Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Старкина Лариса Владисировна

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек»,

учитель-дефектолог, г.о. Тольятти

Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения

Аннотация: в статье предложен опыт работы учителя-дефектолога с  детьми с особенностями с помощбю инновационных технологий развития

Ключевые слова: дошкольная организация, нарушение зрения, игровая технология

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.

Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления.

Особую роль в процессе коррекционно-педагогической работе с  детьми с нарушением зрения я уделяю играм на развитие всех психических функций.

Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью познания окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои умения.

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операциональных, двигательных навыков. Если мы будем ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя. Особенно нужно отметить роль интеллектуально-творческой игры, в которой у ребенка есть возможность проявить свой интеллект. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.

Для  детей с нарушением зрения, выделен развивающий уголок, где ребята могут свободно выбирать игры, пособия, игрушки для игровой или какой–либо другой интересующей их деятельности. Вся работа ведется в игровой форме. В процессе игры развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать их форму, величину и цвета, рассматривать картины, ориентироваться в пространстве. Игры, в которые включается поиск предметов в пространстве по заданной схеме, способствуют пониманию детьми конкретных пространственных представлений и их значимости, а также развивают у детей устойчивый интерес к творческой деятельности и воображение (это такие игры, как «Найди на схеме изображение мебели, окон, дверей», «По волшебному кругу», «Что изменилось?», «Какой  игрушки не стало в комнате?», «Найди игрушку по модели», «Путешествие по стрелкам», «В гостях у гномов», «Что? Где? Когда?» и др.). В играх дети могут применить полученные знания и умения, то есть  самостоятельно прокладывать пути следования, рисовать схемы,  модели, активизировать мышление и фантазию.

В своей работе с детьми с нарушением зрения я стараюсь проводить не только игры, связанные с двигательной деятельностью, но и учить детей самостоятельно выбирать виды игр. Подвижные и спортивные игры являются наиболее эффективным средством социальной реабилитации слабовидящих детей, средством коррекции и компенсации нарушенных функций.

Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре «Что в коробочке?» дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, а также пофантазировать. Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Например, участие в игре «Тактильные дощечки» помогает малышам совершенствовать мелкую моторику и тактильные ощущения, способствует развитию речи, дает возможность фантазировать, сочиняя собственные рассказы. В этой игре на основе тактильных ощущений можно формировать все психические процессы, в том числе и творческое воображение.

Итак, использование игровой технологии способствует не только общему развитию дошкольников, но и может оказать существенную помощь в коррекции зрения, развитии психических функций и  формировании индивидуальности, стимулировать потребность в самореализации, научит детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.

Список литературы:

  1.  «Методика выявления уровня сформированности социально-бытовой ориентировки», Евланова Т.Д.
  2. «Методика выявления умения ориентироваться в пространстве» Титова О.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения

Дошкольный  период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря...

«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционал...