Методика коррекционно-логопедической работы при нарушениях голоса
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Головина Ольга Владимировна

Методические рекомендации по улучшению голоса включают голосовые упражнения, направленные как на активизацию, так и релаксацию голосового аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика коррекционно-логопедической работы

 при нарушениях голоса

I. Комплекс упражнений на активизацию голоса

ПЕРВАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель упражнений - выработка правильной рефлекторности речевого выдоха с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, а также межреберных и поясничных мышц. Упражнения выполняются в статическом положении и во время движения.

1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

                                                                (А.С. Пушкин)

2. То же самое - во время ходьбы.

3. То же самое - во время бега на месте.

4. То же самое, воспроизводя движения, имитирующие такие виды работ, которые помогают правильному регулированию дыхания, правильному его использованию: косьба, работа с рубанком, подметание метлой и т.п.

Упражнения на ощущение работы мышц-выдыхателей следует выполнять по несколько раз в день. После проведения упражнений следует прочесть какой-либо текстовой материал, внимательно прослушивая звучание своего голоса.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

                                                                (А.С. Пушкин)

Правильный выдох происходит при сохранении устойчивого положения дыхательного пояса и легком давлении со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх (на губах ощущается теплый выдыхаемый воздух).

Выдох должен:

1) происходить без толчков, ровной выдыхаемой струей;

2) обладать гибкостью и эластичностью;

3) производиться с одинаковой легкостью при различных положениях тела (стоя, сидя, лежа).

Когда студент освоит упражнения для ощущения работы мышц-выдыхателей, он получает упражнения на организацию речевого вдоха, который становится его постоянным вдохом в повседневной жизни, во время спортивных игр и т.д. Упражнения прибавляются постепенно, по мере их освоения.

ВТОРАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель упражнений - выработка правильной рефлекторности речевого вдоха с активизацией мышц брюшного пресса при вдохе и выдохе, тренировка ритма дыхания и удлиненного выдоха со звуком в статическом положении и движении.

1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) - вдох; возвращаясь в исходное положение - выдох (протяжно тянуть: гм-м-м...). При этом ритмично ходить.

2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая), разведя руки в стороны и сгибая их за головой, - вдох; возвращаясь в исходное положение, - выдох (протяжно тянуть: гн-н-н...). При этом ритмично ходить.

3. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. Высоко поднимая колени, поочередно сгибать их - вдох; и опускать в исходное положение - выдох; на выдохе читать стихотворный текст, при этом ритмично ходить.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

                                                                (А.С. Пушкин)

После проведения упражнений на организацию речевого вдоха следует читать какой-либо текстовой материал и внимательно прислушиваться к звучанию своего голоса.

ТРЕТЬЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель упражнений - освободить во время произнесения текста речевой аппарат от мышечного напряжения, выявить центральное речевое звучание и ощущение вибрации в полостях резонаторного пространства (переднем костяке лица).

1. Прочесть небольшую фразу артикуляционно-фонетическим способом (вслух произносятся только согласные звуки, а гласные - беззвучно-протяжно, как бы «хочу сказать, но не могу»). После проделанного упражнения студент, повторив эту же фразу полным голосом, обязательно попадет на свойственный ему центр голоса, что он может почувствовать, внимательно прислушиваясь к своему голосу.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

2. Произнести небольшую фразу артикуляционно-фонетическим способом. Во время беззвучного произнесения гласного звука - наклон головы вперед до соприкосновения подбородка с грудью, наклон головы назад до соприкосновения ее с позвоночником, наклон головы то к правому, то к левому плечу.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

3. Прочесть небольшую фразу артикуляционно-фонетическим способом; во время беззвучного произнесения каждого гласного звука выдвигать язык на губы.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. После проделанного упражнения прочесть полным голосом фразу и внимательно слушать звучание своего голоса.

4. Сделать вдох, нос зажать пальцами, громко и медленно читать любой текст. Вдох производить через нос там, где логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание. Упражнение делать стоя, сидя, лежа, во время ходьбы.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

После проведенных занятий следует прочесть какой-либо текст и внимательно прислушаться к звучанию своего голоса.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.

Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата

В основу научного обоснования тренировочной гимнастики артикуляционно-резонаторного аппарата положены достижения русской физиологической школы, а также опыт работы автора в театральных школах и педагогических вузах.

Занятия следует проводить в проветренном помещении.

Тренироваться рекомендуем: утром, до занятий голосом, перед уроком, лекцией и при голосовом утомлении.

При работе в процессе тренировки надо избегать резкой, утрированной артикуляции, так как в основе занятий лежит выработка естественных, плавных движений. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.

Первоначальные упражнения, особенно при самостоятельных занятиях, должны проделываться перед зеркалом. В дальнейшем, когда запомнятся мышечные ощущения, которые возникают при тренировке, можно обходиться и без зеркала.

В наши упражнения включен самомассаж, который широко используется не только в лечебных целях, но и в профилактических - для предупреждения заболеваний, связанных с речевой функцией. Массаж - один из древнейших приемов снятия мышечных зажимов, усталости, он способствует восстановлению здоровья, улучшению обмена веществ, кровообращения. Воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, он способствует, косвенным путем, лучшему резонированию. Массаж, заключающийся в поглаживании, называется гигиеническим. Массаж, производимый постукиванием пальцев, - вибрационным.

Каждое упражнение, предлагаемое нами, следует повторить 5-10 раз.

Массаж

1. Массаж лица.

Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба производить медленное поглаживание ладонями до околоушной области лица.

Такие же движения производить:

а) от переносицы к ушам;

б) от желобка под носом к ушам;

в) от околоушной области лица к подбородку и обратно;

г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимся движением от середины лба и снова к середине).

2. Повторить все вышеописанные движения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж).

3. Массаж шеи.

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой;

б) от околоушной области лица, по боковой части шеи до подмышечных впадин (одновременное движение обеих рук);

в) положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.

