Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

1. формировать обобщенное представление о птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворять потребности в пище;

2. продолжать учить классифицировать птиц на зимующих, перелетных, водоплавающих, домашних;

3. образование имен существительных множественного числа в родительном падеже;

4. учить детей доброте, приучать заботиться о птицах, дать им элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой;

5. развивать память, внимание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук;

6. воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Словарная работа:

Птицы, зимующие, водоплавающие, домашние, перелетные; названия птиц; корм, голубятня, гнездо, скворечник, кормушка, дупло, пернатые друзья.

Предварительная работа:

● отгадывание загадок о птицах;

● рассматривание иллюстраций с разными видами птиц;

● разучивание физминутки «Снегири»;

● лексико-грамматические упражнения «Сосчитай, сколько птиц», «Один-много», «Назови ласково»;

● рассматривание и ощупывание разных кормов для птиц;

● чтение художественных произведений (З.Александрова «Птичья столовая», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», В. Бианки «Птичий год - осень», Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», В. Гаршин «Лягушка-путешественница»);

● упражнения на развитие эмоций.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

● пиктограммы;

● картинки с изображением Снежной Королевы и Снегурочки;

● звукозапись «Вьюга» из А. Вивальди «Времена года. Зима»;

● конверты со словами «Снегурочка в группе за ширмой»;

● картина с изображением разных видов птиц;

● картина с изображением птиц и их гнезд;

● картина с изображением зимнего леса с липучками;

● коробка в виде шкатулки.

Раздаточный материал:

● карточки на классификацию птиц;

● карточки с изображением птиц в конвертах;

● карточки с изображением зимующих птиц, с обратной стороны которых наклеены липучки;

● тарелочки;

● семечки, горох;

● дидактическая игра «Разрезные картинки» (сюжеты с различным изображением птиц).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Узнавание и выполнение эмоций по пиктограммам.

Ребята, обратите внимание, какие фотографии я принесла. Что здесь изображено? (Лицо, настроение людей.) Внимательно посмотрите и скажите, лица одинаковые или разные? Давайте мы назовем и покажем эти настроения.

2. Игровая мотивация.

(Включение музыки – «Вьюга» из А. Вивальди отрывок из произведения «Времена года. Зима». Показ картинки Снежной Королевы.)

Это Снежная Королева. Какое у нее настроение? Снежна Королева – хозяйка холодов и морозов. Живет она там, где вечные снега. Но она очень любит неожиданно появляться в разных местах. Однажды Снежная Королева отправилась в лес, где решила поморозить животных и птиц, но к ним на помощь пришла Снегурочка, Позавидовала Снежная Королева Снегурочке, что лесные жители ее любят. Как вы думаете, почему?

Снегурочка добрая, ласковая. Она охраняет лес от непрошенных гостей, следит и ухаживает  за животными, птицами, деревьями, растениями. Спрятала Снежная Королева Снегурочку. Чтобы найти ее, Снежная Королева придумала сложные задания. Не знают лесные жители как Снегурочке помочь. Просят вас им помочь. Как вы на  это смотрите? Будем помогать Снегурочку выручать?

Решено. Снегурочку выручим. За правильное выполнение задания, Снежная Королева будет давать слова-подсказки. Когда все слова будут собраны, мы сможем узнать, где спрятана Снегурочка.

3. Демонстрация картины с изображением птиц. Беседа по вопросам на тему: «Птицы».

Итак, первое задание Снежной Королевы.

(Показ картины.)

Вопросы:

– Какие из птиц вам знакомы?

– Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)

– А как называют птиц, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные.)

– Почему они улетают?  (Боятся холодов.)

– А это что за птицы? (Показываются водоплавающие птицы.) Как их называют одним словом? (Водоплавающие птицы.)

– Как называют птиц, которые живут рядом с человеком? (Домашние птицы.) Назовите их.

Снежная Королева дает первое слово-подсказку.

(Дети получают конверт со словом «Снегурочка».)

4. Игровое упражнение «Распредели птиц» (индивидуальная работа).

Итак, следующее задание. Давайте подойдем к столам. Перед вами лежат карты с условными знаками. Нужно разложить всех птиц. Если изображены снежинки, выкладываем в ряд зимующих птиц. Если галочки, эти птицы улетают на юг. Значит, каких птиц будете выкладывать? (Перелетных.) Если изображен человечек, птицы домашние. Если вода, озеро, каких птиц будете выкладывать? (Водоплавающих.) Открываем конверты, достаем карточки. Пустой  конверт убрали на край стола. Карточки раскладываем в соответствии с условными знаками.

