Речевой досуг для детей подготовтельной к школе группы "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель

Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятель­ности детей.

Основные задачи

•     Активизация и обогащение словарного запаса по лекси­ческим темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

•     Развитие фонематического восприятия.

•     Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

•     Развитие координации речи сдвижением.

•     Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_dosug_dlya_detey_podgotovtelnoy_k_shkole_gruppy.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

детский сад №1758 общеразвивающего вида

РЕЧЕВОЙ ДОСУГ

(подготовительная группа)

Тема: «Наши пернатые друзья»

Учитель-логопед:

Костюкова И. В.

г. Москва

2011г.

Цель

Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Основные задачи

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  • Развитие координации речи сдвижением.
  • Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Предварительный этап

  • Систематизация коррекционно-развивающей работы за первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).
  • Обучение детей на основе лексического планирования в воспитательно-образовательном процессе.
  • Использование знаний, умений, навыков детей, приобретенных в самостоятельной творческой деятельности.

Оборудование

Игрушка «Каркуша», игрушка «Сова», предметные картинки и силуэтные изображения перелетных и зимующих птиц, схемы слогов в виде веточек, кормушка, мяч, обруч, магнитофон.

Методические приемы

Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Ход проведения досуга

Организационный момент — развитие внимания, активизация словаря

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Педагог. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы собрались сегодня вместе, чтобы поиграть и повеселиться. Будьте внимательны! Послушайте музыку и угадайте, с кем сегодня мы будем играть.

Звучит фонограмма «Птичьи голоса».

Дети. Мы будем играть с птицами.

Педагог. А какие бывают птицы?

Дети. Перелетные и зимующие птицы.

Педагог. Почему мы так их называем?

Дети. Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Подвижная игра «Птицы летят» — координация речи с движением

Педагог. Давайте поучимся летать как птицы.

Движение начинается — кисти просыпаются.

Кисти вверх взлетают, локти поднимают.

Ручки машут высоко. Летят птицы далеко.

Долго так летали, крыльями махали.

К домику летели, отдохнуть хотели.

Птички приземлились, крылышки сложились.

(В. Орлова)

(Дети выполняют движения согласно тексту)

Отгадывание загадок — развитие слухового внимания и логического мышления

Перед детьми на мольберте силуэтное изображение зимующих и перелетных птиц.

Педагог. Отгадайте загадки.

Пестрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку.

(Утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Педагог. Какие это птицы?

Дети. Перелетные птицы.

Педагог. А еще, каких вы знаете перелетных птиц?

Дети называют перелетных птиц с опорой па силуэтное изображение.

Аналогично ведется работа с зимующими птицами.

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья-белобока,

А зовут ее ...

(Сорока)

Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

Зимующие птицы: голубь, сорока, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь.

Перелетные птицы: лебедь, утка, ласточка, гусь, журавль, цапля, соловей, скворец, грач.

Игра «Улетают - не улетают» - развитие зрительного и слухового внимания

Педагог. А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами.

Педагог раскладывает предметные картинки с перелетными и зимующими птицами (изображением вниз) в центре круга (обруча).

Дети под музыку бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По окончании музыки дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых картинки с изображением перелетных птиц, делают взмахи руками.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Птицы на веточках» — совершенствование навыков слогового анализа

Педагог показывает на мольберте картинки с изображением веточек.

Педагог. Посмотрите, это веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка «сядет» на одну веточку, если два — на две веточки, три — на три веточки.

Дети произносят названия птиц по слогам и помещают на соответствующую веточку свою картинку.

Упражнение с мячом «Назови одним словом» — образование сложных прилагательных

Педагог. Птички на веточках сидят, а мы с вами поиграем с мячом.

Дети становятся в круг.

  • У сороки белые бока, поэтому ее называют ... (белобокая)
  • У синицы желтая грудь, поэтому ее называют ... (желтогрудая).
  • У дятла красная голова, он ... (красноголовый).
  • У грача черные крылья, он ... (чернокрылый).
  • У соловья звонкий голос, его называют ... (звонкоголосый).
  • У аиста длинные ноги, поэтому его называют ... (длинноногий).
  • У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют ... (длиннохвостая).
  • У дятла острый клюв, его называют ... (остроклювый).
  • У журавля большие крылья, он ... (большекрылый).

