Главные вкладки

    Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе «Путешествие по страничкам волшебной книги»
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

    В гости к детям приходит Мишка (игрушка) из мультфильма «Маша и медведь» и приглашает их в гости в сказочный лес. Попадая в лес, детям предлагается попутешествовать по страничкам «волшебной книги». Там совместно и под руководством воспитателя малыши выполняют, предложенные задания из тактильной книги. В конце путешествия дошколят ждет сюрприз.

    В процессе манипуляций с тактильной книгой у дошкольников с нарушением зрения формируются сенсорные эталоны (форма, цвет, величина), развивается зрительное восприятие (цветовосприятие), тактильная чувствительность, мелкая моторика, обогащается опыт обследования предметов.

    Данную методическую разработку с применением тактильной книги предлагаем использовать как во время коррекционных занятий, так и в организованной образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения 3-4х лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ood_v_ml.gr_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx391.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе

    «Путешествие по страничкам волшебной книги»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

    Цель: формирование восприятия цвета, формы, длинны предметов в ходе выполнения специальных заданий на страницах тактильной книги (рукодельное пособие на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности и  цветовосприятия). 

            Задачи: продолжать формирование знаний геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания; закреплять и обобщать знания детей, о количестве предметов (один, много, ни одного); закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий), побуждать называть цвета; упражнять в умении различать и определять детали по длине и обозначать результат сравнения словами длинная - короткая; упражнять в умении определять и различать  на ощупь содержимое мешочков; воспитывать желание трудиться, воспитывать доброту и отзывчивость.

    Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие (цветовосприятие), тактильную чувствительность, мелкую моторику (застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, завязывать-развязывать бантики).

    Оборудование: игрушки: медведь и Маша, странички тактильной книги с заданиями, шкатулка, шнуровки.

    ХОД

    Организационный момент

    В гости к детям пришел Мишка из мультфильма «Маша и медведь».

    Мишка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (предполагаемые ответы детей - мишка из мультика «Маша и медведь»)

    Мы с Машей приглашаем вас к нам в гости. Мы живём в сказочном лесу в деревянной избушке. Чтобы попасть в наш лес, вам надо пройти по дорожкам (перед детьми две дорожки длинная и короткая).

    Идут, идут по дорожкам

    Наши маленькие ножки.

    Мы шагаем понемножку.

    Протоптали мы дорожку.

    Шли, мы шли

    И к Мишке с Машей в  лес пришли.

    Воспитатель:  Катя, по какой дорожке ты шла? (по короткой) А ты, Руслан, по какой дорожке шел?  (по длинной) Вот мы и пришли.

    Появляется Маша (кукла).

    Маша:  Здравствуйте, ребята. Я, Маша! Очень рада вас видеть у нас в гостях. А чтобы вы не скучали, предлагаю попутешествовать по волшебной книге с заданиями.

    Воспитатель показывает детям «Волшебную книгу» (тактильная книга с заданиями).

    1 страничка (геометрические фигуры на липучках, с разными поверхностями и разного цвета)

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите, на этой страничке живут геометрические фигуры (берет круг). Как называется эта геометрическая фигура? (круг). Обведём его пальцем вот так. Покажи Арина, как надо обводить пальцами круг. (При этом воспитатель обращает внимание детей на то, как правильно проговаривать слово «круг»). Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе круг (дети вместе со взрослым делают нужные движения, затем ребенок прикрепляет круг с липучкой  на страничку).  Давайте погладим пальчиками поверхность круга. Какая она? (гладкая)

    - А вот это, ребята, какая геометрическая фигура? (квадрат).

    Мы тоже обведём его пальцем, только теперь у меня палец делает движения вот так: сначала прямо, потом угол, палец поворачивает вниз до угла, затем снова угол, от угла ведём пальцем влево, угол, и ведём пальцем вверх. Ева, покажи, как надо пальчиком обводить квадрат (дети обводят пальцем контур квадрата, при этом воспитатель обращает внимание детей на то, как  выговаривать слово «квадрат»). Теперь все вместе нарисуем пальчиком в воздухе квадрат (дети вместе со взрослым делают нужные движения, затем ребенок прикрепляет круг с липучкой  на страничку). Какая поверхность у квадрата? (колючая)

    - Кто, знает, как называется эта фигура? Это треугольник у него три угла давайте обведем его пальчиками. Руслан нам покажет (ребенок показывает и определяет на ощупь поверхность треугольника).

