Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бебекина Алина Юрьевна
В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан-ным дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Недоразвитие познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушения опорно-двигательного аппарата, отдельных анализаторов значительно ограничивают возможности ребенка в адекватном отражении, осмыслении окружающей жизни, приводят к резкому ограничению самостоятельности ребенка, личностной незрелости, снижению коммуникативной компетенции и социальной неприспособленности личности. Учеными-дефектологами установлено, что жизненное благополучие ребенка, зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных послед-ствий: от социально-психологической реализации человека. Обсуждение причин появления негативных социальных последствий, а также анализ возможностей и способов их устранения, условий, ведущих к благоприятной социально-психологической реализации ребенка с ЗПР залог повышение качества процесса социализации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

 

Выполнила:  Бебекина Алина Юрьевна,

             воспитатель.

 

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим данным дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции.

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной психологии в 60-70 гг. ХХ века. Это было вызвано возросшими образовательными проблемами, связанными с переходом на новые усложненные программы.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Деятельность детей с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, агрессивностью поведения и его провоцирующим характером, трудностью приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, сниженной потребностью в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, слабостью речевой регуляции.

Дети с ЗПР могут определять эмоции, обладающие яркой экспрессией, дифференцировать резко отличающиеся состояния, однако затрудняются в назывании эмоций, близких по проявлениям или без яркой экспрессии. Эмоциональные проявления сверстников детям более понятны, чем те же проявления взрослых.

Поскольку для детей с ЗПР характерна более низкая сформированность уровня коммуникативной сферы, они обладают меньшей свободой в возможности выбора желательного партнёра по общению. Эти трудности обусловлены также более низкой активностью в установлении контактов.

Недоразвитие познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушения опорно-двигательного аппарата, отдельных анализаторов значительно ограничивают возможности ребенка в адекватном отражении, осмыслении окружающей жизни, приводят к резкому ограничению самостоятельности ребенка, личностной незрелости, снижению коммуникативной компетенции и социальной неприспособленности личности.

Учеными-дефектологами установлено, что жизненное благополучие ребенка, зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных последствий: от социально-психологической реализации человека. Обсуждение причин появления негативных социальных последствий, а также анализ возможностей и способов их устранения, условий, ведущих к благоприятной социально-психологической реализации ребенка с ЗПР залог повышение качества процесса социализации дошкольников.

Социальная интеграция в общество, ранняя коррекция и компенсация нарушений у дошкольников с проблемами развития осуществляется в соответствии с общими закономерностями онтогенеза, однако отличается целым рядом особенностей, обусловленных интеллектуальными и функциональными нарушениями.

На сегодняшний день можно сказать, что одной из важных задач работы с дошкольниками с задержкой психического развития в современных условиях развития становится формирование у детей такого личностного качества, как социальная  компетентность.

Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области.
Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных и в разных видах социального взаимодействия.


Вообще, существует большое число определений понятия «социальная компетентность» применительно к дошкольному возрасту. В основном же социальные компетенции представляются исследователями как знания, умения и навыки дошкольника, необходимые для самостоятельного решения им социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста (имеется в виду, прежде всего, общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; наличие у ребенка развивающихся представлений о себе и положительной самооценки, определяющей выбор способов поведения и взаимодействия с  социумом).

Социальная компетенция дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие  компоненты:


- мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников;
- когнитивный, или познавательный, - наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной  индивидуальности;

- поведенческий, или собственно коммуникативный, - эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;
- эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями других  людей.

Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.

Социальная компетентность - это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе ее формирования у дошкольников с ЗПР важно использовать следующие методические средства:

- мотивация деятельности;

- создание ситуации успеха;

- создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

- организация положительных эмоций в общении;

- организация самоанализа собственной деятельности.

Необходимые условия формирования социальной компетентности дошкольников с ЗПР:

- целенаправленная деятельность образовательного учреждения в этом направлении;

- единое пространство развития ребенка, как на уровне конкретного учреждения, так и при включении в него различных субъектов социального окружения, обеспечивающих функционирование учреждения как открытой образовательной системы;

- непосредственная разнообразная деятельность ребенка - свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.

- еще одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем .

Коррекция социального недоразвития осуществляется только средствами активного включения детей в деятельность общения со взрослыми.

Целью коррекционного воспитания является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде.

 Наша тема проекта :   «Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в рамках муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20 «Улыбка».  

