Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Стародубова Антонина Александровна

В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

Средняя группа

Месяц

Неделя

Задачи

Игры

Сентябрь

3 нед.

4 нед.

  1. Познакомить с оранжевым цветом; учить детей зрительно различать и называть оранжевый цвет; локализовать оранжевый цвет из желто-красно – фиолетовых
  2. Учить детей правильно использовать различия в размерах предметов, употреблять слова: «самый большой», «поменьше», «самый маленький»
  3. составлять простые сочетания из трех цветов по определенному цветовому признаку
  1. «Отбери все оранжевые…».
  2. «Нарисуй, предметы, которые можно раскрасить в оранжевый цвет»
  3.  «Строим башенку»
  4. Сделай бусы (Седж)

Октябрь

1 нед.

2 нед.

  1. Познакомить детей с разновидностями треугольников: равносторонний, равнобедренный, научить узнавать их независимо от расположения.
  2. Формировать представления о свойствах предметов по величине: длинный-короткий.
  3. Учить детей различать предметы по длине способом приложения, следить за словесным обозначением размера

«Собираем башню из колец»(4-5 колец разного размера)

«Кто быстрее?» (Т. А. Фалкович  стр.24)

Октябрь

3 нед

4 нед.

  1. Познакомить детей с коричневым цветом; развивать умения зрительно выделять и называть корич. цвет; локализовать его из красных, зеленых, синих, оранжевых
  2.  Учить детей различать и узнавать квадраты, расположенные под разным углом.
  3. Формировать представления о свойствах предметов по величине: высокий-низкий. 

 «Карлики и   великаны»

«Высокий-низкий» Фалкович стр27.

Ноябрь

1 нед.

  1. нед
  1. Познакомить детей с фиолетовым цветом; учить узнавать и называть его точным словом; локализовать из красно-оранжевых.
  2. Познакомить детей с овалами разных видов.
  3. Формировать представления о свойствах предметов по величине: широкий-узкий. 

«Отберем овалы»

 «Широкий-узкий»

Ноябрь

3 нед.

4 нед.

  1. Познакомить детей с понятием оттенок. Учить детей получать 3-4 оттенка синего цвета, вводя новый цвет голубой - светло синий; локализовать голубой из синих и белых.
  2. Учить выстраивать цветовой ряд (4-5 оттенков синего): от самого темного к самому светлому, и наоборот.
  3. Формировать представления о свойствах предметов по величине: толстый - тонкий.
  4. Сравнивать предметы по величине и форме; выбирать предметы определенной величины

«Окраска воды»

«Три воздушных шарика»

(Венгер)

«Что толще?»

«Построим дом» (Седж)

Декабрь

1 нед.

2 нед

  1. Познакомить детей с прямоугольником; учить детей зрительным способом узнавать прямоугольник (в силуэтном и контурном изображении) с подключение мануальных обследовательских действий; локализовать в контурном изображении прямоугольник из множества квадратов, отличать от квадрата путем анализа и сравнения частей ; учить узнавать его в разных пространственных конфигурациях.
  2. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
  3. упражнять детей в умении объединять геометрические фигуры по какому-либо свойству (цвет, форма, размер).
  4. Учить выстраивать сериационный ряд, ориентируясь на величину:  в убывающем и возрастающем порядке.

«Нарисуй одним цветом»(стр.146 Играю- значит интересно живу)

«Убери лишнюю» (Седж)

«Строим лесенку»

Декабрь

3 нед.

4 нед.

  1. Учить детей получать различные светлотные оттенки красного цвета за счет увеличения и уменьшения белого цвета, вводя новый цвет розовый - светло красный; локализовать его из красных.
  2.  Развивать умения различать основные и вспомогательные цвета спектра, наблюдательность и зрительную память.
  3. Учить различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно)
  4. Научить детей пользоваться условной меркой для определения одного из параметров величины (высоты). Закреплять умения располагать предметы в ряд по величине

«Чудесные растворы»

«Подарим букет» «Найди цветок для бабочки» (стр 39 Игры и упражнения в обучении шестилеток под ред. Н. В. Седж)

«Кто быстрее добежит до флажка»

«Новогодние елочки» Венгер

Январь

.

