
  • Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими «пугалками». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него, давая им соответствующие объяснения.

Учимся говорить выразительно.

         Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.

         От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут заниматься, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие  упражнения.

        - Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

     -Кто сломал в лесу малину?-                                          -Кто таскал наш мёд из улья?-

Тонко заяц пропищал.                                                       Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились,                                                  Что же бедным пчёлам думать-

Он от страха весь дрожал.                                                 Съеден мёд, а кем – не знают.

   -Кто болото взбаламутил?-                                                -Кто тут чем-то недоволен?-

громко квакнула лягушка.                                                   Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной                                                   - Я поел малинки вволю!

Чуть видна её макушка.                                                       На полянке я топтался!

       - Предложите ребёнку вставлять одну и туже повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                                                       Когда они поели,

И поспешил узнать,                                                              То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                                                           Сказал, закончив дело:

- Пойдём с тобой гулять?                                                     - Пойдём с тобой гулять!

                                                 

                                                 И мама отвечала:

                                                 - Ну что ж, не будем ждать.

                                                 Уж коли обещала –

                                                 Пойдём с тобой гулять!

№1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства – указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).
  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогично  упр.1 или прикусить конфету «чупа-чупс»).
  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).
  6. Язык узкий, напряжённый, высунут вперёд.
  7. Чередование широкого и узкого языка.
  8. Движение  языка вправо-влево.
  9. Движение языка вверх-вниз (снаружи, внутри).

№2.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШИПЯЩИХ

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воздух.

  1. Упражнения для губ:

Сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперёд («О»).

  1. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким», «Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б) «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье», «Гармошка», «кто дальше загонит мяч?». Цель: выработать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

в) «Лопатка» - высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить. «Чашечка» - снаружи, в полости рта. Цель: выработать подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.

№3.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                                                                          ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

  1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но ненапряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль – ладонь, ватка;

в) то же, но без спички;

г) упражнение «Загони мяч в ворота» - плавно, длительно, непрерывно дуть вперёд.

  1. Упражнение для губ:

«Покажи зубки» - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напрягаясь.

  1. Упражнения для  языка:

а) «Сделай язык широким» - положить язык на нижнюю губу. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

б) «Наказать непослушный язычок» - скажи: па-па-па, пя-пя-пя (губами шлёпать по языку). Цель: расслабление мышц языка;

в) «Покусаем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперёд язык. Цель: расслабление мышц языка.

г) «Мостик».  Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

е) язык «желобком» - дуть по языку в бутылочку (бутылочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы). «Ветерок шумит, пузырёк гудит»;

ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;

з) «Киска» - выгибание и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.

№4.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

               ДЛЯ ЗВУКА «Л»,  ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ  

                                   И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

  1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) «Сдуй ватку». Цель: выработка направленной воздушной струи;

б) «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

  1. Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт 3, 5, 10. закрыть рот;

б) «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы;

в) произносить «ы-а» - оскал – широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу;

г) Облизать языком зубы спереди, сзади, губы в улыбке.

  1. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье». Цель: подъём кончика языка кверху;

б) «Пароход» - язык между зубами, произносить «ы-ы-ы2;

в) «Индюк», «Болтушка», «качели», «приклей конфетку»;

г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка беззвучно;

д) «Чашечка» - язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъём задней части языка вверх;

е) «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно, затем с голосом.

№5.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                                                                            ДЛЯ ЗВУКА «Й»

Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым. Затем напряжение расслабляется.

№6.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                                                                                 ДЛЯ ЗВУКА «Р»

  1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр);

б) кончик языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется в сторону;

в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка – сдувать бумажку с языка»;

г) «Кто дальше загонит мяч?»

  1. Упражнения для губ:

а) «Кучер» - останови лошадку губами;

б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

  1. Упражнения для языка:

а) сделай язык широким «наказать непослушный язык»;

б) «Вкусное варенье», «Маляр» (широкий язык).

г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль – ладонь руки – резкая холодная струя;

д) «Цоканье» прищёлкивание языком с переменным темпом;

е) поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;

ж) «Почистим зубки»;

з) «Барабанщики» (песенка на ддд…).

№7.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                                                                                 ДЛЯ ЗВУКА «Ц»

  1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далёко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый «Т».

  1. Упражнение для губ: губы растянуты в улыбке, напряжены. На счёт до 5-10 удержать улыбку.

  1. Упражнение для языка: открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий «Т», - кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи выдыхаемого воздуха – контроль – ладонь руки.

 

№8.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                                                                     ДЛЯ ЗВУКОВ «К, Г, Х»

       Чтобы добиться подъёма языка (задней её части), поднять его к  

    небу  и дать ребёнку почувствовать.

       Для этого предлагается ряд упражнений:

  1. «Кто сильнее?».

     У ребёнка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладёт чисто вымытый и обёрнутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть палец, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение логопед кладёт чистый указательный палец ребёнка на переднюю часть спинки языка, благодаря чему он сможет сам, нажимая на язык и отодвигая его назад, поднимать заднюю спинку языка.

  1. «Сделаем горку».

     Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Ребёнок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает её к нёбу, подержит так и опустит.

  1. «Прятки».

        Упереть с напряжением кончик языка в десны нижних резцов,  

     отодвинув его спинку в глубь рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка

Консультация для родителей...

Тревожат ли Вас речевые проблемы Вашего ребенка?

В материале говорится о том, на какие особенности речи ребенка нужно обратить внимание родителей, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалисту. В статье обращается внимание на то, как правильно д...

"тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?"

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. естественно, что недоразвитие речи приводит к перестройки личности. В некоторых ...

Консультация для родителей. Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?

В статье рассматриваются различные установки родителей по отношению к речевому дефекту ребенка, приводятся практические рекомендации, в каких случаях необходимо обратиться к логопеду....

Консультация для родителей "Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?"

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некото...

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка

Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обла...