Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения
статья на тему

Халяпина Ольга Михайловна

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в коррекции сенсорных процессов детей с нарушениями зрения»

Содержание

  1. Игра, как способ познания;
  2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника;
  3. Сенсорное развитие ребенка;
  4. Игровые технологии, применяемые в группе:

Блоки Дьенеша;

Квадрат Воскобовича;

Прозрачный квадрат;

Математический планшет;

Палочки Кюизенера;

  1. Вывод;
  2. Используемая литература.

Игра, как способ познания

Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника - нет!

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. С.Т. Шатцкий

В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: «Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.

В руках педагога игра может  стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников

Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики детского сада содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

  Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.

 Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества

Вывод:  использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М.М. Поташник.

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – ребенок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с незнакомым заданием, сразу же переходит к хаотичным действиям. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо учить специально.

Восприятие формы

  1. Практическое выделение формы;

Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опору на форму предметов

  1. Зрительное восприятие формы;

В играх нельзя действовать с помощью практической ориентировки, форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и примеривания.

  1. Запоминание, связанное с представлениями о форме

Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому особенно важно правильно организовать формирование представлений у детей с отклонениями в развитии, так как данный процесс у них значительно затруднен.

Восприятие величины

  1. Практическое выделение величины;

  1. Зрительное восприятие величины;

Величины предметов надо сопоставить зрительно. Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор наложением.

  1.  Запоминание, связанное с представлением о величине

         

Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим, и маленьким.

В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину.

Восприятие цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть.

  1. Различение цветов

Основано на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. примеривании.

  1. Зрительное соотнесение цветов

Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. В то же время и восприятие цвета, и различение не всегда связаны со знанием названий цветов. Таким образом, в задания можно включать любые цвета и оттенки.

  1. Запоминание, связанное с представлением о цвете

Постепенно у детей формируются представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить проблемного ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Формирование целостного образа предмета

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. У проблемного ребенка формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на развитии трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его в изображении.

Восприятие пространства и ориентировка в нем

Когда мы говорим о пространственном восприятии, то прежде всего имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в нем. При этом пространство делится для ребенка на ближнее и дальнее. Ориентировка в ближнем пространстве у детей с отклонениями в развитии формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем.

Формирование пространственных представлений

Представления о пространстве так же, как и представления о форме, величине, цвете,  восприятия. Действительно, невозможно представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея четких представлений о самом предмете и других предметах, находящихся в данном пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаимном расположении его частей. Таким образом, формирование пространственных представлений содержит в себе все то, что усвоено детьми ранее.

Игровые технологии, применяемые в группе

В своей группе я применяю различные дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые, способствующие развитию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения.

Я хочу рассказать об использовании на занятиях и в свободной деятельности детей логических блоков Дьенеша

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.

Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.

Наряду с логическими блоками применяются символические обозначения их признаков:

       – цвет                                                   - толщина (толстая)

       – форма

       – цвет и форма, и т.д.                       – толщина (тонкая)

В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению некоторых заданий.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Логические блоки также помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III).

Игры упражнения I варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как:

 «Найди свой домик». Используя сюрпризный момент, воспитатель предлагает детям «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). По форме и цвету «ключика» дети могут найти свой дом.

с

ж

к

 «Муравьи» Дети – муравьи с большими фигурами проходят в большие ворота, с маленькими – в маленькие ворота, по цвету дорожки и своей фигурки находят свой муравейник, в нем место, соответствующее форме и размеру фигурки. ж

к

с

«Сделай узор» развивать у детей восприятие формы. Учить анализировать расположение предметов в пространстве. Дан образец с геометрическими фигурами (орнамент), выложить аналог из фигур по цвету, форме, размеру.

«Назови соседей» Закреплять умение называть геометрическую фигуру определенного цвета, формы, размера. Дети стоят в кругу, у каждого значок с геометрической фигурой. Предлагается назвать, какая фигура находится справа, слева от ребенка – описать ее. По сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную, а затем опять становятся в круг, меняясь местами. Игра повторяется.

