Комплексный метод преодоления дизартрии
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Головина Ольга Владимировна

В методическом пособии изложен алгоритм преодоления дизартрических расстройств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_metod_preodoleniya_dizartrii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный метод преодоления дизартрии.

III блока.

I блок – медицинский.

Его курирует врач-невролог. Невролог может порекомендовать медикаментозную, физиотерапию, лечебный массаж, лечебную физ-ру, рефлексотерапию.

II блок – психолого-педагогический.

 Его осуществляют следующие участники (при условии, что они есть в саду):

- психолог;

- дефектолог;

- музыкальный руководитель;

- инструктор ЛФК;

- руководитель изостудии:

- родители:

- логопед.

Развитие сенсорной функции: развитие зрительного/слухового/тактильно-кинестетического восприятия и дифференцировок.

Развитие тонкой моторики и графо-моторных навыков.

Развитие пространственного представления (дети пишут справа налево, не на той строчке, на географич карте не могут найти объект и т.п.)

Развитие стереогноза. Стереогноз – умение наощупь без зрительного контроля распознавать предмет по форме, величине, фактуре.

III блок – логопедический.

Коррекция произносительной стороны проводится на индивидуальном занятии.

Этапы и содержание логопедической работы при стертой дизартрии

Цели логопедической работы ставятся разные, в зависимости от степени дизартрии.

  1. Если дизартрия I степени, то цель – выработать некоторые языковые средства коммуникации.
  2. При II степени дизартрии – выработать языковые ср-ва общения, понятные для окружающих.
  3. Если III степень дизартрии, то корректировать языковые ср-ва общения.
  4. При легкой степени дизартрии – нормализация произносительной стороны речи.

  1. Подготовительный этап

          (в этот период подготавливается артикуляционная база для коррекции):

  1. Нормализация мышечного тонуса.

С этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж в структуре индивидуального занятия. Цель логомассажа- создать положительные кинестезии (ощущения, память в мышцах). Приемы массажа выбирают в зависимости от выявленного тонуса. Логопедический массаж проводится всегда в начале занятия и по времени он краткий. Условно – до 1,5 минут.  Для массажа необходимо выбрать адекватную позу и для логопеда, и для ребенка. Массаж проводится кратко, но обязательно регулярно (дать маме карточки, чтобы они повторяли дома).

К массажу есть противопоказания:

- во время массажа с ребенком не разговаривать;

- он не должен отвлекаться от ощущений, вызываемых логомассажем;

Всего 3 комплекса логомассажа: 1) расслабляющий, если у ребенка высокий тонус; 2) расслабляющий, если у ребенка гиперкинезы; 3) укрепляющий, если тонус снижен. При логомассаже все движения должны быть только расслабленной кистью, целенаправленными, всегда начинать с массажа шеи.

  1. Нормализация моторики органов артикуляции - артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. Проводится сразу же после массажа, кратко (дети устают), но с нагрузкой. Меньше минуты!
  2. Нормализация моторики рук (пальцевая гимнастика).
  3. Нормализация голоса (голосовая гимнастика).
  4. Нормализация речевого дыхания (дыхательная гимнастика).
  5. Нормализация просодики : а) выработка слухового внимания и слуховых дифференцировок, учим различать тембр, интонацию, логическое ударение; б) подражание разным модуляциям голоса.

II этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

2.1. Развитие фонематического слуха.

2.2. Определение комплекса артикуляционных упражнений для конкретного звука (из 20 упражнений – 4 комплекса: свистящие, шипящие, Р, Л). Последовательность определяется индивидуально. Комплекс упражнений отрабатывает только те позы, кот. Вырабатывают нужную артикуляцию.

2.3. Постановка звука (распечатка по дислалии):

- по подражанию;

- механический, с помощью инструментов;

- смешанный;

- от опорного звука;

- речедвигательная гимнастика.

Последовательность постановки звуков у детей со стертой дизартрией индивидуальна, по мере созревания артикуляторной базы.

2.4. Автоматизация или закрепление.

Звук закрепляется изолированно или в слоговых конструкциях (модулях). Особенностью работы со стертой дизартрией явл. автоматизация с использованием тактильно- кинестетической стимуляции рук. Автоматизация должна быть в словах разной слоговой структуры (13 классов слоговой структуры слов по Марковой).

2.4.1.Автоматизация проводится как только звук вызван (по подражанию или механически). Автоматизацию надо проводить по определенной системе, т.к. классический способ автоматизации как при дислалии не дает результата и поставленный звук в речь не вводится. Система характеризуется утрированным артикулированием гласных, в основе – 20 артикуляционных упражнений.