1 нед.

2 нед

  1. Познакомить детей с объемной геометрической фигурой – цилиндр. Учить узнавать его зрительно и на ощупь; учить детей различать цилиндры разной величины (высокий- низкий, толстый-тонкий).
  2. Развивать умения соотносить предметы окружающей действительности с формой - цилиндр
  3. Развитие цветовосприятия, закрепление в речи названий цветов

«Отбери все цилиндры»

«Чудесный мешочек»

«Назови предметы похожие на цилиндр»

«Какой цвет пропал» (Краснощекова Н. В.)

Январь

3 нед.

  1. нед.

1.Учить детей зрительно соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг-шар, овал-элипсоид, треугольник- призма, квадрат-куб)

2. Продолжать учить детей находить в окружающем предметы заданного цвета, закреплять знания цветов и их оттенков

«Найди пару»

«Цветик - семицветик» (стр. 155 Играю – значит интересно живу)

Февраль

1 нед.

  1. нед
  1. Познакомить детей с ромбом; учить детей зрительным способом узнавать ромб (в силуэтном и контурном изображении) с подключение мануальных обследовательских действий; локализовать в контурном изображении ромб из множества квадратов; учить узнавать его в разных пространственных конфигурациях.
  2. Развивать умения находить предметные картинки, похожие на ромб.
  3. Познакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре;

   

«Раздели на две группы»

«Найди похожее»

«Дорисуй радугу»

Февраль

3 нед.

4 нед.

  1. Познакомить детей с трапецией; учить детей зрительным способом узнавать трапецию (в силуэтном и контурном изображении) с подключение мануальных обследовательских действий; локализовать в контурном изображении трапецию из множества прямоугольников и треугольников; учить узнавать его в разных пространственных конфигурациях.
  2. Учить быстро и безошибочно называть цвета и оттенки цветов.
  3. Учить детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

«Детки в клетки»

(С 156 Играю- значит интересно живу)

«Что изменилось?» Венгер

«Гномы с мешочками» «(Венгер и Дьяченко)

Март

1 нед.

  1. нед

1.Учить детей расчленять изображение на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

2. Закреплять умения детей выстраивать сериационный ряд ориентируясь на величину предметов.

«Составные картинки»

«Построим лесенку» Венгер

Март

3 нед.

4 нед.

  1. Развивать у детей геометрическое воображение, пространственные представления, закреплять знания о геометрических фигурах
  2. Закреплять  умения детей находить в окружающих предметах знакомые геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб и трапецию.
  3. Формирование и уточнение представлений о цвете предметов.

«На что похоже»

«Подбери пару»

«Рисуем по контуру» (Краснощекова Н. В.)

Апрель

.

1 нед.

  1. нед

1.Учить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур

   2. Закреплять представления детей о семи  геометрических формах ( круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция ) и шести спектральных цветов ( красный, розовый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый ); Учить ориентироваться на два признака одновременно ( цвет и форму ), отвлекаясь от третьего ( величины ).

3. Формировать умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины (развитие глазомера)

«Сделаем квадрат из треугольников (прямоугольник из квадратов и т.д.)»

«Цвет и форма»

Венгер

«Подбери пару»

Апрель

3 нед.

4 нед.

  1. Учить составлять геометрические фигуры из равных и неравных частей; развивать сообразительность.
  2. Закреплять умения выстраивать  последовательный спектр цветов радуги

«НЕРАЗБЕРИХА» (Седж)

«Дополни радугу»

«Какой цвет пропущен»

Май

.

1 нед.

2 нед

  1. Закреплять цвет, форму и величину, изучаемые на протяжении года.

Май

3 нед.