Носовое дыхание

При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой - увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости или загрязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

1. а) Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными пальцами производится легкое похлопывание по ноздрям;

б) зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, и выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 5-6 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю.

2. Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки М и Н.

При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям.

3. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.

Тренировка мышц нёба и глотки

1. Произнести медленно 3-4 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3-4 раза подряд гласные А, Э, О.

2. а) Произнести медленно, беззвучно А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным медленным движением запрокинуть голову назад (продолжая произнесение гласных);

б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении беззвучно повторяя гласные).

3. а) «Прополоскать» на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой и стараясь точно воспроизвести эти движения;

б) слегка погладить ладонями рук сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопывая шею и грудь кончиками пальцев, протяжно тянуть (на выдохе) согласные М - МЬ - М - МЬ - М - МЬ. При этом твердые М плавно переливаются в МЬ мягкие и наоборот (насколько хватает воздуха). Вдох носом.

4. Раскрыть рот (расстояние между зубами два пальца), произнести звукосочетание АММ...АММ...АММ... (звук А - тихим, легким шепотом, звук М - протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз.

Упражнения для губ

Массаж мышц верхней и нижней губы:

а) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движение от центра губ к уголкам);

б) произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л, Н, В тянуть;

в) произносить сочетания КС, ГЗ, ВЗ, оттягивая вниз нижнюю губу. Щелевые звуки С, З тянуть. При движении губ вверх и вниз прижимать их к деснам.

Для тренировки верхней губы следует применять сочетания ГЛ, ВЛ, КЛ, РЛ, ШЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН, ДН, артикуляция которых требует подтянутой верхней губы.

Для тренировки нижней губы мы рекомендуем сочетания КС, ГЗ, БЗ.

Упражнения для языка

1. Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», высунуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные И, Э, не убирая язык за зубы.

Повторить это сочетание 4-6 раз подряд.

2. Приподнять кончик языка и, скользя по твердому нёбу назад, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные О, У, не меняя положения языка.

3. Протяжно тянуть согласный М, проводя кончиком языка по верхней и нижней деснам (рот раскрыт).

4. Тянуть звук М, поглаживая, при закрытом рте, языком слизистую оболочку полости рта (нёбо, внутреннюю сторону щек и губ).

Вибрационный массаж со звуком
(проверка ощущения звука в резонаторах)

Тянуть поочередно одно из следующих сочетаний: ЗМ, ЗН, ВМ, ЖН, ГМ, ГН, производя одновременно постукивание по носу сверху вниз и снизу вверх; вокруг рта и околоушной области лица и по середине носа; от середины лба, вокруг глаз и снова по носу, время от времени прикладывая ладони к костяку лица, для ощущения вибрации; по шее сверху вниз по обеим сторонам до подмышечных впадин и верхней части грудной клетки.

ПЯТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - развитие смешанно-диафрагматического дыхания.

1. Пятки соприкасаются, носки несколько развернуты, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам (исходное положение).

Подняться на носки. Руки развести в стороны.

Присесть на носках. Колени вместе. Руки вперед.

Подняться на носки. Руки развести в стороны.

Вернуться в исходное положение.

Темп медленный, счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки - вдох, при приседании - выдох.

2. Ноги на ширине плеч (исходное положение).

Наклонить туловище вперед до горизонтального положения, руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед).

Возвратиться в исходное положение.

Темп медленный. Счет на два. Повторить 3-4 раза. При наклоне туловища - выдох, при выпрямлении - вдох.

3. Руки на нижних ребрах, большие пальцы назад (исходное положение). Наклон туловища вперед, при одновременном нажиме руками на ребра. Локти вперед.

Выпрямиться, развести локти в стороны.

Темп медленный. Счет на два. Повторить 4-5 раз. При наклоне -выдох, при выпрямлении - вдох.

4. Основная стойка (исходное положение).

Подняться на носки, одновременно поднимая руки вперед и разводя их в стороны. Медленно наклониться вперед, опустившись на всю ступню, руки касаются носков. Темп медленный. Счет на два. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки - вдох, при наклонах - выдох.

5. Руки за головой, пальцы переплетены. Локти назад (исходное положение).

Наклон туловища вперед, руки за головой.

Вернуться в исходное положение.

Темп средний. Счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При наклоне - выдох, при выпрямлении - вдох.

6. Ноги на ширине плеч. Руки перед грудью (исходное положение).

Поворот корпуса направо, правая рука идет в сторону, левая перед грудью.

Вернуться в исходное положение.

Поворот корпуса налево, левая рука идет в сторону, правая перед грудью.

Вернуться в исходное положение.

Темп средний. Счет на четыре. Повторить 4-5 раз в каждую сторону. В исходном положении - вдох, при повороте - выдох.

7. Встать прямо. Положить правую руку на область диафрагмы, левую - на ребра так, чтобы большой палец левой руки находился под левой лопаткой, остальные четыре пальца обнимали ребро. Взять быстро, легко и свободно вдох через нос: воздух должен направляться в нижнюю часть ребер и в область диафрагмы, левая рука должна ощущать расширение ребер сбоку и в области спины, а правая - небольшой толчок вперед в области диафрагмы (плечи не должны подниматься, мышцы шеи должны быть свободными, спина прямая). Выдох - свободный и равномерный, можно на звук С, Ш, Ф; затем следует небольшая пауза, за время которой появляется желание взять вдох. Задача состоит в том, чтобы быстро, легко взять небольшой объем воздуха, а затем равномерно его расходовать. Переизбыток воздуха при вдохе вредно отражается на качестве звука.

8. Одновременно с вдохом (вдохнуть носом) сделать наклон туловища вперед, спина прямая, а затем, выпрямляясь, выдыхать (можно на те же звуки - С, Ш, Ф).

При наклоне туловища вперед с одновременным вдохом дыхание должно быть направлено в нижнюю часть грудной клетки и в область диафрагмы (верхнеключичное дыхание исключается).

