Консультация:"Развитие познавательной деятельности в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения"
консультация

Сашнева Олеся Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательной деятельности в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения младшего возраста»

  Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже много понимает, знает, умеет и стремится узнать еще больше. Задача взрослых - помочь ему в этом. Что нужно, чтобы ребенок рос умным и сообразительным, чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться? Самое главное в его развитии - это знакомство с предметами окружающими его. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Их форма, цвет, величина, расположение в пространстве - вот то, что привлекает ребенка. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным и не полноценным. Сенсорное развитие и воспитание направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира. Первой ступенькой которого, является чувственный опыт. Успешность умственного и эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине и т. д. А с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. И именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Восприятие формы, величины и цвета составляет основу содержания сенсорного воспитания в детском саду, так как именно они имеют определенное значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. В детском саду ребенок овладевает знаниями и умениями в разных видах деятельности, что требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их цвете и использовании. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величины, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами, и принимаются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предметы на отдельные элементы и определить соотношение этих предметов между собой. Усвоение сенсорных эталонов — это вовсе не значит научить правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидности каждого свойства и главное умение пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойства в самых различных предметах, в самых различных ситуациях.

      Работая в детском саду для детей с патологией зрения, я обратила внимание на то, как трудно детям видеть и выделять свойства предметов - их форму, величину и цвет, а также пространственное расположение. Они не могут переключиться с одного вида деятельности на другой, у них не сформированы зрительно - моторные навыки, неустойчивое внимание. Ориентировка в микро- и макро - пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей. Поэтому в своей работе с детьми я уделяю особое внимание сенсорному развитию, а чтобы оно  проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Дети младшего и среднего возраста имеют еще недостаточно представлений о предметах и их признаках и свойствах. И моя задача - научить правильно, выделять признаки и свойства предметов. Следуя из этого, я выделила для себя следующие задачи при ознакомлении детей с сенсорными эталонами.

       1. Учить выделять цвет, форму и величину как основные признаки предметов.

       2.Познакомить детей с основными разновидностями цвета, формы, и об отношении между двумя предметами(младшая группа) и несколькими предметами(средняя группа) по величине, закрепить их в речи.

    3. Учить способам обследования предметов, группировке по цвету и форме, последовательному обследованию и описанию формы, выполнять все более сложные глазомерные действия.

         4. Развивать у детей умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять измерение величины, что способствует развитию аналитического восприятия.

       На основе этих задач я составила и подобрала систему дидактических игр и упражнений, которые направлены на развитие восприятия, формирование у детей анализа предметов по таким признакам как цвет, форма и величина. И результатом этого явился повышенный интерес детей к  непосредственно образовательной деятельности. Материал они стали усваивать быстрее, а также полученные знания начали применять в повседневной жизни и играх.

           Используя мои консультации по этой теме, родители заметили, что у детей появилась уверенность в себе и своих силах. Таким образом, использование системы дидактических игр и упражнений в работе по сенсорному воспитанию, дает хорошие результаты в развитии у детей восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов.

Цель работы:

Формирование у детей понятий о форме, цвете и величине как о постоянных признаках предмета.

Основные задачи:

  1. Дать детям знания о средствах и способах познания: сравнении, измерении , конструировании и обследовании.
  2. Развивать сенсорные способности детей посредством познавательной деятельности.
  3. Способствовать развитию разговорной речи детей при освоении сенсорных эталонов.
  4. Коррекционные задачи- совершенствование зрительного восприятия, внимания, памяти, глазомера. Способствовать развитию умения ориентировки в микро и макро пространстве.

Этапы работы

  1. Использование дидактических игр на занятии.
  2. Использование развивающих игр детьми в самостоятельной деятельности.
  3. Конструирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"

Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....

Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

Статья на тему: "Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о зрительных сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения".

В системе коррекционного образования формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста с нарушением является чрезвычайно актуальным....

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе «Путешествие по страничкам волшебной книги»

В гости к детям приходит Мишка (игрушка) из мультфильма «Маша и медведь» и приглашает их в гости в сказочный лес. Попадая в лес, детям предлагается попутешествовать по страничкам «во...

Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте

Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения  дошкольного возраста....