Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков; составлять предложения с помощью схемы; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_ob.gr_.docx20.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема «Путешествие в страну знаний», Борисова Н.А. учитель-логопед

    Цель: закрепление  понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.

    Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков; составлять предложения с помощью схемы; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку.  

    Область « Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».

    Оборудование:

    Звукозапись «звукового письма», посылка, магнитофон, шары с заданиями, «Волшебный мешочек» с буквами, «Слоговая гусеница»,  карточки со схемами предложений, посылка, медальки, «Волшебный карандаш», ноутбук.

    Ход НОД

    Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.)

    Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

    «Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. За каждое задание получите букву. Желаю вам удачи!!!

    - Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

    Психологический настрой

    - Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь.  А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта...

    Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.

    - Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

    - Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга,  отвечать правильно и  полными ответами.

     А это, кажется и первое задание:

    1. Игра «Умные ручки».

    - В этом мешочке спрятались буквы. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как скажешь слово, начинающиеся с этой буквы.

    - Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

    - Какими бывают звуки?  

    - А согласные звуки, какие мы знаем?  

     

    2.  А вот и второе задание «Вопросы и ответы» презентация

    Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.     (закрывают оба глаза)

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

    А теперь мы их откроем,  через речку мост построим.   (открывают глаза,

                                                                                              взглядом рисуют мост)

    Нарисуем букву О, получается легко.    (глазами рисуют букву О)

    Вверх поднимем, глянем вниз,       (глаза вверх, вниз)

    Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.

     3. Упражнение «Найди схему». (Закрепление навыков звукового анализа, развитие словесно - логического мышления)

    - Ой, ребята, посмотрите, я вижу воздушные шарики на  них  необычные мешочки (в одном звуковые схемы, в другом: картинки). Давайте подберем к каждой картинке звуковую схему.  

    - Ну, молодцы. А нам пора отправляться дальше.

    - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

    4. Дидактическая игра «Отгадай слово»

     Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет:

    «Пусть найдут меня ребята, ну-ка, кто меня найдет?»

    - Рассмотрите картинки, составьте из первых звуков слова.

    Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

    Физкультминутка

    Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.

    Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

    Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.

    Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?

    Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

    5.  Королева Знаний посылку прислала,

    А в ней картинки вам,

    Названия картинок  на слоги поделите,

    И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

    - Посмотрите на нашей волшебной поляне такие интересные цветы, один цветочек один слог, два  цветочка – два слога,  три – три слога.

    5.1 Дидактическая игра «Слоговая гусеница». (Закрепление слогового анализа)

     Я - гусеница не простая, гусеница слоговая.

    Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться.

    - Ребята, возьмите каждый по три слога, одного цвета на слоговой гусенице, и составьте слово.

     6. Составление предложений по опорным словам. (Закрепление понятия «предложение», навыка составления и чтения предложений)

     У Королевы Знаний

    Помощников не счесть

    Средь них один чудесный гномик есть

    Он карточки со схемами в подарок вам принес

    Вы ж проявите свое умение

    Составьте со словами предложения!

    - Вот этот Ученый гном, просит вас составить предложения по схемам.                                                                             1. _______ ______.

    2. _______ ______ ______.

    3. _______ ______ ______ ______.

    - Ребята, вы молодцы. Давайте, из этих букв составим слово. (Алфавит)

    (после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)

    « Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

    ( дети находят сундучок, а в нем находятся медальки  для каждого ребенка)

    - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)

    Итог занятия.

    - Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?


    Самоанализ НОД  на тему «Путешествие в страну знаний»

     учителя – логопеда Борисовой Н.А.

    НОД по формированию обучению грамоте на тему «Путешествие в страну знаний», проведена в подготовительной группе.

    Основная цель: закрепление  понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.

    Область « Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».

    При планировании НОД учитывала у воспитанников  уже сформированные необходимые знания в умение выполнять звукобуквенный анализ,  соотносить слова с соответствующими схемами, высказываться и делать простейшие выводы.

    Планируя НОД, ставились следующие задачи:

    Обучающие задачи:

    Образовательная область «Коммуникация». Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов, составлении предложений с заданными словами.

    Образовательная область «Познание». Закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;  закрепить понятие, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы; формировать целостность картины мира, расширять кругозор. (Игра «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»).

    Развивающие задачи:

    Образовательная область «Коммуникация». Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Образовательная область «Познание». Развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений.

    ( «Умные ручки», «Вопросы и ответы»,  «Составь предложение»).

    Образовательная область « Физ. культура»: развивать координацию движений.

    Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к обучению грамоте, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

    При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей (дети 6-7 лет с ОНР  II-III уровня, ст.дизартрией). Задания подбирала  в соответствии с интересами, темпераментом и развития детей.  К каждому подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание на НОД было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, слухового и тактильного восприятия. Этому способствовали все задания НОД.

    На НОД была выбрана следующая структура:

    -Организационный момент.

    - Мотивация.

    -Применение знаний, умений, навыков детей.

    -Рефлексия (итог)

    Для реализации цели использовались следующие методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно-ответное общение, схематические карточки, технические средства обучения. Мотивацией на непосредственно образовательную деятельность послужило – введение детей в проблемную ситуацию (помочь королеве  знаний), что позволило заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на постановке этой проблемы и совместном её решении. Дидактические игры «Умные ручки», «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»  были  направлены на закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа,

    на  развитие фонематического восприятия, словесно - логического мышления, слухового внимания, памяти, воображения, тонкой и общей моторики, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,  любви к русскому языку, умение работать в микрогруппах. Использование перечисленных приёмов создало условие, позволяющее каждому ребёнку быть активным, самостоятельным. В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз  (стоя, сидя за столами, передвижение по группе), включая физ. минутку. Введение сказочного персонажа позволило вызывать у детей положительные эмоции, удивление, радость.

    Считаю, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме, дети справились т.к.  дети принимали активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, планировали свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работали по правилу и по образцу, слушали взрослого и выполняли его инструкции.

    Resource id #6228

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

    Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

    Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

    - закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

    Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

    Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»

    Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.Закреп...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"

    Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:·        Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

    Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"

    Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоме" в рамках програмных требова...