Для правильного смешанно-диафрагматического дыхания должны быть развиты межреберные мышцы. Если педагог видит, что межреберные мышцы недостаточно активно работают при вдохе и выдохе, нужно сделать упражнение для развития межреберных мышц.

9. Рука на ребрах. Большие пальцы рук на спине, под лопатками, спина прямая. Равномерно, считая про себя, наклониться вперед и взять дыхание (носом) на счет 3, затем, выпрямляясь, выдохнуть через рот (мысленно произнося любую из гласных: И, Э, А, О, У, Ы поочередно при каждом выдохе).

10. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на ребрах, как в упражнении 62; затем небольшой наклон корпуса вперед, одновременно с вдохом (спина прямая), затем выдохнуть, процеживая воздух через сопротивляющиеся губы (фиксированный выдох). Такой выдох с сопротивлением хорошо тренирует мышцы, участвующие в процессе выдоха.

11. а) Встать прямо, руки опущены свободно вдоль тела, ноги на ширине плеч. Быстро вдохнуть с одновременным наклоном корпуса вперед и выбросить руки вперед. Затем, плавно опуская руки, выпрямиться, одновременно на выдохе тянуть звук С.

б) Встать прямо, руки свободно опущены вниз, спина прямая. Одновременно с быстрым наклоном корпуса вперед взять вдох, руки одновременно соединить, округлить их перед головой и, наклонив к ним голову, выдохнуть на звук М.

ШЕСТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.

1. Встать прямо. Руки опустить вдоль тела. Произнести на медленном выдохе: ССССССССССССССС... («свист ветра»). ШШШШШШШШШШШ... («шумит лес»), ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ... («жужжит пчела»).

2. Встать прямо. Руки опустить вдоль тела, произнести на медленном выдохе: РРРРРРРРРРРРР, переходящее в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ... («отъезжающий мотоцикл»).

3. Встать прямо. Руки опустить вдоль тела. Произнести на интенсивном, прерывистом выдохе: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! переходящем в энергичный непрерывный звук ФФФФФФФФФФ («пульверизатор»).

4. Ноги на ширине плеч, кисти рук в кулаках, вытянутых над головой. Со звуком Э воздух выбрасывается из легких и мгновенно наполняется вновь (имитация удара топором по бревну).

5. Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полураскрытый рот, прижав губами межпальцевую складку, произнести М один, два, три раза подряд, затем, отняв руку, проговорить проверочный текст. Упражнение повторить 4-5 раз.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

                                                                (Ф. Тютчев)

6. Полураскрытый рот закрыть плотно ладонью, стараться произнести текст с большим количеством взрывных согласных, затем убрать ладонь и произнести вслух текст. Повторить 4-5 раз.

(Эти два упражнения создают ощущение грудного звучания).

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

                                                                (Ф. Тютчев)

7. Закрыть ладонью ноздри, оставляя небольшое отверстие для воздуха, протянуть звук Н или М (выдыхаемый воздух щекочет нос), затем отнять руку и произнести проверочный текст. Повторить 4-5 раз.

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

                                                                (Н. Кукольник)

8. Закрыть ладонью рот, а пальцами - ноздри, пытаться произнести звук М, затем убрать ладонь и произнести текст с большим количеством М или Н. Повторить 4-5 раз.

Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей -

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный, длинный,

Нравоучительный и чинный

Без романтических затей.

                                                                (А.С. Пушкин)

СЕДЬМАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - создать ощущение смешанного звучания: головного и грудного.

1. Встать прямо. Руки опустить вдоль тела. Рот полуоткрыт, произносить спокойно, монотонно недлинном выдохе звук М («стон»).

2. Тоже, перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз.

3. То же, подключая к согласному звуку М гласные звуки И, Э, А, О, У, Ы. МммИ, МммЭ, МммА, МммО, МммУ, МммЫ...

4. То же, тренируя гласные в сочетании с остальными сонорными согласными Н, Л, Р, которые, усиливая резонаторную функцию носовой полости, придают голосу звонкость.

МнУлимнАлимнЭлимнИлимнЫлимн...

МмнУммнОммнАммнЭммнИммнЫмм… РлУрмммРлОрмммРлАрм-ммРлЭрмммРлИрмммРлЫрммм...

Произносить гласные мягко, без толчков. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на сонорных согласных.

5. То же, используя тексты, в которых много сонорных звуков.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.

Ноннина няня Нонну на ночь намыла.

6. Встать прямо. Руки со сплетенными кистями перед собой (имитация укачивания на руках ребенка). «Укачивая ребенка», с закрытым ртом напевать:

МММММММММММММММ

(«Колыбельная»)

7. То же, напевая «колыбельную» гласными:

ААААААААААААААА                 ООООООООООООООО

УУУУУУУУУУУУУУУ                 ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ

Напевая «колыбельную», следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани.

8. Встать прямо. Сделать из рук «шалашик», локти разведены в стороны. Произносить на медленном выдохе: Ау-у-у-у-у-у-у-у... («эхо»). Первый раз активно посылайте звук, призывая кого-то на ваш призыв. Второй раз воспроизводите услышанное вами «эхо» на ваш призыв. При звучании голоса на «эхо» губы и щеки несколько расслабленны и звук резонирует где-то далеко (в затылке). Как только откликаетесь на «эхо», так щеки и уголки губ становятся более напряженными (они в положении «рупора»).

9. То же. Тянуть гласный звук У: УУУУУУУУУУУУ... («гудок»). Губы в положении «хоботка».

Прибавьте к гласному У гласный О: УУОУУОУУОУУОУУОУУО...

Прибавьте к гласному У гласный А: УУАУУАУУАУУАУУАУУА...

Затем прибавьте гласные Э, И, Ы,

Наконец, гудеть, сливая в одну непрерывную линию звучания всех шести гласных У, О, А, Э, И, Ы: УУОУУАУУЭУУИУУЫ.