4 нед.

Диагностика

Рекомендуемые игры

Окраска воды

Дидактическая задача: закреплять представления об оттенках цветов (три градации цвета); учить получать три градации любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее», «самый светлый».

Материал. Раздаточный: стеклянные баночки с водой (по три штуки на каждого ребенка); гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая); кисточки; тряпочки  (цв. табл.  18).

Руководство. Педагог показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня,— говорит он,— вы вспомните, какие оттенки имеет каждая краска». Берет три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает мл кисточку красную краску и опускает кисточку в воду. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз,

опускает кисточку в другую баночку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И наконец, воспитатель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив баночки с окрашенной водой рядом, взрослый подчеркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка (темно-красный цвет, чуть светлее и совсем светлый). Затем детям дают по три баночки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в баночках в три оттенка — темный, светлее, самый светлый.

В конце занятия дети любуются полученными оттенками краски'.

Три воздушных шарика

Дидактическая задача. Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.

Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков разной светлоты (цв. табл. 18). Раздаточный: листы   бумаги,   палитры,   гуашь   синяя   и   белая,   вода,   тряпочка.

Руководство. Педагог: «Дети, сегодня мы будем раскрашивать шарики. Смотрите, как раскрашены шарики у меня... Все они синие, но разных оттенков. Сначала нарисован самый светлый, потом потемнее, а потом самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки?, (Ответы детей.) Правильно, сначала вы положите на палитру много белой краски. Для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, а для второго — побольше. (Смешивает краски на глазах у детей.) Слева на палитре сделайте совсем светлый синий цвет, а справа — потемнее. Самый темный шарик нарисуем чистой синей краской».                                                                   

Сделав нужные краски, дети раскрашивают шарики. Педагог следит за последовательностью раскрашивания, чтобы  порядок расположения оттенков соответствовал образцу.

Выполненные   работы   вывешиваются.   Педагог   вызывает  детой (по одному)   и  просит дать оценку работам с точки зрения соответствия цвета рисунков цвету образца.

Новогодние елочки

Дидактическая задача. Научить детей пользоваться меркой для определения одного из параметров величины (высоты). Закреплять умение располагать предметы в ряд по величине.

Материал. Пять наборов: в каждом наборе пять елочек высотой 5, 10, 15, 20 и 25 см (елки могут быть изготовлены из картона на подставках). Узкие картонные полоски такой же длины.

Руководство. Педагог собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет елочку, только не какую попало, а по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет свою елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы ним у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит, они одинаковые (показывает прием измерения)».

Дети идут в «лес», где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку, подходит к воспитателю и показывает, как он измерял ее. Если ребенок ошибся, он возвращается в «лес» и подбирает нужную елку.

«Теперь сложим елочки правильно, чтобы отвезти их в разные места, — говорит воспитатель. — Вот сюда сложите самые большие елочки, вот такие (показывает мерку). Эти елочки мы отвезем и Кремль. Теперь сложите рядом елочки немного поменьше — самые большие из оставшихся. Эти елочки мы поставим на городских площадях. (Все принесенные детьми елочки обязательно измеряются и выстраиваются в следующий ряд рядом с самыми большими.) Теперь принесите третьи по величине елочки, самые большие //,1 оставшихся. Эти елочки будут стоять во дворах (снова елки измеряются и раскладываются в третий ряд). Теперь остались елочки двух величин, принесите те из них, которые больше, измерьте, разложите. Эти елочки для детских садов. И наконец, самые маленькие елочки—для дома. Проверьте, все ли правильно подобрали] самые маленькие елочки, разложите их.

Теперь у нас елочки разложены по размерам».

 В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок| по местам.

Составные картинки

Дидактическая задача. Учить детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры (цв. табл. 22).