 Детском саду №20 «Улыбка», находится в городе Реутов Московской области, зарегистрирован 1апреля 1989 г. как муниципальное бюджетное учреждение по адресу г. Реутов, ул. Котовского, д.10-А.

В детском садике функционирует  13 групп. Из них:

ранний возраст - 3, младший возраст - 2, средний возраст - 2, старший возраст - 2,  подготовительный возраст - 1, две группы компенсирующей направленности - ОНР и ЗПР,  одна разновозрастная  (от 4 до 7 лет) группа продлённого дня.

В вышеперечисленных группах осуществляют учебно-воспитательный процесс и следят за здоровьем детей следующие специалисты:

  • Заведующая-1
  • Старший воспитатель-1
  • Воспитатели-25
  • Музыкальный  руководитель-2
  • Физкультурный руководитель-2
  • Учитель-логопед-2
  • Дефектолог-1
  • Педагог-психолог-1
  • Завхоз -1
  • Работники кухни-4
  • Прачки-2
  • Медсестра-1

Актуальность нашего проекта заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют дети, имеющие задержку психического развития. Такие дети сталкиваются с рядом проблем не только учебного, но и личностного характера, испытывают трудности в  общении.

        Современное дошкольное учреждение должно быть готовым не просто обеспечить детям  с задержкой психического развития качественное формирование   знаний и умений, но и создать условия для развития социально-психологической компетентности, которая обеспечивает успешность взаимодействия при совместном общении с нормально развивающимися сверстниками, а также способствовать эффективной социальной адаптации.

Цель: оказание доступной социально-педагогической, психолого-педагогической помощи, а так же помощи в овладении жизненно важным навыкам детям с ЗПР.

Задачи:

1. Анализ научной теоретико-практической литературы по проблеме формирования социальной компетенции у детей дошкольного возраста с ЗПР.

2. Провести работу по формированию социальной компетенции посредством игровых технологий.

Для работы с детьми с задержкой психического развития мы используем   программу «Жизненные навыки». Особенность программы этой программы, заключается в том, что она строится на исходном утверждении:

- невозможно формировать социальное поведение детей в форме отдельных занятий-уроков, только когда все в детском саду, и дети, и воспитатели, и педагоги на своих занятиях,   начнут систематически обращать внимание на то, что общаться с другими и с самим собой можно правильно или неправильно, только тогда поведение детей начнет меняться. При этом детям дошкольного возраста  не нужно  осознавать и рефлексировать собственный стиль неконструктивного поведения, а вот взрослым это делать необходимо.

Занятия проводятся  с 26 сентября 2014г в группе ЗПР (старший возраст – 5 детей)   Конечно, для  деток занятия такой направленности всегда вызывают массу интереса, восторга. В своей повседневной работе использую тренажер Су-джок, который ребятам очень нравится, а главное полезен. В программе есть герой Ёжик, он то и натолкнул меня на мысль включить в занятия – путешествия игры с Су-джок. Получилось замечательно.

В путешествиях нас сопровождает музыка. Всем известный В. Бехтерев считал, что музыкальный ритм имеет способность устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Также музыка может растормаживать заторможенных детей и успокаивать слишком возбужденный темперамент ребенка. Урегулирование лишних, неправильных движений малыша тоже под силу музыке. Музыка определенно способна усиливать эмоции ребенка и делать воображение детей еще более ярким.

Основная цель корректив к занятиям по программе «Жизненные навыки. Занятия - путешествия» — развитие эмоционального и социального интеллекта, развитие самости и повышение самоценности личности.

Основные  задачи:

  • Формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенно действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить свой жизненный опыт);
  • Определение основных эмоций;
  • Развитие коммуникативной сферы и обогащение невербальных средств коммуникации;
  • Развитие творческого воображения

        

Осеннее путешествие

Занятие 1. Знакомство

Цели: – познакомить детей друг с другом и с ведущим;

– создать условия, обеспечивающие безопасность в группе;

– создать пространство для возможности проявления детьми следующих социальных компетенций:

  • умение слушать;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение знакомиться.

