Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв. Поэтому важной коррекционной задачей при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.
Анализируя методики коррекционно-развивающей работы в этом направлении, в соответствии с требованиями по ознакомлению дошкольников с буквой стала использовать систему, позволяющую активизировать предметно-практические действия у детей с нарушением зрения. В процессе работы с мелкими предметами происходит формирование и развитие системы «глаз – рука»; предметно-пространственных представлений, умение воспроизводить пространственное расположение буквы и её частей.
Основными приемами, используемыми в работе по обучению грамоте детей с нарушением зрения являются:
- опознание предъявленных букв.
- поиск заданного элемента буквы и выделение его из числа других.
- группировка элементов буквы по отдельным признакам (цвет, форма)
- группировка элементов буквы по группе признаков буквы (цвет и форма одновременно).
Основная цель данной системы работы: оптимизация коррекционного процесса с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.
Профилактическая работа оптической дисграфии в рамках данной системы строится с применением тренировочных упражнений с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.
Все задания должны быть интересными для ребенка, соответствовать его зрительным и интеллектуальным возможностям, учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.
Виды упражнений:
- обвести букву по пунктирным линиям;
- штриховка буквы различными линиями (кружочками, птичками, волнами), в различном направлении;
- вырезывание буквы из картона;
- конструирование буквы из пальчиков; из проволоки; из разноцветных полосок картона;
- выкладывание буквы на пластилиновой основе горохом, арбузными косточками и т. д.
- обведение буквы по наждачной, бархатной бумаге;
- нахождение заданной буквы на разноцветных полосках (ленточках), над доской, на плакате с алфавитом;
- размещение «дежурной» буквы на бейджиках дежурных детей в группе;
- «прописывание» буквы в воздухе пальчиком (глазами), на ладошке, на столе.
- печатание букв по манке, соли;
- сравнение букв между собой;
- определение буквы в зашумленном изображении.
Система работы по предупреждению дисграфии для детей с нарушением зрения и речи, разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики. Помогает осуществлять следующие направления коррекции: развитие высших психических функций; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и т. д.).
Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения формируют умение использовать сохранные анализаторы, обогащают пространственные представления детей, способствуют предупреждению оптической дисграфии.
Как правило, дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии; аграмматическая и оптическая; артикуляторно – акустическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а иногда и сочетание трех видов дисграфии. Поэтому и профилактическая работа с дошкольниками должна проводиться в комплексе с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДИСГРАФИЯ- это частичное специфическое нарушение процесса письма.
КЛАССИФИКАЦИЯ
При оптической дисграфии чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: 2. Включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами ( х –ж, и-ш , п-т , л-м ). 1. Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в – д , т-ш ). 3.Зеркальное написание букв . 4. Пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау ). 5 5. Лишние элементы ( ..), неправильно расположенные элементы букв ( х - « сс », т - « пп »).
Для детей с нарушениями зрения характерными являются : Плохое запоминание и различение конфигурации букв; Нарушение границ рабочего поля, строки; Неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов; Трудности при анализе рабочего поля; Трудности в восприятии целостного объекта; Трудности в выделении части из целого.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса; - Уточнение и расширения объёма зрительной памяти; - Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений; - Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; отношений; отношений; -Развитие зрительного анализа и синтеза; - Дифференциация смешиваемых букв. - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса; - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса;
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
Работа с изографами.
Узнавание букв наложенных друг на друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разновозрастной группе детей с нарушением зрения и речи»
« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разнов...
Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения
Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазией и амблиопией –это сложный процесс, требующий целенаправленног и систематического коррекционного педагогического воз...
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...
Эффективные методы и приёмы предупреждения дисграфии у детей с нарушением зрения
Интересные и эффективные методы и приёмы, используемые на логопедических занятиях по предупреждению дисграфии у детей с нарушением зрения...
Методические рекомендации по использованию сенсорных центров «Сенсорный домик» и «Сенсорный столик» для детей с нарушениями зрения и речи
Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе....
Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...