Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Наши забавные друзья»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Новикова Людмила Александровна

1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

4.Развитие координации речи с движением.

5.Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pernatye_druzya.docx70.18 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Наши забавные друзья»

Цель: Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Основные задачи: 

1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

4.Развитие координации речи с движением.

5.Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Предварительный этап:

1. Систематизация коррекционно – развивающей работы за второй период обучения (декабрь, январь, февраль)

2. Обучение детей на основе лексического планирования в воспитательно- образовательном процессе.

3.Использование знаний, умений навыков детей , приобретённых в самостоятельной творческой работе.

Оборудование:

Игрушка бибабо»Дятел», игрушка «Синичка», картинки и силуэтных изображения перелётных и зимующих птиц, схемы слогов в виде еловых веточек, кормушка, мяч.

Методические приёмы:

Беседы, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Ход проведения досуга.

Организационный момент – развитие внимания, активизация словаря.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы собрались сегодня вместе, чтобы поиграть и повеселиться. Будьте внимательны! Послушайте музыку и угадайте, с кем сегодня мы будем играть.

Звучит фонограмма «Птичьи голоса»

Дети: Мы будем играть с птицами.

Воспитатель: А какие бывают птицы?

Дети: Перелётные и зимующие птицы.

Воспитатель: Почему мы их так называем?

Дети: Перелётные, потому что осенью эти птицы улетают в тёплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Подвижная игра «Птицы летят» - координация речи с движением.

Воспитатель: Давайте поучимся летать как птицы.

Движение начинается – кисти просыпаются.

Кисти вверх взлетают, локти поднимают

Ручки машут высоко. Летят птицы далеко

Долго так летали, крыльями махали.

К домику летели, отдохнуть хотели.

Птички приземлились, крылышки сложились.

(В. Орлова)

(дети выполняют движение согласно тексту)

Отгадывание загадок – развитие слухового внимания и логического мышления

Перед детьми на мольберте контурное изображение зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку – спотыкалочку     (Утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.                    (Ласточка)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: А ещё, каких вы знаете перелётных птиц?

(дети называют перелётных птиц с опорой на силуэтное изображение. аналогично ведётся работа с зимующими птицами.)

(см. приложение)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива

Стрекотунья – белобока,

А зовут её….(сорока)

Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору шныряет,

Крошки собирает    (воробей)

(Зимующие птицы: голубь. сорока, ворона, воробей, клёст.

Перелётные птицы: лебедь, утка, ласточка, гусь, аист)

Игра «Улетают- не улетают) – развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами.

(Раскладываем предметные картинки с перелётными и зимующими птицами(изображением вниз) в центре круга.

Дети под музыку бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками(летят). По окончанию музыки дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети у которых картинки зимующих птиц – приседают, а те дети у которых картинки зимующих птиц – делают взмахи руками. Игра повторяется 2 раза)

Игра «Птицы на веточках»  -  совершенствование навыков слогового анализа.

Дети показывают на мольберте картинки с изображением веточек.

Воспитатель: Посмотрите на эти веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка «сядет» на одну веточку, если две – на две веточки, три – на три веточки.

Дети произносят названия птиц по слогам и помещают на соответствующую веточку свою картинку.

Упражнение с мячом «Назови одним словом» - образование сложных прилагательных.

Дети становятся в круг

У сороки белые бока, поэтому её называют…….(белобокая).

У синицы жёлтая грудь, поэтому её называют…..(желтогрудая).

У дятла красная голова, он….(красноголовый).

У грача чёрные крылья, он ….(чёрнокрылый).

У соловья звонкий голос, го называют….(звонкоголосый).

У аиста длинные ноги, поэтому его называют…(длинноногий).

У ласточки длинный хвост, поэтому её называют…(длиннохвостая).

У дятла острый клюв, его называют…(остроклювый)

У журавля большие крылья, он….(большекрылый).

Сюрпризный момент – создание положительного эмоционального настроения.

Слышится стук из- за ширмы (++…,++…)

Воспитатель: Как вы думаете, какая птица к нам прилетела в гости?

Дети: Дятел

Из – за ширмы появляется игрушка бибабо Дятел.

Дятел: Здравствуйте, ребята! Вы угадали, я – Дятел, зимующая птица. Знаете, как про меня говорят:

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не колечит,

А только лечит.

Мы, дятлы – санитары леса.

Упражнение «Послушай и повтори» - развитие слухового внимания, чувства ритма.

Дятел: Давайте с вами поиграем. Простучите в ладоши мои песенки.

Дятел простукивает ритмические рисунки, дети отхлопывают в  ладоши:

+…,+…,+…,+…,+…,+…,

Упражнение «Чей, чья, чьё?» - образование притяжательных прилагательных.

Дятел: Молодцы! Песенки мои простучали, а теперь угадайте:

У журавля крылья  - журавлиные, а…

У утки чей клюв? – (Утиный клюв)

У гуся чьё перо? – (Гусиное перо)

У вороны чей хвост? – (Вороний хвост)

У соловья чей голос? – (Соловьиный голос)

У лебедя чья песня? – (Лебединая песня)

У синицы чьи лапки? – (Синичьи лапки)

Упражнение «Подбери слова» - образование приставочных глаголов.

Дятел: А сейчас поиграем с Синичкой. Расскажите, что она делала в лесу?

Синичка с веточки…(слетела)

Синичка от ёлки…(отлетела)

Синичка к кормушке…(подлетела)

Синичка с ветки на ветку…(перелетела)

Синичка от кормушки…( отлетела)

Синичка вокруг кормушки …(облетела)

Дети передают друг другу игрушку Синичку и заканчивают предложение.

Игра «Что лишнее, почему?» - закрепление представлений о родственных словах.

Дятел: Внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему.

Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.

Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

Утка, утиный, уточка, минуточка.

Голубь, голубок, голубизна, голубятня.

Сова, совушка, совет, совиный.

Упражнение «Вопросы на засыпку» - развитие логического мышления, смекалки.

Дятел: Ну, ребята молодцы! Всё вы знаете! А сейчас будьте особенно внимательны: вопросы на «засыпку»!

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птиц?

Чего больше – перьев или птиц?

Чего больше – клювов или хвостов у птиц?

Итог: воспитание бережного отношение к природе.

Дятел: Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили! За это я подарю вам кормушку. Повесьте её на своём участке и не забывайте подкармливать птиц.  А я буду прилетать к вам в гости. До свидания!

Дятел улетает.

Воспитатель: Люди должны заботиться о птицах зимой. Почему.

Дети: Потому что холодно и голодно птицам в это время года.

Воспитатель: Ребята, чем мы будем кормить птиц зимой?

Дети: Семенами, семечками, пшеном.

Дети берут кормушку и под музыку уходят.

Приложение.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=899244632-13-72&n=21                                 http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=738569657-27-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=496784214-11-72&n=21                               http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=298827868-66-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=371066953-44-72&n=21                       http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=32363649-51-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=269119967-15-72&n=21                 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=322455449-55-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=63064168-53-72&n=21                          http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=430276187-64-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Дарите людям доброту"

Представляю Вашему вниманию конспект речевого досуга в котором затрагиваются нравственные вопросы: "Что такое доброта?", "Что значит быть добрым человеком?", "Какие добрые пос...

Сценарий сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группы, тема: «Улицы нашего города»

Закреплять умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

Конспект открытого познавательно - речевого занятия для детей подготовительной к школе группы. Животные наших лесов. Ёж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка»п.Приполярный        Конспект открытого познавательно - рече...

Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы"....