За правильное выполнение задания Снежная Королева дает конверт с подсказкой.

(Дети читают «Снегурочка в».)

5. Физминутка «Снегири».

К нам на полянку прилетели снегири. Давайте вместе с ними подвигаемся.

Вот на ветке посмотри,       (Опущенными руками хлопают себя по бокам.)

В красных майках снегири.  (Показывают грудку руками.)

Распушили перышки,        (Мелко потряхивают кистями опущенных рук.)

Греются на солнышке.

Головой вертят,                 (Повороты головой влево-вправо.)

Улететь хотят.                   (Бегут по кругу, взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!    (Улетают на стулья.)

6. Игровое упражнение «Отгадай загадку и найди жилье птицы».

Приступаем к выполнению следующего задания, которое приготовила Снежная Королева. Нужно отгадать загадку о какой птице говорится, затем птицу соединить с ее жильем.

♦ Известно с давних нам времен,

   Что эта птица – почтальон.  (Голубь)

Где живут голуби? (Голуби живут в голубятне.)

(Дети соединяют веревочкой изображение голубя с голубятней.)

♦  Что за птица

    Мороза не боится,

    Хоть снега лежат везде,

    У нее птенцы в гнезде?  (Клёст)

♦  Пестрая крякушка,

    Ловит лягушек,

    Ходи вразвалочку,

    Спотыкалочкой. (Утка)

♦  Черный, проворный,

    Кричит «крак»,

    Червякам – враг.  (Грач)

♦  Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

     Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту.  (Аист)

♦  Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины.   (Ласточка)

♦  Кто в беретке ярко-красной,

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

   Все стучит, стучит, стучит.   (Дятел)

♦ На шесте – дворец,

   Во дворце – певец,

   А зовут его – …   (Скворец)

Назовите только зимующих птиц. Почему они зимующие?

Снежная Королева дает еще одно слово-подсказку.

(Дети читают «Снегурочка в группе».)

7. Игровое упражнение «Кто прилетел? Скажи со словом «много».

На этой картине изображен зимний лес. Сейчас сюда прилетят птицы, но нужно сказать со словом «Много».

Около кормушки село много голубей.

На ветку прилетело много снегирей и т.д. (много сорок, много синиц, много ворон, много воробьев, много дятлов, много клестов.)

Снежная Королева дает еще слово-подсказку.

(Дети читают «Снегурочка в группе за».)

8. Беседа на тему «Корм для птиц».

Ребята, скажите, зимующим птицам тяжело или легко пережить зиму? Почему?

Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей и сильных морозов. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время года приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

А чем можно подкармливать птиц в зимнее время?

9. Игровое упражнение «Отбери корм для птиц».

Перед вами тарелки. В них смешан корм для птиц. Что там лежит? (Семечки и горох.) Чем можно кормить птиц? (Семечками.) А горохом можно кормить? Почему? Снежная Королева смешала весь корм для птиц, Давайте его разберем. Будем работать одновременно двумя руками. Семечки  берем правой рукой и кладем в тарелку справа, а левой рукой – горох в тарелку слева.

Снежная Королева дает последнее слово-подсказку.

10. Итог занятия.

Вот мы и выполнили все коварные задания Снежной Королевы. Давайте прочитаем и узнаем, куда Снежная Королева спрятала Снегурочку.

(Дети читают «Снегурочка в группе за ширмой». Подходят к ширме и достают картинку с изображением Снегурочки.)

Давайте расскажем Снегурочке, как мы ее выручали. Какие задания выполняли?

Она вас благодарит и вручает в подарок шкатулку, а в ней интересная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятий по развитию речи  подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте  обитания, о...

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»

Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: "Птицы весны"

Очень интересное и поучительное занятие, развивает речь детей, память ,сообразительность. Расширяет кругозор детей....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль

Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...

Проект по развитию речи подготовительной к школе группы «Расскажем детям о великих людях нашей страны»

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по изучению достижений отечественной науки и искусства; воспитание у детей патри...

конспект ноод по развитию речи подготовительной к школе группе на тему " Путешествие в страну Знаний"

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Путешествие в страну знаний».Цель: Закрепление и обобщение  знаний  детей по темам, пройденным в учебном год...

КОНСПЕКТ ОД ПО ФЭМП С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАШИ ДРУЗЬЯ – ФИКСИКИ»

Задачи:Уточнить и расширить представления детей о назначении электроприборов;Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание;Продолжать учить записывать решение зада...