Руководство. «Что нарисовано на этих картинках?» — обращается педагог к детям. Выслушав ответы, задает следующий вопрос: «Из каких фигур составлена лодочка? Правильно, это треугольник, а это трапеция. Основная часть лодочки — трапеция (показывает на соответствующую картонную фигуру). Постройте каждый на своем фланелеграфе парусную лодку. Место для нее выберите так, чтобы хватило и для остальных картинок.

Когда ребята выполнят задание, педагог показывает им остальные рисунки: «Из каких фигур составлен грузовик? (Ответы детей.) Постройте грузовик. (Дети выполняют задание.) Из каких фигур составлен человечек? Чем отличаются овалы, из которых сделаны руки, от тех, из которых сделаны ноги? А туловище? Сложите такого человечка».

Педагог отмечает тех детей, кто безошибочно сложил все предметы (показывает лучшие работы), особо поощряет аккуратность в размещении фигурок на плоскости фланелеграфа.

Построим лесенку

Дидактическая задача. Закреплять умение строить ряд из убывающих по величине объемных тел. Учить анализировать нерасчлененный образец  (профильную проекцию).

Материал (рис. 32). Демонстрационный: нерасчленеыный чертеж лесенки из пяти ступенек (профиль). Раздаточный: у каждого ребенка пять параллелепипедов (брусков) одинаковой длимы, с разной площадью сечения (длина 10 см, площадь сечения 1X'1 см,1X2 см, 1X3 см, 1X4 см, 1X5 см); куколка  (раздаются не сразу).

Руководство.     Педагог: «Дети, мы сейчас будем строить лесенки.   У   кого   получится   хороший лесенка,   по   ней   походит   вниз и вверх   куколка.   Здесь   нарисована лестница, она показана сбоку. Возьмите   свой   самый   большой   брусок и положите на длинную узкую сторону, вот так (показывает). Это будет самая верхняя ступенька. А следующий    брусок    какой    вы    возьмете?   (Ответы   детей.)   Правильно, самый     большой     из     оставшихся. Его  тоже  положите  на  узкую  сторону  и   так  продолжайте   строить. 

Дети, которые построили лесенку правильно, получают куколку (или матрешку), которые «ходят» по лестнице вверх — вниз: «топ-топ». Остальным воспитанникам педагог помогает строить лесенки, после чего и им раздает куколки.

Что изменилось?

Дидактическая задача. Закреплять знания параметров величины.

Материал. Две книги (толстая и тонкая) одинакового формата; два карандаша (длинный и короткий); два конуса или две пирамидки (высокая и низкая), две планки (можно картонки) одинаковой длины (широкая и узкая).

Руководство. Дети сидят полукругом вокруг стола с предметами.

Педагог показывает детям карандаши, спрашивает: «Чем отличаются эти карандаши? Да, один длинный, другой короткий — они разной длины. А эти пирамидки  (конусы)? Правильно, они отличаются по высоте. А планки? Правильно, по ширине. А книги? Правильно, по толщине.

Теперь мы будем играть в игру, «Что изменилось?».Назначается ведущий, который выходит из комнаты или отворачивается, а ребенок в это время убирает один из предметов. Ведущий должен отгадать, чего не хватает. После нескольких раз задача усложняется: один из предметов перемещают на другое место. Ведущий показывает, что изменилось.

Упражнение «Какой цвет пропал?»

Цель. Развитие восприятия цвета, закрепление в речи названий цветов.

Игровой материал. Разноцветные кнопочки от мозаики. Описание упражнения. Упражнение проводится индивидуально.

Педагог раскладывает перед ребенком четыре кнопочки (из мозаики) разного цвета и просит внимательно посмотреть на них. После этого педагог предлагает ему его закрыть глаза и меняет одну кнопочку на другой цвет. Затем просит ребенка открыть глаза и интересуется, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало.

Упражнение можно повторить несколько раз.

Упражнение «Рисуем по контуру»

Цель. Формирование и уточнение представлений о цвете предметов.

Игровой материал. Листы бумаги с контурными изображениями овощей и фруктов, цветные карандаши.

