Использование демонстрационных опытов на примере изучения темы «Вода» в группе для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Тихомирова Марина Владимировна

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности. Для детей с ЗПР особенно это важно, так как для них характерна рассеянность внимания, им сложно удерживать внимание достаточно длительное время.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование демонстрационных опытов на примере изучения темы «Вода»

в группе для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности. Для детей с ЗПР особенно это важно, так как для них характерна рассеянность внимания, им сложно удерживать внимание достаточно длительное время.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Ведь свойства воды в разных состояниях различные (пар, вода, снег, лед, явления природы, связанные с водой - дождь, туман, роса, град и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды.

Цель: расширять знания у детей с ЗПР о воде и ее свойствах, развитие интереса к познаниям и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Задачи:

1. Образовательные

  • совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);
  • познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное):
  • формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем).

2. Развивающие

  • развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
  • развитие познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

3. Воспитательные

  • воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
  • воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.

Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.

Ожидаемые результаты:

Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

На прогулках дети знакомятся со свойствами воды, различными природными явлениями.

У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта:

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- изучение уровня знаний детей о свойствах и качествах воды, ее значении в жизни людей и животных;

- подбор методической, художественной литературы, стихов, загадок;

- иллюстраций с изображением воды в разном состоянии;

- выбор аудиозаписей со звуками воды;

- подбор необходимого материала и оборудования по теме (создание предметно – развивающей среды);

- составление картотеки опытов с водой;

- разработка конспектов занятий по теме.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

- беседы о воде;

- дидактические и развивающие игры, подвижные игр,

- рассматривание иллюстраций и чтение литературы, загадок,

- наблюдения за природными явлениями (на прогулке),

- занимательные опыты и эксперименты.

III ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

- систематизировать знания детей о воде;

- выставка аппликаций;

- оформление презентации проекта для родителей;

- консультация на тему «Опыты, которые можно провести дома».

План мероприятий. Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

  • Игра «Рыбалка»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Кто живет в воде»
  • Рассматривание иллюстраций «Природные явления»
  • Отгадывание загадок
  • Проведение опытов с водой

Социально-коммуникативное развитие

  • беседа «Кому и для чего нужна вода?» «Где находится вода?»
  • ответы на вопросы
  • совместное проведение опытов с водой

Речевое развитие

  • отгадывание загадок о воде
  • ответы на вопросы

Художественно-эстетическое развитие

  • рассматривание и описание иллюстраций по теме «Вода»
  • аппликация «Капелька»
  • вырезание снежинки
  • рисование трафаретом (дельфин, морская звезда, рыбки)

Физическое развитие

  • Физкультминутка «Речка».

Материал:

Прозрачные стаканчики, лимон, сахар, молоко, чеснок, гуашь, две пуговицы, чайник, ложка, снег, марля, цветная бумага, цветной картон.

Выводы:

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР дошкольного возраста.

В результате реализации данного проекта дети узнали, о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, познакомились с различными природными явлениями.

Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

У детей разовьется инициативность, самостоятельность, творческие способности. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на занятии, дети проявляли интерес, и желание участвовать в опытах.

После проведения родительского собрания, надеемся родители примут активное участие в реализации проекта (выполнят предложенные опыты). И тем самым, повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей.

Литература

1. Вайткене Любовь: Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых. АСТ, 2020.

2. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004.

3. УшаковаО. Д. Загадки, считалки и скороговорки

4. https://www.maam.ru/

5. https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотиче...

Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...

Модель взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателей по теме «Профессия – инспектор ДПС» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет.

Коррекция и  развитие речевых и неречевых психических функций   через  совершенствование  системы ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ, по ознакомлению с профессией...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе  для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...