Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект группового занятия

по развитию фонетико- фонематической стороны речи

у детей с ТНР (старшая группа)

 

 

 

учитель – логопед Усова Г.В.

МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»

2016 г.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Звук и буква Ж».

 

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

 

Целевые ориентиры занятия:

 

Коррекционно- образовательный:

- создавать условия для овладения детьми умением характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

 

Коррекционно- развивающие:

- способствовать развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики детей;

- способствовать формированию умения анализировать слова и предложения;

- способствовать развитию фонематических процессов.

 

Коррекционно- воспитательный:

- создавать условия для формирования у детей умения выслушивать товарищей, не перебивая их.

 

Оборудование:

Зеркала; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; дидактические наборы для определения звука в слове; рабочие тетради, простые карандаши.

 

 

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

- Эту букву мы изучали на предыдущих занятиях ( З ).

- Как ее прочитать, если она обозначает твердый звук?

- Как ее прочитать, если она обозначает мягкий звук?

 

Игра «Скажи наоборот».

За- за- за – зя- зя- зя.

Зу- зу- зу – зю- зю- зю.

Зы- зы- зы – зи- зи- зи.

-Сегодня будем изучать другой звук.

 

2. Развитие общей моторики.

На лужайке на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

 

3. Развитие мелкой моторики.

Я большой веселый жук

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу- жу.

Я могу часами

Шевелить усами.

 

4. Массаж лица.  (По общим правилам)

- поглаживание;

- спиралевидные движения;

- поглаживание.

 

5. Развитие мимических мышц. (Движения по тексту стихотворения)

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.

А у Пети и у Гали-

Худенькими щеки стали.

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

 

6. Развитие артикуляционной моторики.

-«Заборчик – бублик» (5 раз)

-«расчесать язык зубами» (5 раз)

-наказать язычок зубами

-«лопаточка» (под счет до 10)

-«чашечка» (5 раз)

 

7. Работа над развитием голоса.

Произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

 

8. Объявление темы занятия.

Выставляется картинка для звукоподражания.

-К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж- ж- ж».

-Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

 

9. Акустико- артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале.

Характеристика артикуляции звука Ж.

Звук Ж – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

 

10. Связь звука и буквы.

Посмотри- ка: буква Ж

На жука похожа, потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

                                  В.Кожевников.

 

11. Развитие фонематического слуха.

Жа- жо- жа- жа

Жу- жу- жу- жа

Жи- жи- жо- жи

Жа- жу- жи- жа

 

12. Физкультминутка.

На лужайке на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

 

13. Закрепление звука в слогах.

-Добавить к началу слова слог ЖУ.

Ви - жу, дер – жу, кру – жу, бро – жу, дру – жу.

-Сколько звуков в слоге ЖУ?

-Назовите первый звук. Назовите второй звук.

 

14. Закрепление звука в словах.

-Сколько звуков в слове ЖУК?

Звуковой анализ слова ЖУК, выкладывание графической схемы.

 

Определение места звука Ж в словах: ЖАБА, ЖУРАВЛЬ, СНЕЖИНКА, ЖОЛУДИ, ОДЕЖДА.

 

15. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами ЖУРНАЛ и ПОЖАР.

Анализ составленных предложений, выполнение графических схем. (со словом ЖУРНАЛ – фронтально, со словом ПОЖАР – самостоятельно в тетрадях)

 

16. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Ж в начале слова (хлопнуть в ладоши).

Жаба желтая лежала,

Что-то в небе прожужжало.

Жаба смотрит – жирный жук.

Все: жуку теперь каюк.

                                              Н.Владимирова

 

17. Итог занятия.

-Какой звук повторяли вслед за жуком?

-Какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gruppovogo_zanyatiya_zvuk_zh.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия

по развитию фонетико- фонематической стороны речи

у детей с ТНР (старшая группа)

учитель – логопед Усова Г.В.

МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»

2016 г.

Тема: «Звук и буква Ж».

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Целевые ориентиры занятия:

Коррекционно- образовательный:

- создавать условия для овладения детьми умением характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно- развивающие:

- способствовать развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики детей;

- способствовать формированию умения анализировать слова и предложения;

- способствовать развитию фонематических процессов.

Коррекционно- воспитательный:

- создавать условия для формирования у детей умения выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование:

Зеркала; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; дидактические наборы для определения звука в слове; рабочие тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Эту букву мы изучали на предыдущих занятиях ( З ).

- Как ее прочитать, если она обозначает твердый звук?

- Как ее прочитать, если она обозначает мягкий звук?

Игра «Скажи наоборот».

За- за- за – зя- зя- зя.

Зу- зу- зу – зю- зю- зю.

Зы- зы- зы – зи- зи- зи.

-Сегодня будем изучать другой звук.

2. Развитие общей моторики.

На лужайке на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

3. Развитие мелкой моторики.

Я большой веселый жук

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу- жу.

Я могу часами

Шевелить усами.

4. Массаж лица.  (По общим правилам)

- поглаживание;

- спиралевидные движения;

- поглаживание.

5. Развитие мимических мышц. (Движения по тексту стихотворения)

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.

А у Пети и у Гали-

Худенькими щеки стали.

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

6. Развитие артикуляционной моторики.

-«Заборчик – бублик» (5 раз)

-«расчесать язык зубами» (5 раз)

-наказать язычок зубами

-«лопаточка» (под счет до 10)

-«чашечка» (5 раз)

7. Работа над развитием голоса.

Произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

8. Объявление темы занятия.

Выставляется картинка для звукоподражания.

-К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж- ж- ж».

-Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

9. Акустико- артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале.

Характеристика артикуляции звука Ж.

Звук Ж – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

10. Связь звука и буквы.

Посмотри- ка: буква Ж

На жука похожа, потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

                                  В.Кожевников.

11. Развитие фонематического слуха.

Жа- жо- жа- жа

Жу- жу- жу- жа

Жи- жи- жо- жи

Жа- жу- жи- жа

12. Физкультминутка.

На лужайке на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

13. Закрепление звука в слогах.

-Добавить к началу слова слог ЖУ.

Ви - жу, дер – жу, кру – жу, бро – жу, дру – жу.

-Сколько звуков в слоге ЖУ?

-Назовите первый звук. Назовите второй звук.

14. Закрепление звука в словах.

-Сколько звуков в слове ЖУК?

Звуковой анализ слова ЖУК, выкладывание графической схемы.

Определение места звука Ж в словах: ЖАБА, ЖУРАВЛЬ, СНЕЖИНКА, ЖОЛУДИ, ОДЕЖДА.

15. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами ЖУРНАЛ и ПОЖАР.

Анализ составленных предложений, выполнение графических схем. (со словом ЖУРНАЛ – фронтально, со словом ПОЖАР – самостоятельно в тетрадях)

16. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Ж в начале слова (хлопнуть в ладоши).

Жаба желтая лежала,

Что-то в небе прожужжало.

Жаба смотрит – жирный жук.

Все: жуку теперь каюк.

                                              Н.Владимирова

17. Итог занятия.

-Какой звук повторяли вслед за жуком?

-Какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый)

Описание: http://skazochnyj-domik.ru/wp-content/uploads/2015/06/11-259x300.jpg

Описание: http://www.koin-nkz.ru/users/2012/01/23/543.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква Х. Звуки [Х] и [Х\']"

Конспект  занятия  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста  с  логопедическим  заключением:  тяжелое  наруше...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...