Описание упражнения. Упражнение может проводиться со всей группой детей.

Педагог показывает детям листки бумаги, где пунктирными линиями изображены овощи и фрукты: яблоко, груша, вишня, огурец, капуста, помидор, баклажан и др. Затем раздает и предлагает их обвести. Дошкольники берут карандаши и обводят пунктирные линии. Потом педагог спрашивает: «Что вы обвели? Какого цвета яблоко?» Ребята отвечают, что яблоко бывает зеленое, желтое, красное. Педагог берет красный карандаш и раскрашивает яблоко. Затем взрослый предлагает детям раскрасить свои овощи и фрукты, но сначала подумать и правильно подобрать цвет карандаша.

Дети выполняют работу. После выполнения раскрашивания педагог вместе с ребятами анализирует рисунки. Если цвет раскраски выбран неверно, то ребенку ука-!1ют на ошибку. За правильно выполненное задания

ребят хвалят.

ПОДАРИМ БУКЕТ 

Дидактическая задача: различать основные и вспомогательные цвета спектра; развивать наблюдательность, зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, открытки с изображением цветущих растений (не более 8—10 шт.).

Содержание. Наглядный   материал расставлен на полочке. Дети рассматривают и называют цветы, затем отворачиваются   или   закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку, дети отгадывают, какой цветок исчез.

Кто угадал, получает в награду цветок, на полочку добавляется новый цветок. В конце игры дети составляют «букеты» по цветовой гамме: в одном «букете» только белые цветы, в другом — только красные и т. д. Вариант. В игре можно выполнять задания на классификацию предметов: составлять «букеты» из цветов полевых, лесных, садовых; цветущих весной, летом, осенью и т. д.

НАЙДИ ЦВЕТОК ДЛЯ БАБОЧКИ 

Дидактическая задача:   ориентироваться  в цветовой гамме; сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Оборудование: бумажные цветы и бабочки.

Содержание. В разных местах класса разложены бумажные цветы. Каждый ребенок получает три-четыре разноцветные бабочки. Участники игры все одновременно разыскивают цветы того же оттенка, что и бабочка, кто не сумел найти нужный цветок, платит фант (отдает бабочку учителю).

СДЕЛАЙ БУСЫ

Дидактическая задача: составлять простые сочетания из трех цветов по определенному цветовому признаку.

Оборудование: толстые цветные нитки или шнурки (или мягкая цветная проволока), бусинки трех цветов для каждого участника (нарезанные из цветных пластмассовых трубочек).

Содержание. Дети рассматривают готовые нитки бус, отмечают, что все украшения составлены по определенному образцу, например: две красные трубочки, две белые и т. д. Каждый ряд делает бусы по своему образцу. В конце дети рассматривают готовые изделия, надевают бусы на кукол.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Дидактическая задача: выбирать предметы на ощупь после зрительного восприятия образа.

Оборудование: набор (4—5 шт.) плоских геометрических фигур на полочке и соответствующий ему по форме и по количеству набор объемных предметов в мешочке.

Содержание. Дети рассматривают и называют все геометрические фигуры, лежащие на полочке. Учитель показывает одну фигуру и просит найти в чудесном мешочке предмет, похожий по форме на геометрическую фигуру. Игра заканчивается тогда, когда дети найдут в мешочке все предметы, соответствующие геометрическим фигурам.

УБЕРИ ЛИШНЮЮ

Дидактическая задача: упражнять детей в умении объединять геометрические фигуры по какому-либо свойству (цвет, форма, размер).

Оборудование: у каждого участника игры наборы геометрических фигур (примерные наборы фигур: пятиугольники и один треугольник; синие фигуры и одна желтая; большие фигуры и одна малая и т. д.).

