«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Компанцева Марина Алексеевна

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операциональных, двигательных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»

Л.В. Старкина

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек», г.о. Тольятти,

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.

Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления.

Применительно к детям со зрительной недостаточностью указание на необходимость их целенаправленного умственного, физического развития, начатое с самого раннего возраста, приобретает особое значение. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения,  необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому  дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер).

Особую роль в процессе коррекционно-педагогической работе с  детьми с нарушением зрения я уделяю играм на развитие всех психических функций.

Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью познания окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои умения.

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операциональных, двигательных навыков. Если мы будем ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя. Особенно нужно отметить роль интеллектуально-творческой игры, в которой у ребенка есть возможность проявить свой интеллект. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.

Для  детей с нарушением зрения, выделен развивающий уголок, где ребята могут свободно выбирать игры, пособия, игрушки для игровой или какой–либо другой интересующей их деятельности. Вся работа ведется в игровой форме. В процессе игры развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать их форму, величину и цвета, рассматривать картины, ориентироваться в пространстве. Игры, в которые включается поиск предметов в пространстве по заданной схеме, способствуют пониманию детьми конкретных пространственных представлений и их значимости, а также развивают у детей устойчивый интерес к творческой деятельности и воображение (это такие игры, как «Найди на схеме изображение мебели, окон, дверей», «По волшебному кругу», «Что изменилось?», «Какой  игрушки не стало в комнате?», «Найди игрушку по модели», «Путешествие по стрелкам», «В гостях у гномов», «Что? Где? Когда?» и др.). В играх дети могут применить полученные знания и умения, то есть  самостоятельно прокладывать пути следования, рисовать схемы,  модели, активизировать мышление и фантазию.

В своей работе с детьми с нарушением зрения я стараюсь проводить не только игры, связанные с двигательной деятельностью, но и учить детей самостоятельно выбирать виды игр. Подвижные и спортивные игры являются наиболее эффективным средством социальной реабилитации слабовидящих детей, средством коррекции и компенсации нарушенных функций. Участие в подвижных и спортивных играх способствует овладению детьми пространством, развивает их умение прислушиваться и ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, способствует приобретению свободы в движениях, ловкости. Дети развивают при этом нравственные и личностные качества, обретают уверенность в себе, развивают координацию движений. Во время игры со сказочным содержанием дети становятся более оживленными, самостоятельными, проявляют фантазию, творчество. Они могут выйти за пределы настоящего и реализовать свои потребности и способности, проявить свою индивидуальность, а также мысленно побыть каким-либо сказочным героем. Перед проведением игр нужно дать ребятам с нарушением зрения возможность побегать, ощупать все предметы, адаптироваться к пространству. Это помогает частично устранить у детей чувство боязни. Важно при этом объяснить им необходимость соблюдения мер предосторожности. Многократное проведение различных игр позволяет включиться детям в игру без страха, успешно овладеть ее правилами, а затем начать свою игру. Использование в играх  красочных масок и различных  атрибутов обычно вызывает у детей больше желания поиграть, заметно будит их воображение. Во время игр я всегда нахожусь в таком месте, чтобы видеть всех детей, и в случае надобности прийти кому-то из них на помощь. Постоянно подбадриваю при этом нерешительных и робких.

Организую, игры так, чтобы дети могли играть самостоятельно, получали от игры удовольствие и охотно следовали усложняющимся правилам игры,  могли внести относительно их свои предложения, менять варианты игры, реализовать свои возможности и умения (в числе таких игр назову игру «Найди игрушку», когда детям предлагается отыскать предмет, ориентируясь по звуку, по следам, по стрелкам, пользуясь планом и т.д., игры «Ловишка с хвостиком», «Путешествие», игры с мячом»).

Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре «Что в коробочке?» дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, а также пофантазировать. Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Например, участие в игре «Тактильные дощечки» помогает малышам совершенствовать мелкую моторику и тактильные ощущения, способствует развитию речи, дает возможность фантазировать, сочиняя собственные рассказы. В этой игре на основе тактильных ощущений можно формировать все психические процессы, в том числе и творческое воображение.

Детей, которые проходят курс лечения по поводу ослабленного  зрения, я учу через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, дорисовывать изображения, выкладывать рисунки из различных предметов, что способствует развитию  остроты зрения, коррекции зрительного восприятия и развивает  воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход. Детям со значительно ослабленным зрением предлагаю для работы крупные предметы с большими отверстиями. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении этих задач помогают игры с природным и бросовым материалом «Помоги Золушке», «Проложи дорожку для зайки (для девочки и т.п.)», «Ниткопись», «Выложи картинку (предмет)», а также такие игровые упражнения, как  «Попади в колечки палочкой». «Набрось колечко», «Настольный баскетбол», «Надень кольцо», «Стереотренер», «Калейдоскоп». Развивать координацию движений помогают плетение ковриков, работа с бумагой и с пуговицами. Ребятам дошкольного возраста нравится выполнять задания для сказочных героев, работать под музыку. Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников с нарушением зрения все психические процессы, корректировать в сторону улучшения зрительные функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового «шедевра», придумать и применить новые способы выполнения задуманного.

В основе любого процесса творчества всегда лежит стремление удовлетворить свои желания. Например, каждому ребенку часто хочется быть и собой, и побыть сказочным героем, спортсменом, космонавтом и т.п. Такую возможность дети получают в процессе  сюжетно-ролевых, театрализованных и «строительных» игр. А участвуя в играх «Нарисуем сказку», дети сочиняют сказки во время изодеятельности, в игре «Что можно сделать с … ?» придумывают новые функции предметов, играя в «Чудесные превращения», «Если бы я…», «Продолжи рассказ (сказку)», «Кляксография», «Расскажи по схеме», «Веселые превращения», «Изобретатели», «Дорисуй, чего не хватает», могут придумывать что-то свое, необычное, соединять, казалось бы, изначально несовместимое – в общем, давать волю своей фантазии.

Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их.

А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии. В  коррекционной работе с дошкольниками я стараюсь постоянно обогащать зрительный опыт детей созданием специальных условий, обеспечивающих им наиболее полное представление об окружающей действительности, пробуждающих их чувства и развивающих их эмоциональную сферу. Одновременно я стремлюсь повысить их природный потенциал. При любой возможности провожу специально организованные игровые наблюдения, экскурсии, эксперименты, рассматривание картин и различных предметов окружающего мира.

Полезны игры, которые не только учат детей умению обследовать окружающие объекты, развивают способность наблюдать и анализировать, умение делать умозаключения и  выводы, развивают уверенность в себе и своих возможностях, но и такие, через которые дошкольники с нарушениями  зрения начинают воплощать свои фантазии, осуществлять свои желания, проявляя при этом творческие наклонности. Важными психологическими факторами творчества являются память и воображение. Они позволяют нам комбинационно-творчески воспроизводить цепь собственных представлений и впечатлений.  Проводя работу со слабовидящими детьми, я стараюсь развивать их память и воображение через игровую деятельность, в которой часто использую проблемные ситуации, предлагаю детям выполнение исследовательской работы. Это помогает научить ребят рассматривать проблемы с разных сторон и прогнозировать свои  действия в процессе выполнения заданий. Стараюсь развивать у них стремление преобразовывать окружающий мир на пользу и радость окружающим людям, реализуя свои знания и способности. Через эти игры дошкольники приобретают способность к свободному обсуждению, поиску решений проблемы, находя при этом оригинальные варианты и подходы.

Итак, использование игровой технологии способствует не только общему развитию дошкольников, но и может оказать существенную помощь в коррекции зрения, развитии психических функций и  формировании индивидуальности, стимулировать потребность в самореализации, научит детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность

Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...

Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения

Дошкольный  период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря...

Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения

работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...

«Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

  В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...