«Найди и назови» закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы, размера. Дети стоят в кругу. На полу разложены в беспорядке 10-12 различных геометрических фигур. Воспитатель говорит: «Кто нашел большой круг? или «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце игры подсчитывается, у кого больше фигур.

«Равенство» Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Из двух наборов блоков, в которых разное число геометрических фигур, надо распределить блоки так, чтобы наборы в коробках стали одинаковыми (по форме, по цвету, по размеру) и др.

С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие.

«Что изменилось?» Цель: научить детей наблюдать и определять изменяющийся признак объекта. Выкладывается цепочка из плоскостных, впоследствии объемных фигур.

Ребенку необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить изменяющийся от фигуры к фигуре признак, а впоследствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак (цвет или форма), затем два и т.д.  

Инструкция: «Посмотри и скажи, что изменяется от фигуры к фигуре».

Бол. толст

толст

Бол.тонк

тонк.

Бол.

толст

(Более сложный вариант инструкции для дальнейших занятий: «Какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным»). Бол.

тонк.

Бол.

тонк

тонк

Бол.толс

толст

Бол.

тонк.

        

Ответ: Изменяется – цвет, форма, толщина; остается без изменений – размер.

«Продолжи ряд».

Цель: научить детей оперировать признаками объекта (выделение признаков, совмещение, соотнесение, абстрагирование).

Детям  необходимо самостоятельно выполнить построение ряда фигур, учитывая заданные инструкцией правила. Педагог кладет лишь первую фигуру ряда. Задание может выполняться одним учеником, а может предъявляться как задание группе. Тогда каждый из участников продолжает ряд, выкладывая по цепочке одну последующую фигуру. Инструкция усложняется постепенно от занятия к занятию.

Инструкция:

Большая

квадратная

тонкая

желтая

фигура

Большая

квадратная

тонкая

красная

фигура

А) Продолжи ряд так, чтобы изменялся цвет фигур.

        

Б) Продолжи ряд так, чтобы изменялись цвет и форма фигур.

Больш. синий

толст. квадр.

Бол.треуг толст ж

В) Продолжи ряд так, чтобы изменялся один признак фигур. (Здесь и далее выкладывается любая объемная фигура из пособия.)

Г) Продолжи ряд так, чтобы изменялись два признака (три, четыре) признака фигур.

Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки», «Хоровод», «Пирамида» и другие.

    Таким образом, дети, играя с блоками

 Научились производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

 Выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.

Блоки Дьенеша помогли:

В  развитие пространственных представлений у детей.  

Дети обводят предметы по контуру, занимаются штриховкой внутри контура предметов, ориентируются в пределах листа бумаги, работают сверху вниз, слева направо в плоскости и пространстве, пользуясь планом.

В развитие творческих способностей.  Дети фантазируют, моделируют, конструируют, составляют изображения предметов с помощью блоков.

В развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью   Дети способны прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.

Также на своих занятиях я использую  «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Математический планшет»

«Квадрат Воскобоввича»

Его можно сравнить с оригами."Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Такой квадрат мы в группе делали сами. Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

 Использую книгу «Тайна Ворона Метра». В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка.  Дети делают образы, используя индивидуальные нарисованные мной схемы. После освоения простых форм, они осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом «разрезать». Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, сенсорные способности (форма, цвет, ориентировка), пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество, что необходимо моим детям.

 «Прозрачный квадрат»

Работая с «Прозрачным квадратом» я развиваю у своих детей такие сенсорные способности как восприятие формы, величины. Ребенку даю схемы для выкладывания заданной формы, заданного размера. Ребенок может выложить согласно схеме или наложением на схему В зависимости от размера схемы) прозрачных квадратов с изображением элементов геометрических фигур. Наложением прозрачных квадратов друг на друга (используя перевороты, поворачивания) дошкольник развивает навыки ориентировки,  у него развивается логическое мышление, творческие способности. «Прозрачный квадрат» использую как в свободной деятельности детей, так и на различных занятиях по математике, развитию речи, окружающего мира, конструировании.