Содержание. Учитель показывает детям несколько геометрических фигур, подобранных по какому-либо признаку (цвету, форме, размеру). Одна из фигур «лишняя», т. е. отличающаяся от остальных. Дети находят «лишнюю» фигуру и показывают такую же из своего набора. Далее рассматривается следующий набор фигур с одной «лишней». «Лишнюю» фигуру ребенок может взять себе в качестве выигрыша.

НЕРАЗБЕРИХА

Дидактическая задача: учить составлять геометрические фигуры из равных и неравных частей; развивать сообразительность.

Оборудование: 5 геометрических фигур у учителя, я фигуры из тонкой бумаги в конвертах у детей (одна из$ фигур разрезана на равные части, другая — на неравные); каждая пара фигур окрашена в свой цвет; вымпел (рис. 8).

Содержание. Учитель показывает геометрическую фигуру, например зеленый прямоугольник дети из разрезанных частей зеленого цвета составляют два зеленых прямоугольника: один из равных частей, другой из неравных.

Примечание. Когда дети освоят игру, количество! фигур в конверте можно увеличить до пяти. Кто быстрее сложит фигуры, получает вымпел.

ПОСТРОИМ ДОМ

Дидактическая задача: сравнивать предметы по величине и форме; выбирать предметы определенной величины.

Оборудование: в конвертах детали к трем домикам разной величины (вырезанные из бумаги); магнитная доска.

Содержание. Учитель строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске. Вызванный ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали. Остальные дети строят дома по этому же образцу или индивидуальному заданию, пользуясь деталями из своего конверта. Ребята помогают друг другу.

Гномы с мешочками

(В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Материал. 1.3 вырезанных из бумаги или нарисованных гнома.

2.  3 небольших мешочка, наполненных песком, крупой или бусинками. Один мешочек полный, второй заполнен на 2/3, а третий — на 1/3.

3.   3 бумажные полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Руководство. Дети рассаживаются за столом. Воспитатель кладет перед ними картинки с изображением гномов и мешочки. Он сообщает, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести: один тяжелый, другой полегче, а третий совсем легкий (дает каждому из играющих подержать все 3 мешочка). Чтобы работы у гномов было поровну, они все время меняются мешочками: то один гном несет полный мешок, то другой, то третий.

Взрослый говорит, что узнать, какой мешочек у какого гнома, можно по полоскам (показывает детям бумажные полоски разной длины). Вместе с детьми определяет, что самая длинная полоска обозначает самый тяжелый мешочек, средняя полоска — средний по тяжести, а самая короткая — самый легкий мешочек. Затем предлагает  поиграть  с   гномами,   которые  с  помощью   полосок будут загадывать ребятам, кто из них несет какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а  кто-нибудь из детей  в соответствии с  полосками             размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за ее действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребенок правильно выполнил задание, то он получает фишку.

Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребенка разложить мешочки в соответствии с новым расположением полосок.

Игру можно усложнить, увеличив количество гномов до четы-рех-пяти и соответственно количество полосок разной длины и мешочков разной тяжести.

Игра «Кто быстрей?»

Дидактическая задача: формировать представления о свойствах предметов по величине: длинный-короткий.

Оборудование: две ленты разной длины и разного цвета (красного и синего); картинки с изображением Буратино и Пьеро; полоски из цветного картона разной длины для каждого ребенка.

Содержание:

(Два ребенка по команде начинают скручивать ленты разной длины и разного цвета.)

- Какую ленту скрутили быстрее? (Красную.)

- Давайте попробуем еще раз с другими ребятами.

- Какую ленту скрутили быстрее? (Красную.)

- Как вы думаете, почему?

Красная лента короче, а синяя длиннее. Чтобы это проверить, что надо сделать? (Положить красную ленту на синюю.)

- А сейчас, ребята, посмотрите на свои разноцветные полоски. Положите сначала самую длинную полоску.

- Какого она цвета? (Желтая.)

- Теперь положите полоску покороче. Какого она цвета? (Красная.)

- Справа от красной положите самую короткую. |    

 - Какого она цвета? (Белого.)

- Сколько всего полосок? (Полоски сравнивают методом наложения.)

.- А сейчас отгадайте загадку.

Что за странный? Что за странный?

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой он длинный.

Кто же это? (Буратино.)

- Из какой сказки Буратино?

- Как звали героя из этой сказки, у которого всегда был грустный вид, он любил читать стихи про Мальвину? (Пьеро.)

(Демонстрация картинок с изображениями этих героев.)

«Карлики-великаны»

Цель: Формировать представления о свойствах предметов по величине: высокий-низкий.

Оборудование: Картинки с изображением Крокодила и Чебурашки

Содержание:

Когда педагог говорит «карлики», дети приседают, когда «великаны», дети встают на носочки и поднимают руки вверх. Педагог выполняет движения вместе с детьми и в ходе игры старается их за-

А сейчас нам надо наших героев поселить в домики. Какие домики по высоте? (Высокий и низкий.)

Куда мы поселим Крокодила? Почему?

 Куда мы поселим Чебурашку? Почему?

Проведите ниточки от наших героев к их домам.

 А сейчас раскрасьте высокий фонарь желтым цветом, а низкий красным.

«Высокий -низкий»

Цель: Формировать представления о свойствах предметов по величине: высокий-низкий.

Оборудование:  два конверта: синий и белый; набор карточек с изображением высоких и низких предметов для каждого ребенка;

Содержание:

У каждого ребенка на столе два конверта и предметы, разные по высоте.

 Ребята, мы с вами поиграем. Вы должны разложить высокие и низкие предметы по конвертам. Высокие - в синий; низкие - в белый.

Сколько предметов в белом конверте? В синем? В каком конверте больше? Меньше? (Предметы сравнивают методом наложения или приложением.)

Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях.

Игра «Широкий-узкий»

Цель: Формировать представления о различных свойствах предметов

  по величине: широкий - узкий;формировать умение сравнивать предметы по ширине.

Материал: индивидуальный набор картинок с изображением предметов разных по ширине.

Содержание:

У детей на столах лежат карточки с изображением широких и узких предметов, у каждого одинаковое количество карточек.

- Ребята, положите справа от себя картинки с изображением широких предметов, а слева - узких.

- Сколько карточек справа? Слева? Каких больше? Меньше

« Что толще?»

Цель: формировать представления о различных свойствах предметов

по величине: толстый – тонкий; формировать умение сравнивать предметы по ширине

Материал: две книги: толстая и тонкая; картинки с двумя бутербродами: толстым и тонким; два шарфа - толстый и тонкий; индивидуальный набор толстых и тонких предметов.

Содержание:

 (На столах у каждого лежат толстые и тонкие предметы: например, образцы толстой и тонкой ткани; толстых и тонких ниток, бумаги. Дети на ощупь определяют их толщину. Положите справа от себя все толстые предметы, а слева - тонкие.

Список литературы

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  2. Играю – значит интересно живу/ И. В. Ткаченко, Н. А. Богачкина, Е. Е. Молодцова и др. – М.: Дрофа, 2008. – 302с.
  3. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя Под ред. Н. В. Седж. – Мн.: Нар. Асвета, 1985.-136с.
  4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, М.: Просвещение, 1989
  5. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения , тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. -319с.
  6. Программы специальных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 256с.
  7. Фалкович Т. А. , Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. –М.: ВАКО, 2005. -208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха "Цвет, форма, величина" .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха "Цвет, форма, величина" для детей 1-го года обучения (3-4 года)....

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе «Путешествие по страничкам волшебной книги»

В гости к детям приходит Мишка (игрушка) из мультфильма «Маша и медведь» и приглашает их в гости в сказочный лес. Попадая в лес, детям предлагается попутешествовать по страничкам «во...

Методические рекомендации по использованию сенсорных центров «Сенсорный домик» и «Сенсорный столик» для детей с нарушениями зрения и речи

Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе....