Главные вкладки

    Методическая разработка ( группа) на тему:
    Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

    Лопатина Наталия Сергеевна

         Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным пособием в коррекционно-развивающей работе по усвоению сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения являются логические блоки Дьенеша.     Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_bloki_denesha.doc835 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

    Цель:  развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения.

    - Задачи:

    Образовательные:

    - развивать у детей со зрительными нарушениями логическое мышление,   представление о множестве,

    - формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

    -развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

    Коррекционные:

    -развивать зрительное внимание, память;

    -развивать ориентировку в пространстве;

    - совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму, толщину предметов;

    -развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз.

    .

    - Эффективность

      Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника - нет!

     Как сказал  Василий Александрович Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

         Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

           И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.

           В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

           А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены  на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.  Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира. В работе же с детьми, имеющими зрительные нарушения, формирование представлений о сенсорных эталонах имеет и коррекционное значение, так как в процессе этой работы происходит развитие зрительных функций(фиксации взора, цветовосприятие , повышение остроты зрения), а также развивается и коррегируется неполноценное восприятие.

         Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным пособием в коррекционно-развивающей работе по усвоению сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения являются логические блоки Дьенеша.     Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

    Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения.

    - Cписок использованных источников и литературы:

    1. Авторская разработка.

    2. Авторские фотографии.

    3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва,  1998г.

    4. Е.А.Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007

    5.Ф.Н.Блехер  «Дидактические игры»,  Просвещение, Москва,1964

    6. Л.С. Выготский  « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.

    7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987

    8. Л.А.Венгер,  Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.

    9.  Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.

    10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru;  igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.

    Методические рекомендации.

        Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

    а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

    б) трех цветов (красные, синие и желтые);

    в) двух размеров (большие и маленькие);

    г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

    В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

      Основные задачи в работе с блоками Дьенеша

    - способствовать развитию умений различать и правильно называть     основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);  цвет;  толщину;

    - определять свойства фигур на ощупь;

    - обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;

    - кодировать и декодировать информацию;

    - развивать логическое мышление, творческие способности.

        Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции,  познавательные процессы,  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

    Но для  детей с амблиопией и косоглазием, как уже было сказано выше, особое значение имеет  использования блоков Дьенеша  с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины,  ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов.

     Сенсорное воспитание  выступает предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

    .

      Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.

        Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами, третьего варианта-  тремя свойствами. К четвёртой группе относятся игры на развитие логического мышления. Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы , не адресуются конкретному возрасту.

       Игры, которые можно проводить с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:

    1. Игры и упражнения направленные  на зрительное восприятие формы.

      Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.

     Предлагаемые  игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».

        С помощью этих игр  можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У  детей нарушениями зренияс  формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать  этот процесс.

    для наташи 144

     

    2. Игры  с блоками  Дьенеша для формирования представлений о цвете.

    Дети с нарушением зрения учатся  с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете  в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

    Для развития цветовосприятия можно использовать такие  игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы  подарок».

    для наташи 134

      3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.

     Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим,  и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину.  С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают  фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения..  На этом этапе   применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки»,  «Раздели фигуры», «Собери бусы»

    для наташи 137

      4.Формирования целостного восприятия образа предмета.

    Мы знаем, что у наших детей формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира.  Поэтому необходимо  использовать  такие  игры, как:  «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники». С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.

    DSCN1287

       5. Формирование пространственных представлений.

    Ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве,  не имея представления о его форме, цвете, размере. Поэтому, формирование пространственных представлений содержит в себе всё то, что усвоено детьми ранее. Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад», «Помоги Герде найти Кая», «Положи большие фигуры слева, маленькие справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?» и т.д.

    DSCN1357

        Приёмы, которые предлагаются  использовать   в работе с блоками Дьенеша, основываются  на перспективное планирование, разработанное  по всем возрастным группам  с учётом зрительных нарушений детей.

    См. приложение 1.

      Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

    для наташи 140

     Затем   используются игры  и упражнения , которые развивают  у детей умения оперировать одним свойством.

    На этом этапе можно предложить детям  такие  задания:

    «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)

    Варианты игр:

    «Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор» «Назови соседей» , «Найди и назови», «Равенство».

    DSCN1350

     На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают  умения оперировать сразу двумя свойствами.

    Задания для выделения блоков по двум свойствам:

    «Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;                                                                                          

    «Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;

    «Выдели все блоки одного цвета, но разной формы» ( или одной формы, но разного размера, и.т.д.)

    Варианты игр:

    «Что изменилось?» , «Продолжи ряд», «Дорожки», «Домино» и другие.