Материалы: цветные стикеры или небольшие листочки цветной бумаги (10 на 10 см, не более), клей, пластилин или скрепки для прикрепления листиков к дереву, карточки-картинки (правила)10x15 см, тренажер Су-ждок

Ритуал приветствия

Ведущий предлагает детям встать в круг, взяться за руки. Если дети не знакомы между собой и с ведущим, каждый ребенок по очереди называет свое имя (например, Маша). После чего все хором пропевают: «И Маша здесь…». Если все знакомы, пропевают имена сразу хором. Так по кругу.

После этого ведущий говорит: «Посмотрите, в центре нашего круга стоит Дерево. Нас окружает много деревьев. Какие деревья вы знаете? Да, правильно: деревья в лесу и в саду, деревья хвойные и лиственные, плодовые деревья. А у нас Дерево особенное. С этим Деревом в нашей комнате будут происходить изменения, которые происходят в природе. Сейчас оно без листиков, но чуть позже мы с вами его украсим листочками. А вот здесь под Деревом сидит Ежик. Давайте с ним познакомимся». Ведущий представляет Ежика. Ведущий говорит: «Ежик теперь будет участником нашей группы. Он будет здороваться и прощаться, играть, веселиться вместе с нами. А сейчас Ежик с каждым из вас познакомится поближе. Дальше Ежик «подходит» к каждому ребенку по кругу и произносит фразу: «Как тебя зовут?». Ребенок отвечает. И так со всеми детьми.

Ежик предлагает детям следующие правила поведения на занятиях, показывает  картинки, которые закрепляются на стене и остаются до окончания занятий.

  • говорить по одному; картинка - «колокольчик»
  • никого не обижать, никого не унижать; картинка - «сердечко»
  • если не знаешь, что делать, обратись к Ежику или к ведущему. Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос Ежику или ведущему, что-то ему сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь к Ежику». картинка - «ладошка»

Упражнение «Каравай»

Ведущий: «Когда птицы осенью собираются в стаи, чтобы улететь на юг, они летают по кругу, «водят хоровод». Давайте и мы с вами поводим хоровод».

Ведущий: «Дети, кто знает, у кого из вас день рождения осенью? Как называются осенние месяцы?». В начале хоровод водят вокруг тех детей, у которых день рождения осенью.

Как на осенние именины испекли мы каравай

Вот такой вышины, вот такой нижины,

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

Выбираются все дети, у кого день рождения зимой:

Я люблю, конечно, всех, ну а зимних больше всех.

Все водят хоровод вокруг них. Затем выбираются те, у кого день рождения весной, а затем – летом. Все дети должны побывать в круге около Дерева, чтобы ощутить связь с общим течением времени и общим течением жизни.

   Сказка «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ» (знакомство с тренажором су-джок)

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Завершение

Ведущий раскладывает перед детьми разноцветные стикеры или листочки цветной бумаги в форме листьев разных деревьев и предлагает им выбрать один листочек понравившегося цвета. Пусть они прикрепят свои листочки на Дерево (например, пластилином или скрепкой). Ведущий обращает их внимание на то, какое красивое Дерево получилось.

Ритуал завершения

Все вместе берутся за руки и произносят фразу «До свидания, Ежик!». Этот ритуал также является очень важным, он обозначает границы занятия, подготавливает ребенка к смене деятельности.

 Занятие 2. Осенний лес

Цели: – познакомить детей с местом и условиями проведения занятий;

– создать условия, обеспечивающие безопасность в группе;

– создать пространство для возможности проявления детьми следующих социальных компетенций:

  • умение обращаться за помощью;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредотачиваться на своем занятии.

Материалы: диск со спокойной музыкой, например, «Малыш в лесу», фотографии каждого ребенка размером 3 на 4 см, цветные осенние листочки, нарисованные на стикерах или на цветной бумаге и заранее вырезанные в форме дубового, кленового или березового листа, диаметром 8-10 см с отверстием у основания листа (сделать с помощью дырокола), по одному на каждого ребенка, маленькие квадратики с буквами имен каждого ребенка, тренажер Су-Джок. 

Ритуал приветствия

После того, как будут произнесены имена всех детей, в конце добавляется: «И Ежик здесь…».