2.4.2.Затем включаем поставленный звук в слоги разной конструкции: открытый, закрытый, со стечением, интервокальный (между 2мя гласными).

2.4.3. Отрабатываем по модулям – таблицам по вертикали, горизонтали, диагонали. Модуль – будущая часть слова, фрагмент слова (это не слоги, это стык 2х слогов). Модули затем включаются в слова, короткие предложения, содержащие эти слова, со 2-3 модуля включается тактильно-кинестетическая стимуляция – подключение руки с использованием шершавых и гладких ковриков.

2.5. Дифференциация поставленного звука с оппозиционными фонемами – свистящие с шипящими, твердые с мягкими, глухие со звонкими и др.

III Этап – выработка коммуникативных умений и навыков

 (за пределами учебной ситуации, без присутствия логопеда)

3.1. Выработка навыков самоконтроля – сложный этап, логопед выступает в роли психолога.

3.2.  Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения (его должны контролировать родители, воспитатели)

3.3.  Введение в спонтанную речь ребенка правильного звукопроизношения просодики.

IV Этап – предупреждение (преодоление) вторичных нарушений

Предупреждение (преодоление) вторичных нарушений возможно, если ребенок рано обследуется, рано выявляются предпосылки нарушения и рано проводится коррекционная работа.

Структура индивидуального занятия.

Длительность индивидуального занятия регламентируется типом дошкольного учреждения (2-3 года – 10 мин, 3-7 лет – 15 минут, школа – 10 минут, подростки 35-45 минут, взрослые – 40 минут).

Индивидуальное занятие в группах от 3 до 7 лет.

I блок – подготовительный, 7-8 минут:

1) логомассаж, длительность 1,5 минут максимально;

2) артикуляционная гимнастика  с нагрузкой 1 минута макс;

3) дыхательная гимнастика 2-3 движения (выдох с напряжением). ! Не брать никаких инновационных методов гимнастики (ни Стрельникова, ни др.), т.к. может вызвать слабость, головокружение;

4) пальцевая гимнастика, необходимы качественные движения, напр., на медленный ритм «раз колечко, два колечко». Сами дети не сопровождают пальцевую гимнастику своей речью. Логопед читает стихи, а дети меняют положение рук  (летят птицы, на дереве свили гнездо, отложили яички 1-2-3 и т.п.)

5) голосовая классическая гимнастика, 1 минута. Гласные звуки по диапазону, по эхо;

6) просодика – воспроизведение за логопедом разных интонаций:?!., голосовые модуляции.

Без фиксации на том, что ребенок делает неправильно. Поощрение – обязательно («Лучше, чем вчера»).

II блок – основной, оставшиеся 7-8 минут:

1) выбор комплекса артикуляционных движений для конкретного звука, т.е. решаем, с какого звука начать.

2) уточнение или развитие фонемат слуха (Ткаченко «Азбука логоработы»).

! До 3-4 лет не стимулируем звуки, особенно Р (может быть горловой). Логопед в этом возрасте проверяет только фонем слух и словарь.

3) постановка звуков;

4) автоматизация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

5) дифференциация по модулям с тактильно-кинестетической стимуляцией;

6) отработка слов разной слоговой структуры, напр., часовщик. Диагностическая фраза по подражанию: «Весело журчат весенние ручьи»

7) включение правильного звука и просодики в речь.

 

Что не включается в индивидуальное занятие (относится к групповому):

- развитие лексики, словообразования, словоизменения;

- развитие грамматического строя;

- развитие связной речи;

- развитие графо-моторных навыков;

- не работать над конструктивной деятельностью – обводка, вырезание, завязывание узелков, складывание палочек.

III блок – домашнее задание (по новому СанПину домашнее задание запрещено, но для тяжелых детей это необходимо. Заставлять и требовать нельзя, но давать обязательно. Можно сделать в электронном виде, в виде папок карточки для мамы, чтобы она контролировала. Также можно дать маме карточки с логомассажем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Круглом столе (НМЦ ЮВОУО) в 2011году: "Коррекционно - логопедическая работа по преодолению дизартрии в ДОУ" (актуальные проблемы).

Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из ...

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...

Инновационные методы преодоления дизартрии

Рассказано о методах преодоления дизартрии й дошкольников с тяжелым нарушением речи. Представлен личный опыт в преодолении речевого нарушения ....

Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, не...

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...

"Коррекционная логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции по преодолению дизартрии у дошкольников".

Традиционные методы и приемы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная раб...

Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова

В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова.  Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...