Методических разработок « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшей группы».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Исмаилова Малейка  Латиф кызы

Данная  методическая  разработка поможет педагогам планировать работы  по блоками "Дьенеша"  с  детьми младшей группы.  Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции,  познавательные процессы,  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx334.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методических  разработок  « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей  младшей группы».

Цель:  развитие сенсорных эталонов у детей младшей группы.

- Задачи:

Образовательные:

-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов.

-развивать зрительное внимание, память;

-развивать ориентировку в пространстве;

- совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму предметов..

- Эффективность

     Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

       И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.

       В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

       А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены  на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.  Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.    

Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей младшей группы.

Методические рекомендации.

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

  Основные задачи в работе с блоками Дьенеша с детьми младшей группы:

- способствовать развитию умений различать и правильно называть     основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);  цвет;  толщину;

- определять свойства фигур на ощупь;

- обобщать фигуры по одному, двум свойствам;

    Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции,  познавательные процессы,  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

.

  Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.

    Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами.

   Игры, которые можно проводить с детьми младшей группы с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:

1. Игры и упражнения направленные  на зрительное восприятие формы.

  Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.

 Предлагаемые  игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».

    С помощью этих игр  можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У  детей нарушениями зренияс  формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать  этот процесс.

для наташи 144

 

2. Игры  с блоками  Дьенеша для формирования представлений о цвете.

Дети с нарушением зрения учатся  с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете  в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Для развития цветовосприятия можно использовать такие  игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы  подарок».

для наташи 134

  3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.

 Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим,  и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину.  С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают  фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения..  На этом этапе   применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки»,  «Раздели фигуры», «Собери бусы»

для наташи 137

DSCN1357

    Приёмы, которые предлагаются  использовать   в работе с блоками Дьенеша, основываются  на перспективное планирование.

  Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

для наташи 140

 Затем   используются игры  и упражнения , которые развивают  у детей умения оперировать одним свойством.

На этом этапе можно предложить детям  такие  задания:

«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)

Варианты игр:

«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Найди и назови».

DSCN1350

 На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают  умения оперировать сразу двумя свойствами.

Задания для выделения блоков по двум свойствам:

«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;                                                                                          

«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;

DSCN1348

 При работе с блоками Дьенеша эффективно  использовать обручи.  Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу.

Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки  с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать  альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2 свойств фигур, без отрицания Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», и т.д.

DSCN1412

DSCN1419

 Перспективное планирование игр с  логическими блоками Дьенеша.

                                             Младшая группа

Месяц

Название игры

Цель игры

Описание игры

Сентябрь

Мониторинг

Выявление уровня развития детей

Октябрь

«Давайте познакомим

ся»

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша.

Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению.

Ноябрь

«Найди такую же фигуру»

Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы.

Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога.

Декабрь

«Пироги для мишки»

Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов

Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога.

Январь

«Подарки от Деда Мороза для зверят»

Развивать умения находить такие же  фигуры по размеру,

Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога)

Февраль

«Льдинки»

Развивать умения находить фигуры такие же по толщине.

Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика (  такие же фигуры по толщине, как у педагога.

Март

«Собери бусы для Лисички-Сестрички»

Развивать умения выделять фигуры по одному свойству

Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных  бусинок,( из больших, из круглых).

Апрель

«Дорожка для Колобка»

Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие)

Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома  Колобка  ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру)

Май

«Сделай узор на коврике»

Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве

Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения.

- Cписок использованных источников и литературы:

1. Авторская разработка.

2. Авторские фотографии.

3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва,  1998г.

4. Е.А.Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007

5.Ф.Н.Блехер  «Дидактические игры»,  Просвещение, Москва,1964

6. Л.С. Выготский  « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.

7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987

8. Л.А.Венгер,  Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.

9.  Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.

10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru;  igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Педагогическая программа самообразования по теме « Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Консультация для воспитателей "Блоки Дьенеша для развития сенсорных эталонов и интеллектуальных способностей детей"

Данная консультация  разработана для ознакомления педагогов ДОУ с дидактическим материалом Дьенеша - методикой его применения для интеллектуального развития детей....

Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...

Мастер-класса «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. В этом возрасте малыши начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойств...

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...