Разминка «Лесной воздух»

Ведущий говорит: «Сегодня мы с вами познакомимся с волшебным лесом. Он немного похож на настоящий лес, в котором вы, наверное, бывали. А теперь представьте, что мы оказались в волшебном лесу. Наш волшебный лес находится здесь, в этой комнате. Представьте, что мы сейчас на лесной полянке сидим на пенечках, а кто-то на бревнышках. Здесь же стоит наше Дерево, которое мы украсили на прошлом занятии. Оно все время будет здесь. Мы будем наблюдать за тем, что с ним происходит, как оно изменяется. Ведь наше путешествие продлится очень долго. Мы целый год будем вместе гулять по волшебному лесу». Предложите ребятам представить, что они идут по лесу (здесь ребята могут закрыть глазки, букет осенних листьев можно пронести около каждого ребенка) Пусть дети вспомнят, как пахнет осенью в лесу. Пусть они опишут свои представления: как пахнут опавшие листья, мокрая хвоя, влажная кора деревьев, осенние грибы и др. Пусть они полминуты ходят по кругу. Затем предложите им остановиться, вдохнуть, подняться на носки, развести руки в стороны. На выдохе расслабиться и резко опустить руки – «ха-а». Предложите повторить это 3-4 раза.

Упражнение «Осенние листья»

Ведущий раскладывает под Деревом заготовленные заранее разноцветные листочки деревьев. Он говорит: «Здесь под Деревом нападало много разноцветных листиков. Посмотрите на них. Выберите один. Это будет ваш личный листик, с вашей фотографией и вашим именем». Дети с помощью ведущего приклеивают свои фотографии и буквы, из которых состоят их имена, и вешают их на Дерево.

«Здесь под Деревом нападало много разноцветных листиков. Посмотрите на них. Выберите один. Это будет ваш личный листик, с вашим портретом, который вы нарисуете, и вашим именем». Дети рисуют, с помощью ведущего приклеивают свои имена, и вешают их на Дерево.

Завершение 

Посмотрите вместе с детьми на Дерево, на нем есть их фотографии. Внимательно рассмотрите вместе с детьми все листочки, они ведь такие разные, порадуйтесь каждому из них. Спросите, нравится ли детям такое Дерево, поводите вокруг него хоровод.

До свидания, Ежик!

Заключительная часть.

Научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире, научиться слушать, слышать и понимать его, когда он говорит об этом – в этом заключается основная идея занятий.

При создании образа эмоций активно используются представления, воображение, ассоциативное мышление. Любой образ, предложенный ребенком, - правильный, и он обязательно рассматривается мной на занятии. Так создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения. Например, когда дети рассказывают, как выглядит страх, какой он, им   легче и проще справится со страхом.

Дети находятся в совместной деятельности со взрослым. Обращаются за советом и помощью.

Коррективы в занятия были внесены с  учётом особенностей детей. Основной из форм проведения путешествий является игра с введением в непосредственную образовательную деятельность.

Занятия из цикла «Осенние путешествия» дали возможность проявить ребятам себя в изобразительном искусстве, театрализованной деятельности,  двигательной активности, развитии памяти и речи.

Вновь прибывшие в группу дети довольно легко адаптировались, сдружились, почувствовали себя хозяевами группы. Стали более уверенно чувствовать себя в новом коллективе. Ребята договариваются между собой, а если возникают проблемы, обращаются за помощью к взрослым.

В группе чувствуется эмоциональный комфорт.

ВЫВОД

Результативность внедрения занятий путешествий курса «Теория и технология развития социальных и эмоциональных компетенций у детей дошкольного возраста. Ведение занятий по программе «Жизненные навыки. Занятия-путешествия».

Для детей:

  • формирование социальных компетенций у детей с задержкой психическим развитием;
  • снижение частоты негативных проявлений в поведении детей;

Для воспитателя и педагогов-специалистов:

  • воспитатель, учитель – логопед, дефектолог и психолог работаем системно, становимся единомышленниками, объединение усилий даёт положительный результат;

Для родителей:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • оптимизация стиля общения с ребёнком, гармоничное развитие детей;

Для системы детского сада:

  • приобретение нового опыта и знаний, внедрение в практическую реализацию программы.

 

           

  Список литературы:

1. Захаров А.И Дневные и ночные страхи у детей... psiholog.86sch42-nv.edusite.ruDswMedia…

2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет Академия развития, 2000

3. Ле Шан  Эда Когда ваш ребенок сводит вас с ума, прайм-Еврознак, 2013

4.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых fenevo.rutext/Osorina.pdf

5.Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Е.В.Примак, Л.В.Филиппова, И.Н.Кольцова. Изд.ВЛАДОС, 2002г.

6.Уроки добра (для детей 5-7 лет) Москва 2004г.