10. Поставить раскрытую ладонь на нижнюю челюсть под нижнюю губу, слегка надавливая внутрь, произнести ГМ, ГН, ВН, ВМ, ДМ, ДН.

11. Руки сплести на затылке, локти отвести в стороны и, делая легкое откидывающее назад движение головы, подхватывать дыхание носом при открытом рте; возвращаясь на выдохе в исходное положение, произносить несколько раз подряд М,М,М и Н,Н,Н.

12. Одна рука на затылке, другая на темени, локти развернуты, произносить М и Н, слегка нажимая при произнесении на затылок и темя.

13. Рука на затылке, другая на нижней челюсти; слегка надавливая встречными движениями, произносить сначала долгое М, а затем сочетания АМБА, АМБА, АМБА...

14. Слегка нажимая на носовую перегородку, взять вдох, приподнимая кончик носа, на выдохе тянуть поочередно долгие М, Н, Л, Р. Отнимая палец, филировать звук, постепенно затихая, но не изменяя высоту и направление звука.

ВОСЬМАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - формировать гортанно-глоточную полость.

1. Встать прямо. Мышцы тела расслаблены. Руки опущены. Без голоса (беззвучно), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный П в скороговорке:

Пришел Прокоп - кипел укроп.

Ушел Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

2. То же, тренируя согласный Т в скороговорке:

Трактор всюду поспевает;

Пашет, сеет, убирает,

Пилит лес, корчует пни.

Только дела - что смотри.

3. То же, тренируя согласный К в скороговорке:

Кукушка кукует.

Кукует в лесу:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

4. Встать прямо. Мышцы тела расслабить, руки опущены вдоль тела. На медленном выдохе передайте стук колес поезда в разных темпах.

Поезд отходит: тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук...

Прибавляет ход: тутктутктутктутктутктутктутктутктутк...

Мчится быстрее: так-чики, так-чики, так-чики, так-чики, так-чики...

5. То же, имитируя пулеметную очередь: так-так-так-так-так-так-так...

6. Резкими, короткими движениями рук разрезайте воображаемую бумагу. Движение сопровождайте звуками ЧИК. На медленном выдохе:

Чик! Чик! Чик! Чик! Чик! Чик! - медленно.

Чик-чик-чик-чик-чик-чик-чик - быстрее.

Чик! - в последний раз.

7. Встать прямо. Мышцы тела расслабить. Правую руку поднять на уровень головы с воображаемым колокольчиком. На медленном выдохе:

Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

А теперь непрерывно: динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь.

8. Встать прямо. Правая рука перед собой ладонью к телу на расстоянии 10 см. На медленном выдохе:

Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!

Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!

Дир-лир-линь-линь! Дир-лир-линь-линь!

Тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,

Тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,

Произнося, стремитесь ударение делать на слогах ЯМ и ЛИНЬ. Не задерживайтесь на первом слоге ТИ и ДИ.

9. Рот полуоткрыт. Мягкий язык высунуть вперед и вниз, прижать его кончик к подбородочной области, произнести К и Г, не меняя положения языка (ощущение грудного звучания). Произнести проверочный текст:

Купи кипу пик.

Кипу пик купи.

Пик кипу купи.

10. Рот полуоткрыт. Мягкий язык загнуть кверху, прижимая кончик языка к надгубной области, произнести К и Г, не меняя положения языка (ощущение головного звучания). Произнести проверочной текст:

У елки иголки колки.

Кому мир не дорог - тот нам и ворог.

ДЕВЯТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - тренировка свободного звучания голоса при любых физических действиях (одновременная тренировка звучания и движения).

1. «Скакалка». Счет или ритмически совпадающие с режимом прыжков стихотворные тексты произносятся во время прыжков через скакалку. Затем этот же текст произносится сразу же в состоянии покоя. Прыжки через скакалку активизируют дыхание и создают условия для его ритмической организации. При повторении текста без скакалки дыхание не сразу приспосабливается к изменению физической нагрузки и некоторое время продолжает осуществляться в том же ритме и с той же глубиной, что и при прыжках. Это приводит к некоторой избыточности дыхания, затрудняет регуляцию выдоха. Применение движений такой сложности и интенсивности вырабатывает умение организовывать речевой выдох при разных режимах дыхания, преодолевая затруднения, возникающие в результате повышения физической нагрузки, нередко возникающей и в профессиональной деятельности.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет

И хохочет и звенит.

По дороге голосисто

Раздается яркий звон;

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

                                                                (П. Вяземский)

2. Присесть на корточки. Прыгать по кругу, произносить текст:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

                                                                (А.С. Пушкин)

Добейтесь синхронности прыжков и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. Не задерживать дыхание во время прыжков.

3. Наклонить корпус туловища вниз, ходить и искать на полу воображаемый потерянный предмет. При этом действии произносить текст:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

ДЕСЯТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - развить диапазон и силу голоса (ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ ГОЛОСА).

1. «Повышение голоса по строчкам». Повышая голос с каждой новой строчкой стихотворения, рассчитайте свой диапазон, начав с удобного низкого уровня и заканчивая на удобном верхнем звуке.

Видел я оперу, слышал я пение Вьетти и Сальви.

Чудно природа устроила звучную арфу их груди:

Чистые, полные, сладкие звуки льются свободно,

Льются и вьются, летят и кружатся, и снова

В брызгах, в лучах ниспадают блестящею яркою трелью!

Слышал я плески и ложь, и партера, и самого рая!

Видел: букеты цветов и венки на счастливцев летели!

Видел и слышал я все и дивился и пенью и слуху -

Тонкому слуху судей, под холодным родившихся небом!

Только последнему, правду сказать, не совсем-то я верю!

Знаю: мы, русские, тоже певучий народ от природы;

Знаю, однако, и то, что природа дала нам - простую

И заунывную песнь, а не эти скачки и рулады!

Ты нам родная; а это... одна лишь заморская роскошь!

                                                                (М. Дмитриев)

2. То же. Начать с удобного верхнего и закончить на удобном низком звуке.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

Столько грусти в той песне унылой,

Столько грусти в напеве родном,

Что в душе моей хладной, остылой

Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи иные

И родные поля, и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка.

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека...

                                                                (И. Макаров)

3. «Повышение и понижение голоса».

Головной регистр

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Постепенное понижение голоса

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Средний регистр

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Грудной регистр

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Самый низкий тон

Грустно, Нина: путь мой скучен.

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

(А.С. Пушкин)

4.        «Зазывалы». Зазывать народ послушать тексты:

Я - песельник. Я девок вывожу

В широкий хоровод. Я с ветром ворожу.

Я голосом тот край, где синь туман, бужу,

Я песню длинную прилежно вывожу.

Ой, дальний край! Ты - пой! Ой, косыньку развей!

Ой, девка, заводи в глухую топь весной!

Эй, девка, собирай лесной туман косой!

Эй, песня, веселей! Эй, сарафан, алей!

Легла к земле косой, туманится росой...

Ал сарафан - пожар, что девичий загар!

                                                                (А. Блок)

Добиваться ощущения того, что говорите дыханием. Дыхание чистое, быстрое, легкие доборы воздуха.

5.        «Уличные продавцы».

Пуговичный разносчик

Из-за пуговицы не стоит жениться, из-за пуговицы не стоит разводиться! Нажатие большого и указательного пальца, и брюки с граждан никогда не свалятся.

Голландские,

механические,

самопришивающиеся пуговицы,

6 штук 20 копеек...

Пожалте, мусью!

Разносчик кукол

Танцующие люди

из балетных студий,

лучшая игрушка

в саду и дома,

танцует по указанию

самого наркома!

ОДИННАДЦАТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - тренировка дыхательной мускулатуры со звуком.

1. Руки на нижнебрюшных мышцах: произносить текст, подталкивая на ударных слогах руки вперед.

Звезды блещут дальние

В беспредельной мгле;

Глуше и печальнее

Стало на Земле.

                                                                (М. Лохвицкая)

2. То же, проверяя работу межреберных мышц.

3. То же, проверяя работу брюшных и поясничных мышц.

Упражнения этой группы создают ощущение опоры дыхания со звуком.

II. Комплекс упражнений на релаксацию голоса

Релаксационная гимнастика дыхания, артикуляции, резонирования звука.

Цель дыхательных упражнений — воспитание навыков спокойного дыхания, положительное воздействие на физическое и психическое состояние занимающегося.

  1. Фонационное смешанно-диафрагматическое дыхание.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, подтянуть низ живота, на вдохе заполнить воздухом полость живота, нижние ребра при этом раздвигаются в стороны, спина выпрямляется. На выдохе воздух постепенно выходит, начиная с полости живота, а затем из поясничной и грудной областей. Вдох и выдох носом проделать 3—4 раза. Во время вдоха мысленно произнести; "Хочу научиться правильно дышать..." Во время выдоха мысленно произнести: "Я совершенно спокоен. Все мышцы моего лица расслаблены. Я выдыхаю совершенно спокойно и свободно".

  1. Ритмическое дыхание выполнять во время ходьбы, равномерно шагая, расслабив мышцы лица, шеи, опустив плечи. Дыхание произвольное. Вдох и выдох делать на равномерное количество шагов: три шага — вдох, три шага — выдох.
  2. Фиксированное энергичное дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматический вдох. Выдохнуть в 3 приема через рот, преодолевая сопротивление в губах. Выполнять упражнение активно, энергично. Повторить 3 раза.
  3.  Стимулирующее шипящее дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматический вдох, выдыхая, протяжно произнести звук ш (сопротивление выходящему воздуху создает язык). Повторить 3 раза.
  4. Очищающее дыхание. Сделать полное смешанно-диафрагматическое дыхание, на выдохе расслабить мышцы шеи и резко выдохнуть через широко открытый рот. При этом свободно выходящий воздух как бы издает звук. Повторить 3 раза.
  5. Дыхание, способствующее резонации звука:

а)        легкий бег трусцой в течение одной минуты (одна ноздря зажата); то же, зажав другую ноздрю;

б)        стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой; наклониться вперед, опуская руки вниз, вдохнуть, тут же расслабиться и спокойно выдохнуть; вернуться в исходное положение — активно вдохнуть, тут же расслабиться и выдохнуть; повторить 5—6 раз.

  1.  Носовое-брюшное дыхание. Быстро втянуть внутрь брюшные мышцы, которые расположены внизу живота и одновременно сделать резкий выдох через нос; повторить 5 раз.
  2. Воздушный массаж резонирующей полости:

а)        медленно, поочередно вдыхайте то левой ноздрей, прижимая правую, то наоборот; проделайте 3 раза.

б)        нос зажмите пальцами, медленно вслух считайте до 10, а затем, убрав пальцы, произведите вдох и выдох через нос. Проделайте 3 раза,

  1. Дыхание, расслабляющее мышцы шеи:

а)        исходное положение: голова приподнята; поворот головы — вдох, возвращаясь в исходное положение — выдох;

б)        поворот головы влево — вдох, возвращаясь в исходное положение — выдох; вдох и выдох носом; проделайте 20 раз.

Известный отечественный ученый В. М. Бехтерев заметил, что сильно напряженная мышечная мускулатура лица четко реагирует на изменения в психическом состоянии человека.

Поэтому особую ценность во время воспитания навыков развития речевого голоса представляют упражнения в релаксации мышц шеи и лица (мимических, жевательных и речевых мышц). Упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможения, поэтому очень полезны для речевого аппарата. Они увеличивают выносливость нервно-мышечного аппарата и способствуют профилактике заболеваний голоса.

Большое значение для резонирования речевого голоса имеет релаксационная гимнастика артикуляционного аппарата. Свободное резонирование речевого голоса возможно лишь тогда, когда активно работает внутриглоточная артикуляция (полость глотки) и совершенно раскрепощена внешняя артикуляция,

Цель этой гимнастики – воспитание навыков ощущения релаксации органов артикуляции, подготовка голосового аппарата к свободному резонированию.

  1. Сожмите челюсти, почувствуйте напряжение мышц шеи и челюстей. Усильте это напряжение и запомните его. Теперь расслабьте мышцы рта и челюстей, слегка открыв рот, почувствуйте облегчение от снятого напряжения. Мысленно повторите: "Мышцы лица полностью расслаблены, нижняя челюсть расслаблена и неподвижна".
  2. Откройте рот, сконцентрируйте внимание на мягком небе, сильно поднимите его, зафиксируйте напряженное состояние. Расслабьте мягкое небо, опустите нижнюю челюсть, мысленно повторите: "Полость глотки свободна, мягкое небо свободно поднимается и опускается".
  3. Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на мягком небе, поднимите и удержите его 2—3 секунды. Мысленно повторите: "Мягкое небо свободно поднимается. Путь голосу освобождается".

4. Поворачивайте голову вправо, затем налево, напрягая мышцы шеи (как бы хочу повернуть голову, но не могу), полностью расслабьте мышцы шеи. Мысленно повторите: "Шея и плечи полностью расслаблены, теплые, неподвижные".

5. Напрягите язык (1 сек), расслабьте его и покажите кончик (3 сек). Повторите 5 раз.

6. Напрягите мышцы затылка (1 сек), расслабьте их. Уроните голову на спину (3 сек). Повторите 5 раз.

7. Напрягите мышцы шеи (1 сек), расслабьте их и уроните голову на грудь (3 сек). Повторите 5 раз.

8. Напрягите нижнюю челюсть (1 сек), расслабьте нижнюю челюсть, откройте рог (3 сек). Повторите 5 раз.

9. Рот закрыт, напрягите губы (1 сек), расслабьте губы, откройте рот (3 сек). Повторите 5 раз.

10. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, лба, не напрягая веки, про себя мысленно произнесите:

Мне удобно и хорошо, Я совершенно спокоен, Мое лицо, язык и челюсть свободны, Мой голос звучит свободно.

Повторите 3 раза и прочитайте вслух.

11. Расслабьте мышцы шеи и с легким поворотом головы вправо-влево мысленно произнесите:

Мое дыхание свободно, Мышцы шеи свободны, Мой голос образуется правильно, Я слышу грудной, свободный голос.

Повторите 3 раза и прочитайте вслух.

12. Расслабьте мышцы рук, грудной клетки, надплечья, мысленно произнесите:

Мой голос звучит объемно, Моя грудь заполнилась звуком, Полость глотки совершенно свободна, Я способен добиться хорошего звучания,

13. Расслабьте мышцы живота, чуть-чуть наклонившись вперед, мысленно произнесите:

Мне приятен мой голос, Я чувствую бесконечное дыхание, Я вижу свободное лицо, шею, челюсть, Я слышу свой свободный голос, Мне нравится его звучание.

12-е и 13-е упражнения повторить вместе 3 раза, а затем сказать эти фразы вслух.

Комплексная релаксационная гимнастика

Цель этой гимнастики — чередование напряжения и расслабления мышц для того, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением.

  1. Встать прямо, поднять руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжать в кулак. При расслаблении руки свободно падают вниз и делают маятникообразные движения.
  2. То же самое, только поднимая и напрягая руки, наклонитесь вперед.
  3. Стоя, напрячь мышцы ног (как бы хочу оторваться от пола), расслабить ноги и сильно наклониться вперед.
  4. Сидя, крепко сжать мышцы ягодиц, расслабить, уронить голову вперед.
  5. Лечь на живот. Напрягаясь - прогнуться, расслабиться, принять исходное положение.
  6. Лечь на спину. Напрягаясь, прогнуться, расслабиться, принять исходное положение.
  7. Лежа на спине, напрячь мышцы живота, расслабить их.
  8. Лежа на спине, напрячь мышцы спины и поясницы, расслабить их.
  9. Свободно поворачивать голову с расслабленными мышцами шеи направо и налево, протяжно "протянуть" зм...гм.,.бм„.
  10. Расслабить опушенную нижнюю челюсть, кончик языка поднять на верхнюю губу, протяжно "протянуть" гн...
  11. Стоя, наклонить туловище вперед, возвращаясь в исходное положение, протяжно "тянуть" бм...дм...гм...

Постепенно вы научитесь расслаблять "безработные" в данной ситуации мышцы. Это повысит вашу работоспособность и создаст дополнительный резерв звучанию голоса.

III. Упражнения на повышение и понижение голоса

  1. Продолжительное произнесение сонорных звуков на одной высоте. Принять основное положение; протянуть звук м, н или л на одной высоте 3—4 раза, каждый раз вдыхая носом. Проверять работу головного и грудного резонаторов по вибрациям, которые ощущают руки, положенные на голову и грудь. Свободу звучания проверять ощущением свободы мышц шеи, гортани, челюсти, ощущением звука "на губах":

вдох — мммммм — вдох — ммммм — вдох — ммммм (и т. д.);

вдох — нннннн — вдох — ннннн — вдох — ннннн (и т. д.);

вдох — лллллл — вдох — ллллл — вдох — ллллл (и т. д.).

  1. Постепенно, на одном дыхании, плавно переходить от одного сонорного к другому, соблюдая одну высоту:

вдох — ммннлл — вдох — ммннлл — вдох - ммннлл (и т. д.).

  1. Протянуть на одном дыхании и на одной высоте сонорный м, затем вдохнуть, повысить голос, опять протянуть м. Повышать по 3—4 ступени вверх, затем так же постепенно понижать голос. Перед каждым повышением или понижением делать вдох.
  2. Проделать то же со звуком н.
  3. Проделать то же со звуком л.
  4. Проделать то же, соединяя три звука: м, н, л.
  5. Повышать и понижать нараспев (по полутонам) сонорные звуки в сочетании с таблицей гласных:

а)        вдох — мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

б)        вдох — нни, ннэ, нна, нно, нну, нны;

в)        вдох — лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы.

Каждое из сочетаний повышать на 3—4 ступени вверх и затем так же, по ступеням, понижать. Нараспев повышение и понижение голоса идет по полутонам.

  1. Повышать и понижать гласные в закрытом слоге (оканчивающемся на согласный) речевым и напевным приемом;

а)        вдох — ммимм, мнэмм, ммамм, ммомм, ммумм, ммымм\

б)        вдох — ннинн, ннэнн, ннанн, ннонн, ннунн, ннынн;

в)        вдох — ллилл, ллэлл, ллалл, ллолл, ллулл, ллылл.

Порядок таблицы может быть изменен, если учащемуся удобнее начать упражнение с других гласных (к — о — у — ы — э — а, у — о — а — э — и — (к и т. д.),

9. Чередовать сочетания гласных с сонорными напевным и речевым приемами. Произнести таблицу напевным способом. Затем, взяв дыхание, повторить ее речевым способом, не меняя высоты. Повторить такое чередование, поднимая всю таблицу по полутонам в пределах своего среднего регистра:

Распев        Речь

вдох — мми, ммэ, мма, ммо,        вдох — ми, мэ, ма, мо, му, мы

мму, ммы

Во всех упражнениях обязательны: постоянная подача ровной струи воздуха; ровное, непрерывное звучание; правильное формирование гласных и согласных звуков; ощущение звука в резонаторах; ощущение свободы мышц окологортанной мускулатуры. Начинать тренировку с того приема (напевного или речевого), который легче удается. В упражнениях, проводимых речевым способом, следует добиваться постепенности речевых ступеней, без больших интервалов. Необходимо определить, сколько ступеней повышения и понижения имеется в распоряжении учащегося на данный период тренировки.

Переходя от продолжительного произнесения изолированного звука м, н или л к его сочетанию с гласными звуками, не всегда следует брать всю таблицу гласных. Первоначально можно взять три звука, наиболее легких для учащегося (и — э — а — или а — о — у).

Упражнения с сонорными согласными и их сочетаниями с гласными помогли оформить звук, установить верное его направление. Следующий этап — упражнения со словами.

Мы начинаем отсчет строчек снизу при повышении голоса и сверху при понижении. Каждая строчка повышается (или понижается) на одну ступень высоты.

  1. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы нараспев. От удобного нижнего звучания, повышая пословицу по полутонам, довести голос до удобной высоты и затем, постепенно понижая его, вернуться к исходному звучанию. Произнести нараспев, на одном дыхании, на одной высоте всю пословицу. Вдохнуть и произнести пословицу, повысив голос на полтона.

Повышение и понижение голоса сначала происходит в пределах его середины. Все слова пословицы произносятся на одном дыхании, все ударные гласные звучат на одной высоте.

Отсчет строчек начинается снизу:

3. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

  1. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.
  1. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.
  2. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы речевым приемом. В этом упражнении пословица тренируется по речевым ступеням, в речевой интонации. Ударные слоги произносятся на одной высоте, которая фиксируется речевым слухом учащегося. Вся пословица, как и в упражнении 1, произносится на одном дыхании. Характер речевой интонации утвердительный, конкретный, но мягкий (не рваный, не резкий).

Домашнее задание. Закрепить упражнение на повышение и понижение голоса в пословице "Весна красна цветами, а осень — снопами". Сначала тренироваться речевым способом, а затем напевным.

  1. Тренировка голоса в чередовании речевого и напевного звучания пословицы.

Произнести пословицу "Красно поле пшеном, а речь умом" с напевным звучанием; затем, взяв дыхание, произнести пословицу в речевой интонации на той же высоте.

Для тренировки взять несколько пословиц. Например, кроме указанной выше, следующие: "Где песня льется, там легче живется"; "Красна песня ладом, а сказка складом; "В зимний холод всякий молод"; "Береги нос в большой мороз"; "Хорош цветок, да остер шипок"; "Плохое начало и дело стало"; "Где взросла сосна, там она и красна". Как видите, в этих пословицах преобладают звуки а и о ъ ударном положении.

Тренировка голоса на стихотворных строчках (3—4 слова в строке)

Цель этих упражнений — закрепить правильное звучание голоса на различных словах (а, следовательно, на различных звукосочетаниях).

  1. Повышение и понижение голоса по строчкам речевым приемом. Принцип упражнения тот же, что в предыдущем упражнении с пословицей. Стихи для тренировки следует взять сначала четырехстопного размера. Например:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

(А. Пушкин "Зимняя дорога")

Каждую строчку текста постепенно повышать до удобной для студента верхней ступени диапазона и затем так же понижать до исходной высоты звучания. Интервалы между строчками зависят от степени развития речевого слуха учащегося. Перед каждой строчкой необходимо взять дыхание.

Начинайте с нижней строки этой таблицы:

4. (вдох) 4-я строчка:        Льет печальный свет она.

3. (вдох) 3-я строчка:        На печальные поляны

  1. (вдох) 2-я строчка:        Пробирается луна,
  1. (вдох) 1-я строчка: Сквозь волнистые туманы
  2.  Повышение и понижение голоса по строчкам нараспев. Поднимать каждую строчку текста, приведенного в предыдущем упражнении, на полтона выше; дойдя до удобной высоты, соответственно опускать голос.

Внимание к устойчивости ударных гласных и точное повышение и понижение строчек делают дальнейшую работу над голосом более эффективной, помогают сознательно расширять диапазон. Умение добиться точности звучания каждого ударного гласного является результатом развития речевого слуха.

Во время тренировок надо следить за согласованной работой грудного и головного резонаторов при повышении или понижении голоса.

  1. Чередование строчки напевной со строчкой речевой. Текст для тренировки:

Уже полдневная пора

Палит отвесными лучами,

И задымилася гора

С своими черными тенями.

(Ф. Тютчев. "Снежные горы")

Чередование речевой строчки с напевной. В отличие от предыдущего, это упражнение надо начинать с произнесения строчки речевым способом, а затем повторить строчку нараспев (после вдоха) на одной высоте с речевой. После произнесения последней строчки все четверостишие повторяется до предельной высоты для данного периода тренировки.

В упражнениях на чередование напевной и речевой строчек следует определить количество повышений и понижений. В упражнении 3 определить количество полутонов, а в упражнении 4 — количество речевых ступенек подъема голоса.

  1. Переход с напева на речь. При этом при повторном произнесении строчки вдоха не происходит.
  2. То же самое — переход с речи нараспев.

1. Повышение и понижение голоса речевым способом на удлиненной строке. Повышать и понижать по речевым ступеням текст двух строчек, следующих друг за другом, на одном выдохе. Начать упражнение с нижних ступеней диапазона (в грудном регистре). Повышение и понижение зависит от степени развития речевого слуха учащегося; вдох следует брать через каждые две строки:

(вдох) От темного леса далёко, / На почве бесплодно сухой (вдох) Дуб старый стоит одиноко, / Как сторож пустыни глухой, (вдох) От темного леса далёко, / На почве бесплодно сухой... (И т.д.)

  1. Повышение и понижение голоса напевным способом на удлиненной строке.
  2. Чередование двух напевных строк с двумя речевыми. Начать с напевного звучания двух строчек. Дыхание распределять также на две строки. Каждые две строки повышать и понижать по полутонам. Эти же две строчки на той же высоте тренировать речевым способом,
  3. Чередование двух речевых и двух напевных строчек. Начать с речевого звучания двух строчек. Каждые две строки повышать и понижать по речевым ступеням и эти же две строки на той же высоте тренировать нараспев.
  4. Переход с распева на речь в середине строки. Повышать и понижать голос по полутонам (или речевым ступеням) на длинной строке. В середине строки, не делая вдоха, переходить с распева на речь. Затем вдохнуть, повысить голос на ступеньку, опять начать с распева и перейти в середине сдвоенной строки на речь — и так по всему диапазону, сначала поднимаясь по полутонам, затем опускаясь по полутонам.

Распев        Речь

(вдох) От темного леса далеко,        На почве бесплодно сухой

(вдох) Дуб старый стоит одиноко,        Как сторож пустыни глухой.

  1. Переход с речи на распев в середине сдвоенной строки. Упражнение делается так же, как предыдущее, но теперь первая половина удвоенной строки звучит как речь, а вторая — нараспев.

Речь        Распев

(вдох) От темного леса далёко,        На почве бесплодно сухой...

Дыхание берется на обе строчки один раз.

Повышение и понижение голоса по словам

Эти упражнения способствуют дальнейшему развитию гибкости и плавности звучания, расширению диапазона голоса на речевом и напевном приемах, выравниванию переходов из регистра в регистр по всему диапазону. В этих упражнениях каждому следует установить точное количество длинных строк, в которые укладывается диапазон его голоса на данном этапе (по мере тренировки диапазон будет расширяться).

Тренировочный текст — знакомое четверостишие "Уже полдневная пора..,". Произносить его надо сначала негромко, осторожно, мягко, внимательно слушая себя, повышая каждое слово (в пределах своего диапазона); затем соответственно понижать каждое слово. Все время следить за ровностью и полетностью звучания (проверять работу резонаторов). Дыхание следует брать после каждой длинной строчки.

Низким от природы голосам иногда легче начинать с верхнего звучания, постепенно понижая голос на каждом слове — в распеве по полутонам, в речи по установленным ступеням — а затем подняться по словам. Постепенно надо добиться, чтобы повышение и понижение голоса по словам заняло 4 удлиненные строки. Интервалы между словами при речевом приеме зависят от слуха учащегося, при напевном приеме ступенькой является полутон. Повышение слова нараспев (по хроматической гамме) можно проверять у инструмента.

В речевом ступенчатом движении используется минимальное повышение или понижение, которое уже отмечает речевой слух. Необходимо добиваться мягкого, ровного перехода от слова к слову в повышении и понижении, не рубить слова. Голос как бы переливается от одного слова к другому.

  1. Повышение и понижение голоса по словам речевым способом. Каждое слово в строчке повышать на одну ступеньку от своего низкого (грудного) звучания до удобной высоты и соответственно так же понижать голос.

Уже полдневная пора

палит отвесными лучами

и задымилася гора

с своими черными тенями.

  1. Повышение и понижение голоса по словам нараспев (по хроматической гамме). Каждое слово сначала повышать, а затем понижать по полутонам в пределах своего диапазона.
  2. Повышение голоса по словам (речь) и понижение (нараспев). Таким образом, первая половина упражнения (повышение) тренируется по типу упражнения 1, вторая половина (понижение) — по типу упражнения 2.
  3. Повышение голоса по словам нараспев, понижение — речевым способом. Первая половина упражнения тренируется по типу упражнения 2, вторая половина — по типу упражнения 1.

В этих упражнениях учащиеся уточняют определение своего диапазона на данном этапе тренировки и в дальнейшем следят за его расширением. В речевом упражнении диапазон может быть больше, чем в напевном. Дыхание взять только в начале           упражнения и в переходе к понижению.

Список литературы

1. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

2. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. — 511 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дислалия. Определение и методика коррекционно-логопедической работы при сигматизме.

В методическом материале дается определение различных видов сигматизма, а также способы коррекции каждого из них. Рекомендуется практикующим учителям-логопедам....

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Программа индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (части АОП)

В программе представлен план индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Коррекционная работа при нарушениях голоса

В статье даётся практический материал для обследования детей с нарушениями голоса. Специалист-логопед предлагает последовательную работу по коррекции голосовых нарушений, предлагаются конкретные упраж...

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...