Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения
материал по коррекционной педагогике по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Дошкольный  период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря чему  у детей  развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. Особенно актуально это для детей со зрительной патологией. Данный материал был представлен в рамках Школы Передового Педагогического Опыта для педагогов  детских садов  IV вида. ТЕМА: «Познание. Исследовательская  деятельность в развитии компенсаторных функций у детей со зрительной патологией»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения.

    Дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря чему у детей развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. Особенно актуально это для детей со зрительной патологией.

       В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

       Теоретической базой организации исследовательской деятельности являются работы Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида исследования, выделяет экспериментирования. По его мнению, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

      Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников с нарушением зрения. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

       Исследовательская деятельность детей с нарушением зрения имеет еще и неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка.

      Дети со зрительными дефектами могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства. Исследовательский процесс   строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, учить детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции. Все вышеперечисленное позволяет детям с нарушением зрения получить более точную и полную информацию об окружающем мире.

     Чтобы исследовательская деятельность могла стать условием для использования её в качестве компенсаторных возможностей, необходимо обучать всем её элементам, причем, чем раньше будет начато целенаправленное обучение, тем активней будут развиваться эти возможности.

   У детей с нарушением зрения на фоне процесса компенсации происходит формирование новых систем, условных связей, исправление нарушенных  или ослабленных зрительных  функций, развитие личности.

        Практика работы с детьми с нарушением зрения показывает, что любая деятельность с элементами исследовательской   обеспечивают детям возможность адаптации к окружающей действительности. В это время   решаются следующие коррекционные задачи:

  • Обучать детей получению и использованию полисенсорной информации в исследовательской  деятельности.
  • Проводить опыты по выделению признаков, свойств и качеств предметов.
  • Формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять перспективу развития поисково-экспериментальной деятельности детей путём включения их в мыслительные действия.
  • Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Показывать и отрабатывать способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

     В процессе овладения элементами исследовательской деятельности слабовидящие дети не только накапливают информацию о предметах, их свойствах и явлениях, но и начинают прекрасно ориентироваться в них. У дошкольников формируются и совершенствуются основные функции восприятия, такие как предметность, целостность, константность, избирательность так же слуховое, осязательное, тактильное восприятие. Более совершенными становятся зрительно-моторные навыки.

   Кроме того, исследовательская деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

        В процессе экспериментирования у детей с нарушением зрения формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи в исследовании, делать элементарные выводы

        Содержание исследовательской работы для детей с нарушением зрения носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе педагога с учётом интересов, опыта и зрительных возможностей детей. Работу необходимо строить не только в специально организованной деятельности, но и интегрировать в другие виды деятельности.

        Для оптимизации исследовательской деятельности в учреждении необходимо организовать соответствующее коррекционно-развивающее пространство:

  • центры воды и песка;
  • мини лаборатории, где дети имеют возможность экспериментировать с разными материалами (природными  и созданными руками человека);
  • сборники дидактических игр, пособия, сделанные из природного и бросового материала, гербарии, коллекции природных материалов;
  • альбомы с изображением природных объектов, изготовленные из материалов разной фактуры для тактильного обследования детьми;
  • подборки художественной и познавательной литературы о происхождении и истории создания различных материалов.

    Знания, полученные исследовательским  путем,   дети в течение года могут закреплять  в разных видах  деятельности.  

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок с нарушением зрения слышит, видит и делает сам. То есть в опытно - исследовательской деятельности.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование математических игр в непосредственной коррекционной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"

Современные  развивающие  игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности являются уникальным средством развития зрительного воспр...

Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения

работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...

«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционал...

Конспект образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "Цветочный калейдоскоп"

Данный конспект будет способствовать формированию представлений детей о разнообразии лекарственных растений. Выбранная форма проведения поможет развить коммуникативные способности детей, интерес и жел...