Методические рекомендации по использованию сенсорных центров «Сенсорный домик» и «Сенсорный столик» для детей с нарушениями зрения и речи
методическая разработка по коррекционной педагогике

Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.

Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

Методические рекомендации

по использованию сенсорных центров

«Сенсорный домик» и «Сенсорный столик»

для детей с нарушениями зрения и речи  

 

                       

Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.

Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе.

СЕНСОРНЫЙ      СТОЛИК

                                     

На круглых крышках этого столика приклеены контуры ладошек.  

                               

Д/и «Приложи ладошки»

Прикладывая ладошки, дети выполняют пальчиковую гимнастику, формируется умение ориентироваться на плоскости. Дети закрепляют понятия «вверху», «внизу», «середина», «право», «лево», словесно обозначают пространственные отношения, закрепляют основные цвета и их оттенки, порядковый и количественный счёт. Совершенствуют умение различать правую и левую руку. Развивается внимание, зрительно - моторная координация.

                         

Д/и «Поймай рыбку»

               Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, глазомер. Формировать умение у детей концентрировать внимание на заданном объекте. Развивать зрительно - двигательную реакцию глаз на движущийся предмет. Формировать представления о величине (размере), различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый». Закреплять навыки счёта, определять количественное соотношение групп предметов, понимать смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

Ход: ребёнок закидывает удочку, вылавливает рыбу из воды, снимает рыбу с магнитика, находящегося на удочке, кладёт рыбу в ведёрко. Вытаскивает выловленную рыбу из ведёрка, выкладывает её на стол, сравнивает по величине, считает, сколько поймал.     

                                       

                               Д/и «Собери шарики в ведёрко»   

Цель: развивать зрительно - моторную координацию, зрительное внимание. Стимулировать тактильные анализаторы. Развивать мелкую моторику.

Снижение нервно - психического и эмоционального напряжения.

                 Ход: ребёнок совочком достаёт шарики и складывает их в ведёрко.

                                               

СЕНСОРНЫЙ   ДОМИК

                                 

                                                                         

                                 Сенсорный домик многофункционален.

Играя в сенсорном домике, у ребёнка формируется умение ориентироваться на плоскости, различать и называть основные цвета и их оттенки, определять геометрические фигуры и их размеры. У ребёнка формируются представления о форме, величине, количестве и счёте, ориентировке в пространстве.  Развивается зрительное внимание, умение концентрироваться и переключаться, зрительная память, синхронные движения глаз и рук.

                             Д/и «Найди геометрические фигуры»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, представления о величине (размере), представления о количественном счёте, развивать умение сравнивать одинаковые по форме, но разные по величине зрительно воспринимаемые объекты. Формировать представления о пространстве, умения ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть основные цвета.

               Ход: дети находят геометрические фигуры, расположенные на ставнях сенсорного домика. Сравнивают их по величине, форме, цвету, расположению.  

Д/и «Открой, закрой»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительно - двигательную реакцию глаз на движущийся предмет. Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять понятия «вверху», «внизу», «лево», «право», использовать в речи пространственную терминологию, упражнять в словесных обозначениях различных пространственных категорий и отношений.

Ход: ребёнок открывает и закрывает шпингалет, крючки, ставни. Определяет и называет их местонахождение.

                                          Д/и «Найди пару»             

             

                 Цель: формировать умение у детей соотносить объёмные с аналогичными плоскостными геометрическими фигурами, умение концентрировать внимание на нужных объектах. Развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительную память, ориентировку на плоскости. Закреплять умение дифференцировать пространственные отношения «низко», «высоко». Активизировать словарь, развивать грамматический строй речи.

                 Ход: ребёнок выбирает из корзины соответствующую фигуру и вставляет её в определённое отверстие, находящееся на центральной стене сенсорного домика.

                                          Д/и «Шнуровка»

                Цель: развивать мелкую моторику, зрительно - моторную координацию, ориентировку на плоскости. Формировать умение дифференцировать пространственные понятия «вверху», «внизу», различать и правильно называть основные цвета и оттенки. Активизировать тактильный анализатор. Формировать представление о длине (длинный, короткий шнур). Развивать внимание, мышление, воображение, фантазию.

                 Ход: Ребёнок вдевает шнур в круглые отверстия, находящиеся на двигающихся ставнях сенсорного домика, составляя различные контуры.                                       

 

             

                                               

                                              Д/и «Низко - высоко»

                Цель: закреплять умение   дифференцировать заданные пространственные отношения. Активизировать словарь, грамматический строй речи. Развивать визуальное и тактильное восприятие, цветовосприятие.

 Развивать мелкую моторику, координацию движений. 

                                                     Ход: ребёнок тактильно, осязательно обследует объёмное изображение, находящееся внизу сенсорного домика (трава, цветок) и вверху (кирпичики на трубе).    

 

                 

                     

                 

                                                     Игра «Нарисуй»

                  Цель: формировать умение у детей концентрировать и    переключать внимание. Развивать мелкую моторику, зрительную память, координацию движений «глаз - рука», усидчивость.

             Ход: ребёнок рисует на рисовальной доске, находящейся на внутренней боковой стороне сенсорного домика, карандашом и печатками различной формы.

                                                     Д/и «Собери цветок»

                                   

                  Цель: формировать умение подбирать предметы по цвету при составлении цветочка (красный, синий цветок). Развивать координацию движений, мелкую моторику, зрительную память.

                 Ход: ребёнок откручивает и закручивает пластмассовые крышки, составляет разные по цвету цветочки.

                                         

                                            Игра «Заплети косичку»

           Цель: формировать умение у детей плести              косички. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, координацию «глаз - рука», концентрировать внимание на заданном объекте.

            Ход: ребёнок плетёт косичку.

                 Игра «Цветочная полянка» 

                                          Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительное внимание, визуальное и тактильное восприятие, цветовосприятие, ориентировку в пространстве, воображение, глазомер.    

                                          Ход: ребёнок продевает сквозь крючки шнур, делая произвольный узор (травку), закрепляет шнур узелком на крючке. Нанизывает на него цветочки (крабики), разные по величине и цвету.

                         

                                                               Игра «Лабиринт»  

                       

                            Цель: развивать тактильное восприятие рецепторов пальцев рук, умение передавать свои ощущения в связной речи. Развивать глазомер, зрительно - моторную координацию, зрительную память.

                           Ход: ребёнок пальчиком проводит по красной дорожке, по жёлтой извилистой дорожке.         

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".

В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....

Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся преп...

Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...

«Кольца Луллия» для детей с нарушениями зрения и речи с использованием технологии ТРИЗ

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зре...