    Новое изображение

    DSCN1348

     В старшем возрасте дети осваивают игры и упражнения, которые формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Детям предлагаются задания с логическими действиями и операциями, которые помогают развивать  умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»,  с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

     На этом этапе работы   используются  такие игры и упражнения: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки», «Хоровод», «Пирамида», «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Карточки - символы свойств», «Логический поезд», «Мозаика цифр» и другие.

    фото 9

      Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, используется специальный код, графическое изображение данных свойств. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока. Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их.  

    DSCN1408

     В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры по типу: “Помоги Незнайке”. В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

    DSCN1410

     При работе с блоками Дьенеша эффективно  использовать обручи.  Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу, с использованием кодовых карточек, так и без них.  Пример игр : «Раздели фигуры», «Заселим домики», «Угадай какая фигура», «Кондитерская фабрика», «Отгадай загадку», «Дешифровщик».

    DSCN1346

    Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки  с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать  альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2, 3 и 4 свойств фигур, без отрицания и с отрицанием.  Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», «Помоги Красной Шапочке собрать пирожки», «Найди клад» и т.д.

    DSCN1412

    DSCN1419

    DSCN1427

    Детям с нарушениями зрения рекомендуюетсяся демонстрация пособий в статичном положении. Поэтому  в играх  можно использовать стойки для крепления кодовых карточек.

    для наташи 176

     В работе с блоками используются и  плоскостные комплекты геометрических фигур. Но их недостаток в том, что они не имеют толщины.

    для наташи 161

     Как вариант игры с объемными блоками Дьенеша  на фланелеграфе можно с одной стороны фигур прикрепить липучку.

    для наташи 163

     Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы, используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать,фиксировать), развивать зрительное восприятие. Систематические упражнения, направленные на выделение формы, цвета, величины предметов, формирование целостного восприятия изображений, формирование пространственных представлений с помощью блоков  Дьенеша приводят к улучшению, восстановлению остроты зрения.

    И в заключении своих рекомендаций по работе с блоками Дьенеша для детей с нарушениями зрения  хочу сказать словами древней китайской пословицы: ««Я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Используйте в своей работе блоки Дьенеша, и ваши дети будут всё помнить и всё понимать.

    Приложение 1.

     Перспективное планирование игр с  логическими блоками Дьенеша.

                                                 Младшая группа

    Месяц

    Название игры

    Цель игры

    Описание игры

    Сентябрь

    Мониторинг

    Выявление уровня развития детей

    Октябрь

    «Давайте познакомим

    ся»

    Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша.

    Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению.

    Ноябрь

    «Найди такую же фигуру»

    Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы.

    Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога.

    Декабрь

    «Пироги для мишки»

    Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов

    Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога.

    Январь

    «Подарки от Деда Мороза для зверят»

    Развивать умения находить такие же  фигуры по размеру,

    Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога)

    Февраль

    «Льдинки»

    Развивать умения находить фигуры такие же по толщине.

    Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика (  такие же фигуры по толщине, как у педагога.

    Март

    «Собери бусы для Лисички-Сестрички»

    Развивать умения выделять фигуры по одному свойству

    Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных  бусинок,( из больших, из круглых).

    Апрель

    «Дорожка для Колобка»

    Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие)

    Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома  Колобка  ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру)

    Май

    «Сделай узор на коврике»

    Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве

    Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения.

                                                                 Средняя группа

    Месяц

    Название игры

    Цель игры

    Описание игры

    Сентябрь

    Мониторинг

    Октябрь

    1.«Найди ключик от Зайкиной избушки».

     

    2.«Подари куклам бантики»

    Развивать умения выявлять в предметах одно и два  свойства(форма, цвет, размер, толщина)

    Развивать умения находить фигуры, не такие, как эта по размеру,

     Детям предлагается ситуация: лиса перепутала ключи от своей и Зайкиной избушки.  Нужно помочь Зайчику подобрать ключ к замку    

     

    Предлагается подарить куклам   бантики не такого размера, как этот

    Ноябрь

    1.«Раздели кусочки сыра между двумя межвежата

    ми»  

    2. «Собери для зайчат морковку»

    Развивать умения находить и называть фигуру не такую как эта по цвету

    Развивать умения находить фигуру не такую, как эта по форме.

    Предложить детям помирить жадных медвежат и разделить между ними кусочки сыра (не такие, как эти по цвету)- одному не красные, другому- не синие.

    Предложить детям

    собрать в огороде морковь для зайчат ( не такую, как эта по цвету)

    Декабрь

    1.«Собери бусы на ёлку»

    2. «Положи в кормушку корм для птиц

    Развивать умения находить и называть фигуру не такую, как эта по размеру

    Развивать умения находить и называть не такую фигуру, как эта по толщине.

    Предложить детям собрать бусы на ёлку из бусинок  не таких, как эта по размеру

    Предложить детям покормить птиц и выбрать корм не такой толщины, как этот.

    Январь

    1.«Волшебный мешочек»

    2. «Загадки для зверят»

    Развивать умения расшифровывать фигуры по кодовым карточкам

    Развивать умения расшифровывать информацию о наличии свойств у фигур по их знаково-символическом обозначениям.

    Предложить детям назвать фигуры, спрятанные  в мешочке по кодовым карточкам (по двум свойствам).

    Предложить детям маски зверей, попросить найти свои домики по загадкам (по кодовым карточкам)

    Февраль

    1.Мышки-норушки

    2.«Помоги зайке добраться до дома»

    Развивать умения выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.

    Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами.

    1.Предложить детям найти норки для мышек по словесному объяснению (например: эта норка большая и круглая, маленькая и прямоугольная)

    2. Предложить проложить зайке дорогу домой. (например,  из больших и толстых снежных комков)

    Март

    1.«Поставь машины в гараж»

    2. «Подари цветы  Дюймовочке»

    Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть одновременно два свойства (по кодовым карточкам)

    Развивать умения сравнивать предметы по самостоятельно выделенным одновременно свойствам.

    Предложить детям поставить машины в гараж. Нужно найти гараж по двум свойствам с помощью кодовых карточек, и назвать эти свойства.

    Предложить детям подарить цветы Дюймовочке, например, одинаковые  по цвету и форме.(найти две  фигуры и назвать их свойства )

    Апрель

    1. «Посади цветы на клумбу»

    2. «Посади птиц на деревья»

    Развивать умения сравнивать предметы по двум свойствам, доказывать свой выбор.

    Развивать умения выделять фигуры одновременно по двум свойствам, рассуждать , аргументировать свой выбор.

    Предложить детям посадить цветы на клумбу опираясь на кодовые карточки по двум свойствам. Доказать, почему именно такие цветы посадили на клумбу.

    Предложить детям посадить птиц на деревья по двум свойствам (красные и большие, круглые и маленькие) и объяснить свой выбор.

    Май

    1.«Бабочки на цветах»

    2 «Подружки для лягушки»

    Познакомить детей с логической операцией «НЕ». Развивать умения разделять блоки на две группы: с отрицанием и без.

    Закреплять умения выбирать фигуры с отрицанием

    Предложить детям посадить бабочек на цветы (в обручи), например,  не больших и больших, не желтых и желтых.

    Предложить детям найти подружек для лягушки по одному признаку с отрицанием : не маленькие, не толстые и т.д.

    Старшая группа

    Месяц

    Название игры

    Цель игры

    Описание игры

    Сентябрь

    1.«Собери осенний букет»

    мониторинг

    Предложить собрать осенний букет по одному, двум свойствам, без отрицания и с отрицанием, без использования и с использованием кодовых карточек

    Октябрь

    1.«Собери урожай»

    2.«Фруктовые деревья»

    Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть одновременно два свойства

    Развивать умения разбивать фигуры на множества по двум свойствам

    Предложить собрать в корзинку овощи одновременно по двум свойствам .

    Предложить повесить фрукты на деревья: на одно – все жёлтые, но не маленькие, на другое- все красные , но не большие.  

    Ноябрь

    1.«Угости кроликов морковкой»

    2.«Помоги птицам »

    Знакомство с логокубом. Развивать умение работать с кодовыми карточками.

    Развивать умения расшифровывать информацию по кодовым карточкам.

    Предложить детям игры с логокубом, на котором прикреплены кодовые карточки. Задание: разложить морковку кроликам в клетки по признакам, которые выпадут на логокубе.

    Предложить детям помочь птицам долететь в тёплые края, прокладывая  путь в небе облачками, опираясь на кодовые карточки по трём признакам без отрицания.

    Декабрь

    1.«Укрась окна снежинками»

    2. Помоги маме расставить чашки в шкаф»

    Развивать умения расшифровывать информацию по кодовым карточкам с отрицанием

    Развивать умения декодировать  информацию с отрицанием и без отрицания по двум свойствам одновременно.

    Предложить детям украсить окна разными снежинками:   по кодовым карточкам с двумя свойствами : одно- без отрицания, другое - с отрицанием

    Предложить детям помочь маме расставить чашки в шкаф на полки ( в обручи) по кодовым карточкам.

    Январь

    1.«Повесь бусы на елку»

     

    2. «Продавец одежды»

    Развивать умения кодировать   информацию по двум и трём признакам.

    Развивать умения выявлять свойства фигур по кодовым карточкам с отрицанием.

    Предложить развесить на ёлке бусы по самостоятельно закодированным признакам.

    Предложить детям с/р игру «Магазин». Продавец продаёт вещи по кодовым карточкам с тремя признаками, одно из них с отрицанием.

    Февраль

    1.«Помоги белочке разложить орешки в дупле»

    2. «Посади самолёты на аэродромы»

    Развивать логическое мышление, умения кодировать и декодировать информацию по трем свойствам, одно из которых с отрицанием.

    Развивать умения разбивать фигуры на множества по двум  совместимым свойствам, производить логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ».

    Предложить помочь белочке разложить в дупле орешки по предложенным закодированным признакам ,а также по самостоятельно закодированным признакам.

    Предложить посадить самолёты на два аэродрома по наличию и отсутствию признака (например,   красные, большие, и красные не большие

    Март

    1.«Цветы для мамы»

    2. « Стоянка для автомобилей»

    Развивать умение выделять свойства предметов по трём параметрам одновременно.

    Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть сразу три свойства.

    Предложить детям собрать букет для мамы по трём свойствам с помощью кодовых карточек, с отрицанием и без.

    Предложить детям самостоятельно придумать признаки, по которым нужно поставить автомобили на стоянку.

    Апрель

    1.«Дай имена инопланетянам»

    2. «Назови признаки птиц»

    Закреплять умения пользоваться кодовыми карточками

    Закреплять умения разделять фигуры сразу по трём параметрам  с помощью логокуба

    Предложить дать имена  инопланетянам, назвать признаки по кодовым карточкам.

    Предложить игру с логокубом: назвать признаки птиц на каждой грани логокуба.

    Май

    1.«Пчёлки в ульях»

    Закреплять умения замещать и наглядно моделировать, кодировать и декодировать информацию.

    Предложить детям расселить пчёл по ульям. Предложить самостоятельно придумать в каких ульях будут жить пчёлы.

                            Подготовительная к школе группа.

    Месяц

    Тема игры

    Цель игры

    Описание игры

    Сентябрь

    Мониторинг знаний и умений детей

    Октябрь

    1.«Разложи урожай в овощехранилище»

    2. «Сварим суп и компот» (игра с обручами)

    Развивать умения выделять и называть сразу три свойства блоков

    Развивать логическое мышление, закреплять умение разбивать множества на подмножества сразу по трём свойствам

    Предложить детям разложить овощи в овощехранилище в разные ящики по трём свойствам одновременно по словесному описанию ведущего.

    Предложить детям сварить суп и компот, разделив овощи и фрукты  в обручи сразу по трём свойствам, опираясь на кодовые карточки.

    Ноябрь

    1. «Собери  стаи птиц»

    1. «Где живут медведи?»

    Развивать представление о внутренней и внешней области обруча.

    Закреплять умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у фигур по кодовым карточкам.

    Предложить собрать  стаи птиц, используя обручи, разделяя блоки по двум и трём свойствам без отрицания и с отрицанием.

    Предложить поселить медведей в берлоги по кодовым карточкам с тремя свойствами, с отрицанием, самостоятельное составление игровых задач.

    Декабрь

    1. «Птичий базар»

    1. «Елочные игрушки»

    Закреплять умения декодировать информацию о свойствах фигур, производить логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ»

    Развивать умение читать схему, закреплять навыки порядкового счета.

    Предложить детям расселить птиц по группам, по двум и трём признакам, с использованием обручей и кодовых карточек.

    Предложить детям придумать задачи  для украшения елки  игрушками, подобрать  их по трём свойствам.

    Январь

    1.«Новогодние подарки»

    2.«Найди рукавички для лисички»

    Развивать логическое мышление , внимание, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

    Развивать умение классифицировать предметы сразу по четырём свойствам.

    Предложить  собрать подарки для  лесных жителей.

    Предложить найти рукавички по кодовым карточкам с использованием обручей.

    Февраль

    1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

    Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

    "Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"

    Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....

    Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

    В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

    Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

    Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

    Методических разработок « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшей группы».

    Данная  методическая  разработка поможет педагогам планировать работы  по блоками "Дьенеша"  с  детьми младшей группы.  Работа с блоками позволяет развивать у детей мысли...

    Статья на тему: "Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о зрительных сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения".

    В системе коррекционного образования формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста с нарушением является чрезвычайно актуальным....