Сюрпризный момент — создание положительного эмоционального настроения

Слышится стук из-за ширмы

Педагог. Как вы думаете, кто это к нам в гости спешит? Давайте посмотрим.

Из-за ширмы появляется игрушка «Каркуша».

Каркуша. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я — ворона Каркуша.  Педагог. Ребята, вороны — это какие птицы: зимующие или перелетные?

Дети. Зимуюшие.

Каркуша. Правильно, ребята. Вы, наверное, много обо мне знаете.

Упражнение «Послушай и повтори» — развитие слухового внимания, чувства ритма

Каркуша. Давайте с вами поиграем. Простучите в ладошки мои песенки.

Каркуша простукивает ритмические рисунки, дети отхлопывают в ладоши:

Упражнение «Чей, чья, чье?» — образование притяжательных прилагательных

Педагог. Молодцы! Песенки Каркушины простучали. Оставайся с нами, Каркуша. Послушай, сколько наши ребята знают о птицах. И как они хорошо умеют играть в слова.

А теперь угадайте:

  • У журавля крылья — журавлиные, а...
  • У утки чей клюв? — (Утиный клюв)
  • У гуся чье перо? — (Гусиное перо)
  • У вороны чей хвост? — (Вороний хвост)
  • У соловья чей голос? — (Соловьиный голос)
  • У лебедя чья песня? — (Лебединая песня)
  • У синицы чьи лапки? — (Синичьи лапки)

Упражнение «Подбери слова» — образование приставочных глаголов

Педагог. А сейчас поиграем с Совой. Расскажите, что она делала в лесу.

  • Сова с веточки ... (слетела).
  • Сова от елки ... (улетела).
  • Сова к дуплу... (подлетела).
  • Сова с ветки на ветку ... (перелетела).
  • Сова от дупла ... (отлетела).
  • Сова вокруг елки ... (облетела).

Дети передают друг другу игрушку Совы и заканчивают предложения.

Игра «Что лишнее, почему?» — закрепление представлений о родственных словах

Педагог. Внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему.

  • Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.
  • Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.
  • Утка, утиный, уточка, минутка.
  • Голубь, голубок, голубизна, голубятня.
  • Сова, совушка, совет, совиный.

Упражнение «Вопросы на засыпку» — развитие логического мышления, смекалки

Педагог. Ну, ребята, молодцы! Все вы знаете! А сейчас будьте особенно внимательны: вопросы «на засыпку»!

  • Чего больше — крыльев или птиц?
  • Чего больше — крыльев или ног у птицы?
  • Чего больше — перьев или птиц?
  • Чего больше — клювов или хвостов у птиц?

Итог — воспитание бережного отношения к природе

Педагог. Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили! Каркуша, тебе понравилось как ребята отвечали?

Каркуша. Да! Отлично играли. Мне очень приятно, что вы так много знаете о моих родственниках - птицах. За это я подарю вам кормушку. Повесьте ее на своем участке и не забывайте подкармливать птиц. А я буду прилетать к вам в гости. До свидания!

Педагог. Спасибо, милая Каркуша!

Каркуша «улетает».

Педагог. Люди должны заботиться о птицах зимой. Почему?

 Дети. Потому что холодно и голодно птицам в это время года.

Педагог. Ребята, чем мы будем кормить птиц зимой?

Дети. Семенами, семечками, пшеном...

Дети берут кормушку и под музыку уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Наши забавные друзья»

1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».2. Развитие фонематического восприятия.3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи...

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Дарите людям доброту"

Представляю Вашему вниманию конспект речевого досуга в котором затрагиваются нравственные вопросы: "Что такое доброта?", "Что значит быть добрым человеком?", "Какие добрые пос...

интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Наши пернатые друзья"

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Наши пернатые друзья»   Автор -  Воспитатель  МДОУ № 7» Радуга»  г. Тейково  Троф...

Краткосрочный проект для детей средней группы "Птицы-наши пернатые друзья"

Краткосрочный проект для детей средней группы"Птицы-наши пернатые друзья"...

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...

Презентация Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о птицах, весенних ...