конспект ноод по развитию речи подготовительной к школе группе на тему " Путешествие в страну Знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шабаева Анна Николаевна

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Путешествие в страну знаний».

Цель: Закрепление и обобщение  знаний  детей по темам, пройденным в учебном году.

Задачи:

Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: антонимы; синонимы, прилагательные, глаголы; составление сложноподчиненных предложений, совершенствовать доказательную форму речи, составление текста по серии картинок; Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Предварительная работа: проведение игр « Скажи наоборот»,  проведение игр на образование слов от одного корня, разные по звучанию, но одинаковые по значению: холодный, ледяной и т.д.; на образование прилагательных , глаголов; составление предложений; составление рассказов: по игрушке, по предметным картинкам, по картине, по серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы. ответы детей; чтение названия корабля;  чтение письма от пирата; образования слов: антонимов , синонимов, прилагательных, исправление грамматических ошибок в словосочетаниях;  рассматривание мышки и кошки, описание мышки и кота;  составление  сказочного рассказа по серии сюжетных картинок.

Наглядные: буквы, кукла – грамматика; кукла- сова, картинки для игры «Найди пару», сундук с сокровищами (букварь), бутылка с письмом от пиратов.

Игровые: проблемная ситуация; сюрпризный момент ,  игра: « Составь слово из букв»; «Сосчитай до пяти», игра с мячом«Скажи наоборот»; «Исправь ошибку и скажи правильно»;  

Практические: выполнение заданий,  физкультминутка.

Оборудование: картинки  хозяев островов, буквы,  картинки для игры «Найди пару», сундук с сокровищами (букварь), бутылка с письмом от пиратов.

Вводная часть ( 2 мин)

Эмоциональный настрой детей, проблемная ситуация.

Основная: (25 мин)

Отравляемся в путешествие на корабле. Разгадывание названия корабля, но в названии корабля перепутались буквы( удача). Изображение волн ( произносим звук « Ш». За бортом находим морскую бутылку – это морская почта. Чтение письма от пиратов. Надо найти сокровища, но для этого  нужно пройти испытания. Прибытие на « остров правильной речи». Встречает хозяйка – принцесса Грамматика. Выполнение заданий : игра « Сосчитай правильно до пяти» ( один маленький мышонок, два маленьких мышонка и т.д.)  Аналогичная работа с другими словами. Игра с мячом « Скажи наоборот». Физкультминутка.  Прибытие на второй остров « Остров слов» . Хозяйка острова – Умная Сова. Выполнение заданий. Игра «Исправь ошибку и скажи правильно»-  Сова называет словосочетания. А дети исправляют: Злая кот, синяя шарик, солнечная день и т.д. Игра « Я назову слово , а ты  скажи по- другому»: Быстрый- проворный, резвый. Мокрый –сырой, влажный и т.д. Игра « Найди свою пару» .(Например: колесо и велосипед, дом и крыша, стрелка и часы, слон и хобот....Стрелка-это часть часов, хобот-это нос слона и т.д.). Рассматривание мышки и кошки. Составление сказочного  рассказа по сюжетным картинкам « Кот и мышка».

Находим сундук с сокровищами , а там Азбука.

Заключительная (3 мин)

Подведение итога.

Ход занятия: Воспитатель:  Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. -Хотите отправиться в путешествие?- На чем можно путешествовать?(Ответы детей) Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Все  согласны? В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы? Дети: Да!- Но сначала мы с вами разгадаем название нашего корабля. На доске вы видите разные буквы, попробуйте составить из них слово. Оно и будет названием корабля!(Дети разгадывают слово из перемешанных букв)-Молодцы!.. наш корабль называется УДАЧА! Воспитатель: А теперь можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки -изображаем волны, шум волны  «ш-ш-ш». Поплыли! Дети: ш-ш-ш... Воспитатель: Ребята за бортом бутылка–это морская почта. Давайте, посмотрим, кто ее отправил. Да это письмо от пиратов (чтение письма ) «Йо-хо- хо! Ну что, малышня, вы хотите стать настоящими пиратами? Я , старый пират Белая Борода, написал  это письмо для тех, кто готов рискнуть и отправиться навстречу настоящим приключениям! Тем, кто пройдет все

испытания, я расскажу, где спрятал часть своих сокровищ на разных островах, но, будьте уверены, далеко не все смогут заполучить мои сокровища! Для этого придется приложить свои умения!»-Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами?- Тогда поплыли вперед! Дети: ш-ш-ш...Воспитатель: А вот и первый остров. «Остров правильной речи». -Ребята, кто-нибудь знает, что такое остров?(Остров-это часть суши, со всех сторон окруженная водой)-И нас здесь встречает хозяйка этого острова–Принцесса Грамматика(выставляется картинка)  Вот какие задания мы от нее получили:«Сосчитай до пяти». Мне нужен один матрос, который ответит  правильно. (Вызываю желающего ребенка)-Нужно сосчитать до пяти маленьких серых мышек:- Одна маленькая серая мышка, две....,пять маленьких серых мышек.- Второй матрос сосчитает пушистых котов:- Один пушистый кот, два пушистых кота.... -А третий матрос сосчитает синие воздушные шары:- Один синий воздушный шар, два синих воздушных шара....-Молодцы, справились с этим заданием замечательно! Предлагаю поиграть :Игра с мячом«Скажи наоборот»(стоя в кругу, вспоминаем антонимы)-Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению. Храбрый- трусливый. Ленивый- трудолюбивый. Робкий- смелый. Правдивый- лживый. Большой –маленький. Восток-запад . Мир-война. Полезный- вредный. Север-юг. Солнечный- пасмурный . Широкая- узкая. Крупная- мелкая .Длинная- короткая. Пушистый -колючий. Говорить- молчать .Смеяться- плакать. Помогать- мешать. Сухой -мокрый

-Хорошо, а сейчас предлагаю немного размяться.