    (Попеременно, показывая геометрические фигуры педагог спрашивает у детей их название и цвет).

    2 страничка (две тучки с крючками разные по фактуре, ленточки-дождинки двух цветов на кольцах, разные по длине)

    Воспитатель: Ребятки, посмотрите, на этой страничке начался дождик. Предлагаю поиграть с ним.

    Физкультминутка «Дождик»

    Дождик капнул на ладошку,

    На цветы, и на дорожку

    (ловят капли ладошкой).

    Льётся, льётся-ой-ёй-ёй

    (покачивание головой)

    Побежали мы домой

    (бег на месте).

    Маша: Ой, как быстро вы от дождика убежали! А можете сделать так, чтобы дождик закончился? (да) Дети по очереди «снимают дождинки» с тучек (ленточки на кольцах с крючков).

    3 страничка (дерево из флиса, на нем на пуговицах пристегнуты яблочки из флиса)

    Воспитатель:  Ребята, у Мишки с Машей в саду растут фруктовые деревья. На этой страничке тоже растет дерево.

    Сколько деревьев на страничке? (одно)

    А сколько яблочек на дереве? (много)

    Соберем яблочки в корзину (дети по очереди отстёгивают по одному яблочку и кладут в корзину).

    Сколько яблочек осталось на дереве? (ни одного)

    4 страничка (букет из трех цветов с разными фактурами поверхности, с бутонами разных цветов и  бантиками зеленого цвета)

    Мишка: Ребята, на этой страничке – букет, который я собрал для Маши. Вот только бантики развязались. Помогите мне бантики завязать.

    (Дети по очереди завязывают бантики на цветочках, называют цвет бантика и  бутона, определяют его поверхность).

    Воспитатель: Мишка, глазки наших деток устали и хотят отдохнуть. А твои глазки отдыхают? Повторяй за нами.

    Гимнастика для глаз «Мишка»

    Вот стоит большая ёлка,                             (Выполняют движения

    Вот такой высоты                                           глазами снизу вверх).

    У неё большие ветки.

    Вот такой ширины                                        (Слева направо),

    Есть на ёлке даже шишки,                            (Вверх),

    А внизу – берлога мишки                               (Вниз).

    Зиму спит там косолапый                           (Прикрывают глаза).                                      

    И сосёт в берлоге лапу.

    После гимнастики надевают очки.

    5 страничка (мешочки на липучках с различным наполнением: гречка, горох, фасоль, бисер)

    Воспитатель: Ребята, проказница и шалунья Маша приготовила для вас «чудесные мешочки», а что в них не сказала! Давайте узнаем. (Дети на ощупь определяют, что в мешочках (фасоль, горох, гречка, бисер)).

    Рефлексия  

    Воспитатель: Вот и закончились странички. Вам понравилось путешествовать по Мишкиной «волшебной книге»?

    Дети, Мишка приготовил для вас шкатулку с сюрпризом, давайте посмотрим, что в ней? (Достают шнуровки. Благодарят Мишку).

    А теперь нам нужно вернуться из сказочного леса обратно в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ По Формированию Сенсорных Эталонов (величина) Средняя группа.

    ЦЕЛЬ:1.    Продолжать развивать зрительное восприятия величины.·       Умение локализовать заданную величину из множества.·...

    Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группе Тема: В гостях у медвежонка.

    Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группеТема: В гостях у медвежонка.Презентация "Гости медвежонка" зрительная гимнастика....

    КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

    ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

    Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

    Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения  «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р...

    Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов по теме: "Сад. Фрукты"

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятияв средней группе  Дата: 11.10.18.Тип: формирование сенсорных эталонов.Тема: «Сад. Фрукты».Задачи: - Закрепление предс...

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»

    Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...