Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
статья
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_prezent.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Введение
- В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
- Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
- Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Задачи
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- важное значение – пример взрослых; прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг и др.;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей со своим родным городом – Санкт-Петербургом, его историей и традициями;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Принципы построения работы
- “позитивный центризм” (подбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данной категории, данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Здравствуй, это Я; Мой город; Моя страна; Традиции
Тематические блоки работы с дошкольниками
по воспитанию чувства патриотизма
Блок «Здравствуй, это Я !»
- Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
- Показать разнообразие имен.
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);
Организованная деятельность
- Разработка тематических планов на темы:
- «Мой родной город Санкт-Петербург»
- «Памятники, музеи Санкт-Петербурга»
- «Природа родного города»
- «Наша Родина – Россия»
- «Столица нашей родины – Москва»
Блок «Моя семья»
- прививать детям чувство гордости за свою семью;
- воспитывать любовь к родному дому;
- учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага;
- увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами
Организованная деятельность
- Средняя группа:
- Знакомство с составом семьи.
- Оформление семейного альбома
- Дидактическое упражнение “Построй семью”
- Создание уголка уединения с семейными фотографиями
- Старшая группа:
- Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
- Фотоальбом “Один день в нашей семье”
- Обмен информацией между родителями
- Подготовительная группа:
- Альбом “Дружная семья”
- Посещение городских выставок, музеев
- Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню Победы, Дню города
- Привлечение родителей при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций
Блок «Мой город»
- познакомить детей с историей возникновения Санкт-Петербурга, его традициями, улицами, проспектами;
- воспитывать у дошкольников положительное отношение к родному краю, уважение, гордости за принадлежность к своему городу, своей стране и её народу;
- готовности и стремлению к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города» и т. п.
- дать представление о жизни города, о парках и скверах, о людях и их профессиях, работающих в этом городе и многом другом интересном;
- прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
- формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Организованная деятельность
- Средняя группа
- Уголок «Мой город»
- Д/и «Собери картинку»
- «Выложи силуэт»
- Старшая группа
- Уголок «Мой Санкт-Петербург»
- «Лабиринты»
- Д/и «Найди чья тень»
- Подготовительная группа
- Уголок «Я живу в Санкт-Петербурге»
- Альбом «Мой любимый Санкт-Петербург»
- Макет-рисунок микрорайона (расположения детского сада)
- Альбомы примечательных мест города для рассматривания во всех возрастных группах
Блок «Моя страна»
- Познакомить с государственной символикой нашей родины - России
- Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
- Познакомить с художественной литературой, репродукциями картин
- Познакомить с праздниками
Организованная деятельность
- Средняя группа
- Альбом для рассматривания
- Старшая группа
- Альбом «Города России»
- Подготовительная группа
- Альбом «Широка страна моя родная»
Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»
Блок «Мои традиции»
- Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
- воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
- прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Организованная деятельность
Праздник «Масленица»
Праздник «День Защитника Отечества»
Праздник «8 Марта»
Праздник «Пасха»
Праздник «День Победы»
День города
Знакомство с устным народным творчеством
Формы работы с детьми и их родителями:
- помощь родителей в оформлении мини-музея «Бессмертный полк. День Победы»;
- подборка исторического материала о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях;
- проведение собрания пап, с целью подготовки встречи с детьми, для ознакомления их с различными родами войск;
- организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
- экскурсии;
- прогулки;
- совместная образовательная деятельность
- праздники и развлечения;
- туристические походы;
- родительские собрания;
- заседания круглых столов;
- субботники;
- консультации;
- анкетирование
- выставки
- фотовыставки
- Создание альбомов
Памятка для родителей
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Вывод:
Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...
Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...
Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...
Статья: "Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста".
Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возрастаНесмотря на распространенное использование в психолого...
Использование демонстрационных опытов на примере изучения темы «Вода» в группе для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и...
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития
При организации педагогического процесса, направленного на воспитаниепатриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...