Физкультминутка

Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять .Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработали немножко, Мы дадим им отдохнуть. Постучали, повертели ,и обратно в дальний путь.

-Плывем дальше? Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров.

- А следующий остров называется « Остров слов» (картинка). Хозяйка этого острова Ученая Сова приготовила для вас свои задания. -Первое задание называется «Исправь ошибку и скажи правильно»-Я буду называть словосочетания, а вы слушайте внимательно, поднимайте руку и исправляйте ошибки:- Злая кот, синяя шарик, солнечная день, спелый ягода, маленький мышка, Зеленый трава, пушистая кот, красивая сарафан. -Молодцы! А сейчас я буду называть слова ,а вы подумайте, как   сказать их по-другому(помогайте друг другу, если кто-то затрудняется):Дорога-путь Быстрый- проворный, резвый. Мокрый –сырой, влажный; Враг-неприятель, противник, недруг ; аккуратный- опрятный, чистый. Красивый- прекрасный, великолепный, роскошный Большой- гигантский, огромный, громадный Страшный- ужасный,  чудовищный- И с этим заданием справились!- Поиграем еще? Игра называется « Найди свою пару»

-Подходите ко мне. У меня много разных картинок. Каждый из вас выбирает любую, внимательно рассматривает свою картинку и ищет к ней пару. Нужно найти пару, встать рядом и объяснить почему.(Например: колесо и велосипед, дом и крыша, стрелка и часы, слон и хобот....Стрелка-это часть часов, хобот-это нос слона и т.д.)-Вы выполнили задания Ученой Совы и мы можем плыть дальше!- И последний островок которому мы с вами приплыли называется «Остров интересных рассказов»-И здесь нас встречает хозяин острова Составляйка. Он приготовил для вас последнее задание. Вот такие картинки, и предложил вам составить по ним интересный рассказ. Но только все они перепутаны. Попробуем составить?- Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, эти картинки связаны между собой?- Что на них изображено?(Ответы детей)-Как вы думаете, в правильном ли порядке расставлены картинки?- Для начала картинки  нужно расставить по порядку. Какая будет первой в нашем рассказе?(2-я,3-я и последняя)-Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?(Маленькая мышка нашла синий воздушный шарик)-Так бывает в жизни? (Нет)-Почему?(мышкам не дарят шар, она одета в сарафан) Значит наш рассказ будет каким? (Сказочным)-Дети, а какая здесь мышка?(Радостная, довольная, счастливая)-А кто наблюдает за ней из-за кустов?(Ответы)-Какой он?(удивленный, уши торчком, глаза широко раскрыты, шерсть дыбом)-Чему удивился кот?- Что произошло дальше?(Он приготовился схватить мышку)-А как ведет себя мышка?(Оглянулась и бросилась бежать, испугалась)-А как повел себя кот?( Какой он? Какая у него шерсть, лапы?)

-Чем же закончилась эта история?(Мышка спряталась за шарик, кот увидел мышку в шарике, хотел ее схватить, а шарик лопнул и очень напугал кота)-А мышка убежала в свою норку и стала смеяться над котом со своими друзьями.- А теперь попробуем составить рассказ:- Давайте вспомним, их каких частей состоит рассказ: в рассказе есть начало, середина и конец.- А еще мы в самом начале даем название рассказу. Как назовем рассказ?- Не забудьте рассказать про погоду и все, что окружает наших героев на картинках. Рассказ .Однажды летом маленькая мышка Маша надела свой нарядный сарафан и вышла на полянку погулять. Вдруг она увидела большой воздушный шар. Мышка очень обрадовалась и побежала за ним. Был очень теплый солнечный день, и мышка запела песенку своим тоненьким голосом. Ее веселую песенку услышал кот Васька, который гулял поблизости. Он притаился в кустах и стал следить за мышкой, которая беззаботно играла с шариком. Вдруг кот выпрыгнул из кустов, чтобы схватить мышку, а мышка, почуяв опасность, спряталась за шарик, в котором, как в зеркале, появилось ее отражение. Кот подумал, что мышка спряталась в шарик, и своими острыми когтями попытался схватить мышку, но от острых Васькиных когтей шарик с грохотом лопнул, а Васька с ужасом отпрыгнул в сторону. А мышки спрятались в норку и смеялись над тем, как перехитрили кота.(1-2 ребенка рассказывают полностью рассказ, который получился)-Ребята, вы все большие молодцы! У нас получился замечательный рассказ.- Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука. Откроем?- Это же букварь!- Ну, вот ребята-это и есть ваше сокровище. Скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику. Берегите его.

 Итог занятия: -Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.