«Математический планшет»

Мои дети любят игры с математическим планшетом. Его также беру на разные занятия. Использование математического планшета позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. Сначала с детьми осваивала построение из цветных резинок геометрических фигур (разных по величине и соответственно форме, а применение цветных резинок дает возможность развития восприятия цвета), далее составление из геометрических фигур более сложных объектов далее работа по схемам (с помощью резинок по данному образцу выполнить рисунок). У детей развивается мелкая моторика зрительное восприятие. В старшей и подготовительной группе можно использовать математические словесные диктанты (по типу игры «морской бой», что способствует развитию слухового внимания и ориентировке на плоскости.

В индивидуальной  работе использую с детьми игры с палочками Кюизенера.

Основная особенность этого материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки можно использовать для знакомства с понятием цвет (различать цвет, классифицировать по цвету), величины, длины, высоты, ширины (сравнение предметов), развития пространственных представлений (слева, справа, выше, ниже и т.д.). Палочки хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В младшей группе мы выстраивали палочками по образцу (дорожки, поезд, заборчик, ворота и др.), далее выкладывали, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы, высокие, низкие домики, широкую дорогу, узкую).

С детьми постарше выкладывали цветные коврики по образцу,  моделировали по рисунку, потом по схеме. Сначала давала схемы в натуральную величину палочек (дети накладывали на схему палочки заданного цвета и величины), а затем выкладывали на столе, опираясь зрительно на схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия

В старшем возрасте моделировали произвольно, перенося самостоятельно эти модели на бумагу, т. е. создавая схему. Кроме того палочки помогают детям усвоить понятие числа, счета, состава чисел из двух меньших, операций с числами.

В младшем и среднем возрасте использовала игры:

  1. «Разложи палочки» (по цвету в соответствующие коробочки);
  2. «Чудесный мешочек» (найди две палочки одинаковой длины, назови цвет);
  3. «Построй заборчик» (по величине);
  4. «Дорожки для матрешек» (соответствующего цвета, ширины);
  5. «Угадай-ка» (сравнение по длине разными способами: покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной…, угадай, какую палочку я спрятала, если она длиннее голубой, короче красной…);
  6. «Лесенка», «Башенка» (построение лесенок разной комбинации цвета или через цвет; понятия вверху, внизу, посередине, под, над, выше, ниже);
  7. Использование палочек при обводке и в рисовании.

Игры в старшем и подготовительном к школе возрасте:

  1. «Разноцветные коврики» (состав числа из двух меньших; дети описывают коврик: цветом, числами, выкладывают карточки с цифрами);
  2. «Играем с цветом» (словарный диктант по комбинированию и чередованию палочек или по заданной схеме);
  3. «Запомни» (ребенок смотрит на схему, запоминает порядок расположения и цвета палочек, выкладывает по памяти);
  4. «Измерение с помощью палочки-мерки»;
  5. Игры на состав числа и арифметические действия с ними;
  6. «Кростики» (карточки-задания по принципу японских кроссвордов, соотношение цифры и цвета, ориентация на плоскости, счет)

Вывод:

 Все эти игровые технологии  применимы в работе с детьми, имеющими нарушение зрения. Приемы, используемые в данных играх, позволяют активировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развить зрительное восприятие. Упражнения по совмещению изображений, составлению из частей целого предмета, выкладыванию рисунков по схеме, ориентировке на плоскости, в пространстве позволяют исправить нарушенное зрение, развить зрительно-пространственные навыки. Упражнения на воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета способствуют развитию различных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Обучение чтению детьми изображений плоских и объемных осуществляется с помощью зрения и подключением осязательного восприятия. Дети анализируют рисунок, сравнивают изображения, выделяя сходные и отличительные признаки. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое, заставляет их активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Систематические упражнения на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений приводит к улучшению, восстановлению остроты зрения.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях измерения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Литература:

  1. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., М. 1998г.
  2. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
  3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,1964
  4. Выготский Л.С.  Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, №6.
  5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-с. 42-46
  6. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения

работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...

Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения....

Роль техники Воскобовича в развитии сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Современные инновационные технологии позволяют добиваться повышения качества образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.  Они гармонично вписываются в работу по развитию ...