Главные вкладки

    Статья по коррекционной педагогике на тему:
    Статья на тему: "Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о зрительных сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения".

    В системе коррекционного образования формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста с нарушением является чрезвычайно актуальным.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о зрительных сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения».

                   В системе коррекционного образования формирование сенсорной культуры детей с нарушением зрения является чрезвычайно актуальным.
                 Исследования В.З. Денискиной, НА. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцевой и др. показывают, что у слабовидящих детей при поступлении в коррекционные школы IV вида наблюдается сенсорная неподготовленность к учебному процессу, недостаточность представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных органов чувств.

                  Исходя из этого, проблема  по формированию знаний о сенсорных эталонах, навыков и умений сенсорной ориентировки как условии адекватного взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.
                  В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, отмечаются трудности в сфере усвоения представлений о сенсорных эталонах, а именно:

    -трудности в словесном обозначении сенсорных эталонов

    -низкий уровень знаний о цветовых оттенках

    -трудности в формировании представлений об объемных геометрических формах и об основных отличий их от плоскостных

    -особые затруднения дети испытывают при предъявлении заданий на восприятие величины предметов

    -часто наблюдается хаотичный и бесплановый способ обследования предметов окружающего

    -отмечается низкий уровень анализирующего восприятия

    -и др.

                   И как результат всего выше перечисленного низкий уровень сформированности предметных представлений.

                   Актуальность выбранной темы заключается в следующем:

    -так как развитие зрительного восприятия является специфическим разделом коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения, а одним из средств реализации данного программного материала является целенаправленное формирование у детей представлений о зрительных сенсорных эталонах.

    -зрительное нарушение затрудняет полноценное формирование представлений о зрительных сенсорных эталонах в процессе самостоятельной деятельности ребенка

    -низкий уровень развития представлений о сенсорных эталонах оказывает отрицательное влияние на развитие предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, на развитие высших психических процессов

    -специальные исследования и передовой педагогический опыт показывают, что первоочередной задачей коррекционно-развивающей работы является задача формирования у детей способов и приемов полисенсорного восприятия, умения пользоваться ослабленным зрением.

                 Доказано также, что наиболее благоприятным материалом для реализации этой задачи  является материал по сенсорному  воспитанию детей дошкольного возраста, так как именно в процессе сенсорного воспитания закладываются основы компенсаторной деятельности детей с нарушением зрения.

                 Исходя из этого,  формирование знаний об сенсорных эталонах, навыков и умений сенсорной ориентировки как условии адекватного взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.

                                           

    Особенности усвоения представлений о сенсорных эталонах детьми с нарушением зрения

            Анализ тифлопедагогической литературы показал, что для детей с нарушением зрения характерно наряду с низким уровнем сформированности сенсорных эталонов наличие низкого уровня оперирования ими.

    Характерными особенностями представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения является фрагментарность, низкий уровень обобщенности, вербализм и узость круга образов памяти.

    При этом необходимо иметь ввиду, что объем, и качество овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения определяется:

    -видом зрительного нарушения

    -самим сенсорным эталоном

    -наличием специально организованного обучения

    В исследованиях многих ведущих тифлологов (Г.В.Никулина, В.А. Феоктистова, А.Г.Литвак, Плаксина, Рудакова) показано, что организация коррекционно-развивающей работы должна строиться с учетом индивидуальных зрительных возможностей ребенка и офтальмологических рекомендаций, так как только на основе этих данных педагог может правильно организовать педагогических процесс в условии зрительной депривации. Так же необходимо иметь ввиду, что объем и качество овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения во многом определяются видом эталона.

    Дети со зрительной недостаточностью меньше испытывают трудностей при овладении эталонами «цвет», больше – при овладении эталонами «форма», «размер».

    Трудности зрительного восприятия цвета связаны с отставанием в освоении детьми с нарушением зрения операций локализации из множества, соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов.

    Наиболее трудно для детей с нарушением зрения оказывается восприятие сине-фиолетовых и красно-желто-оранжевых тонов.

    Большие трудности дети с нарушением зрения испытывают овладевая эталоном «форма». При восприятии формы на низком уровне выполняются все сенсорные операции: локализация из множества, сравнение и соотнесение, соотнесение эталона с признаком предмета. Особые трудности возникают при восприятии ранее усвоенного сенсорного эталона в новой ситуации.

    Трудности овладения сенсорным эталоном «величина» детьми с нарушением зрения связаны с неспособностью большинства детей верно оценивать и соотносить предметы по величине, локализовывать заданную величину.

    Наличие низкого уровня сформированности и оперирования сенсорными эталонами у детей с нарушением зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии и отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, познавательных интересов и на другие сферы психического развития.

    Таким образом, из всего выше сказанного становиться очевидным, что без специально организованного процесса по овладению системой знаний о сенсорных эталонах ребенку с нарушением зрения не обойтись, что подтверждается многими исследованиями тифлопедагогики (А.Г.Литвак, В.А. Феоктистова, Л.И.Солнцева и другие).

    Характеристика направления работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения.

    Данное направление в работе тифлопедагога направлено на повышение уровня сенсорной культуры у детей с нарушением зрения путем формирования сенсорных эталонов через расширение и углубления знаний о свойствах и качествах предметов; формирование системы сенсорных эталонов; научение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий.

    В процессе работы с детьми педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, называние, локализация, соотнесение, сравнение и другие.

    В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств конкретных предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и научение использовать сформированные представления для более точного отображения свойств предметов.

    При работе над сенсорными эталонами цвета и их оттенками необходимо знакомить детей с цветами и их оттенками в определенной последовательности.  Начале ребенок учиться узнавать цвета хорошо различимые – красный, желтый, зеленый, синий; научение сравнивать и отличать друг от друга красный-желтый, синий-зеленый, желтый-зеленый цвета; научение локализовать красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных; научение детей зрительным способом узнавать, выделять в окружающем светлые и темные тона различных цветов. Необходимо помнить, что сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности детей различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего, и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов.

    При формировании эталона «форма» особое внимание уделяется обучению узнаванию отдельных форм, сравнение и соотнесение между собой однородных форм, локализация заданных форм из множества других, определению формы предмета и его частей.

    Овладение выше перечисленными сенсорными операциями должно происходить и в процессе овладения сенсорным эталоном «величина».

    Кроме того, в ходе работы по данному направлению необходимо развивать умение активно оперировать имеющимися представлениями о сенсорных эталонах при различных видах деятельности.

    Анализ работы подтверждает положения отечественной тифлологии о том, что у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения есть трудности в усвоении знаний о сенсорных эталонах и как результат  замедление темпа усвоения знаний, умений и навыков по другим разделам программы воспитания и обучения в детском саду, но это преодолевается в процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы.

    При этом нельзя сказать, что есть прямая зависимость уровня освоения знаний об зрительных сенсорных эталонов от остроты зрения, хотя косвенно это проявляется в том, что при организации обучения не учитывается имеющийся чувственный и практический опыт ребенка, его возраст, состояние зрительных функций, то есть отсутствует дифференцированный подход в организации коррекционно-развивающего процесса.

    Изучение закономерностей и особенностей усвоения знаний о зрительных сенсорных эталонах детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста позволило выявить основные направления в коррекционно-развивающей работе, которые помогут предупредить появление трудностей в освоении знаний о сенсорных эталонах:

    - обогащение предметно-развивающей среды; формирование представлений о сенсорных эталонах строится в основном на основе изображений, предметов, объектов одной модальности, иногда, часто повторяющийся в процессе всего пребывания ребенка в детском саду. И поэтому ребенку с нарушением зрения очень трудно перенести освоенное знание о сенсорном эталоне в реальную действительность. Трудность заключается в том, что сформированный образ сенсорного эталона закрепляется в памяти ребенка с нарушением зрения только в одной модальности и при столкновении с тем же эталоном в ином виде, при ином освещении он может быть не узнан ребенком;

    - необходим комплексный подход в ознакомлении с сенсорными эталонами детей с нарушением зрения. Известно, что «сенсорное недоразвитие детей протекает на фон вялой умственной и речевой активности» Поэтому формирование знаний о сенсорных эталонов должно проходить с учетом одновременного развития зрительного восприятия, обследовательских действий, развития речи, памяти и конечно же, развития мыслительных процессов;

    -систематическая и последовательная работа по данному направлению, предупредит угасание ранее сформированных образов

    - обогащение чувственного опыта

    - особое внимание следует уделять развитию активности детей при познании окружающего через организацию занятий-опытов, наблюдений, экспериментов, экскурсий

    -заинтересованность процессом ознакомления с сенсорными эталонами и с окружающим миром самих родителей.

    Результаты работы убедительно доказывают необходимость качественного совершенствования процесса освоения знаний о сенсорных эталонах и развитие анализирующего восприятия в детском саду для детей с нарушением зрения.

    Результаты работы позволяют определить основные пути совершенствования процесса освоения детьми с нарушением зрения знаний о зрительных сенсорных эталонах, разработанные на основе дидактических принципов общей и специальной дошкольной педагогики и выявить условия, повышающие эффективность их применения на практике в условиях специального детского сада

    Ведущим фактором активизации процесса овладения знаний о зрительных сенсорных эталонах являются знания педагога о закономерностях и условиях общего развития ребенка с нарушением зрения, об особенностях зрительного восприятия при различных зрительных заболеваний,  и умения педагога в соответствии с вышеуказанным построить коррекционно-развивающую работу.

    Констатация существенных сдвигов в овладении знаний о зрительных сенсорных эталонах дает основание говорить о положительном влиянии подобранных и проведенных коррекционно-развивающих занятий, игр, упражнений, методик и позволяет сделать вывод о том, что преодоление отставания в усвоении знаний о сенсорных эталонах у детей с нарушениями зрения возможно при условии использования в процессе обучения и воспитания определенных дидактических путей целенаправленного управления познавательной деятельностью ребенка со стороны педагога, в соответствии с уровнем развития ребенка, видом наглядности, условиями воспитания и обучения, с учетом одновременной лечебно-восстановительной работы в ДОУ.

                                                      Список используемой литературы:

    1.Ермаков В.П., Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.  М.: Изд. Владос, 2000.

    2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.  М.: Изд. просвещение, 1973.

    3.Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюневич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по   развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие / Под ред. Г.В.Никулиной.  СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

    4.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М., 1998.

    5. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Под ред. В.А.Феоктистовой.  СПб, 1995.

    6.Рудакова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях детского сада.  Л., 1987.

    7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.  М.: «Полиграф сервис», 2000.

    8.Соколова А.В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих.  М., 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"

    Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....

    статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

    В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

    Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

    В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

    Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

       Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

    Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

    Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

    Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

    В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения....