Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Овечкина Наталья Анатольевна

Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechi_detey_6-_7_let_2015.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №4 «Березка»

Выступление на родительском собрании:

Развитие речи ребенка 6-7 лет.

Рекомендации по развитию речи

ребёнка в семье.

        Подготовила: учитель-логопед

          Овечкина Н.А.

Чайковский 2015

Характеристика речи детей 6-7 лет.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих.

У ребенка 6 -7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.  Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. В речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове.

На седьмом  году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие сообщения.

В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Таким образом, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье        

1. Развитие лексической стороны речи.

    -   Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, проводить наблюдения, внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

     -  Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли.   Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

    -   Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их.

2. Формирование грамматического строя речи.

-Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

           - Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.(много яблок, много ведер)

-Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

           -Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

-Следить за правильным ударением при произнесении слов.

          - Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

4. Развитие связной речи детей.

             -Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

              -Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

             - Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний.

             -  Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...