Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Русанова Наталья Викторовна

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в речевом развитии нужно проводить как можно раньше, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв. Данная презентация демонстрирует задания и игровые упражнения,направленные на закрепление оптического образа букв. ЦЕЛЬ: развитие оптико-пространственных представлений, устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с нарушением  речи. Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 78 » Энгельсского муниципального района Саратовской области Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории РУСАНОВА НАТАЛЬЯВИКТОРОВНА Энгельс,2016

Слайд 2

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. C уществует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем. По данным исследования Л.Г. Парамоновой нарушение письменной речи является наиболее распространённой формой речевой патологии учащихся младших классов.

Слайд 3

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в речевом развитии нужно проводить как можно раньше, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.У детей с нарушением речи отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи.

Слайд 4

В зависимости от того, какие именно из предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять различные виды дисграфии . Оптическая дисграфия- дисграфия , связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: развитие оптико-пространственных представлений, устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи. ЗАДАЧИ: Развивать зрительное восприятие. Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешиваемые буквы. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ

Слайд 6

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВ: : обвести букву по пунктирным линиям; штриховка буквы различными линиями (кружочками, птичками, волнами), в различном направлении; вырезывание буквы из картона; конструирование буквы из пальчиков; из проволоки; из разноцветных полосок картона; выкладывание буквы на пластилиновой основе горохом, арбузными косточками и т. д. обведение буквы по наждачной, бархатной бумаге; нахождение заданной буквы на разноцветных полосках (ленточках), над доской, на плакате с алфавитом . «прописывание» буквы в воздухе пальчиком (глазами), на ладошке, на столе; печатание букв по манке, соли; сравнение букв между собой; определение буквы в зашумленном изображении; нахождение неправильно написанных букв; дописывание недостающих элементов букв.

Слайд 7

Игровые упражнения на закрепление оптического образа букв

Слайд 8

"Буквы-непоседы". Педагог выставляет на доске буквы большого размера (15 – 20 см), но ставит их неправильно: боком, под наклоном, меняя верх и низ и т.д. Дети должны поставить буквы правильно – "сделать послушными ".

Слайд 9

«На что похожа буква?» Детям предлагается пофантазировать, представить и сказать, на что похожа буква, можно нарисовать. Если затрудняются с ответом, можно разучить с ними короткие стихотворные тексты: "А", как лесенка, стоит Перед входом в алфавит. "О" – как обруч. Захочу – по дороге прокачу.

Слайд 10

" Буквы-братцы". Педагог выставляет попарно перед ребенком буквы (магнитная азбука), просит ребенка взять в руки каждую букву и определить, чем эти буквы-братцы похожи. С – О, Н – Т, Х – Ж, Р – Б, У – Х, А – Л, В – Б, Р – Я, Н – П, Ч – У и т.п. Затем педагог перемешивает буквы и просит детей найти "братца" к той или иной букве.

Слайд 11

«Кто внимательнее?» «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: и з одного элемента (О,С); и з двух элементов (У,Г,З и т.д.) «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: п рямо (А,И,М,Н,О,Т и т.д.); в право (Б,В,Г,Е и т.д.); в лево (З,Л,У,Ч и т.д.); открыты (А,Б,Г и т.д.); Закрыты (В,О)

Слайд 12

«Пальчиковая азбука» Буква «А » Кончики указательных пальцев обеих рук направлены вверх и соединены между собой под острым углом. Левая рука. Средний палец соединяет середину указательных пальцев. Безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному. Правая рука. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному.

Слайд 13

«Пляшущие буквы» Буквы решили потанцевать. Найди все буквы, покажи пальчиком и назови.

Слайд 14

«Откусанные буквы» Дед-буквоед откусил буквы, оставив только их часть. Допиши недостающие элементы букв.

Слайд 15

«Волшебные картинки» Буква Ш играет с тобой в прятки. Найди ее на волшебных рисунках, покажи пальчиком и назови.

Слайд 16

«Шапки - невидимки» Дарить шапки мы будем только букве Ш, потому что остальные буквы гулять не хотят. Назови все буквы Ш и обведи на них шапки.

Слайд 17

«Зашумленные буквы» Помоги Наташе найти все буквы Ш, назови их и подчеркни.

Слайд 18

«Найди ошибки» Найди все правильные буквы 3 и назови их «3». Когда найдешь неправильную букву, произнеси «не 3». Подчеркни все правильные буквы, зачеркни неправильные.

Слайд 19

«Буковки рассыпались» Посчитай, сколько букв С в каждой кучке?

Слайд 20

«Светины шарики». Это — Света. Она собирает шарики с буквой С. А шарики, на которых не буква С, ей не нужны, пусть улетают. От шариков с буквой С нарисуй ниточку и приведи ее к руке Светы, а из шариков, где не С, нарисуй выходящий воздух. Не забудь назвать все буквы С! «

Слайд 21

При организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушением речи, в результате внедрения в практику предлагаемых заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма . Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения

Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазией и амблиопией –это сложный процесс, требующий целенаправленног и систематического коррекционного педагогического воз...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся преп...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелым нарушением речи.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников.Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия.Этот вид ...