Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.
статья по логопедии на тему

Евгения Игоревна Климова

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи

у детей с нарушением зрения и речи.

У детей с амблиопией и косоглазием отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушения зрительного восприятия в целом, что обусловлено проблемами с анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного центра мозга. Это приводит к формированию неточных или ошибочных представлений, что затрудняет развитие наглядно-образного мышления, ведущего в дошкольном возрасте. Зная зрительный диагноз ребёнка, можно предположить в каких условиях происходило формирование речи. Бинокулярное зрение приводит к тому, что дети плохо усваивают или не усваивают значения предлогов, им плохо даются предложно-падежные конструкции, сложные предложения.

 Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы по формированию грамматического строя речи является взаимосвязь учителя-логопеда, тифлопедагога, психолога, врача-офтальмолога, воспитателя, других специалистов. Так как только при учёте зрительных особенностей можно грамотно выстроить эту работу.

Дети с нарушением зрения часто имеют несколько сопутствующих хронических заболеваний соматического характера. Также часто встречаются психические отклонения в виде задержек психического развития, нарушения моторики. Многие дети с нарушением зрения относятся к часто болеющим детям.

          Всё это необходимо знать и учитывать в работе, т. к. перечисленные факторы являются усугубляющими речевое развитие обстоятельствами и могут оказывать негативное влияние при усвоении тех или иных навыков.

          При работе с детьми-логопатами, имеющими зрительный дефект как первичный, нельзя не учитывать рекомендации врача-офтальмолога и тифлопедагога. Они определяют степень выраженности зрительного дефекта и допустимую при нём зрительную нагрузку. Поэтому подгруппа, состоящая из четырёх человек, комплектуется с учётом речевого нарушения и зрительной патологии. Знание зрительного диагноза, остроты зрения, позволяет мне правильно подбирать наглядный материал и правильно предъявлять его на занятии.

               Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения распределена между тифлопедагогом и учителем-логопедом.

               Подгрупповые логопедические занятия проводятся два раза в неделю. Одно занятие – по формированию фонематических представлений и звуковой культуре речи, второе – по формированию лексико-грамматических представлений. Индивидуальные занятия – ежедневно. Задачей логопеда является такое построение педагогического процесса, при котором формирование грамматических представлений происходило бы не только на подгрупповых занятиях, но и в других видах деятельности детей.

               Совместно с тифлопедагогом и воспитателями определяются пути всесторонней коррекции грамматического строя на занятиях воспитателя, в игровой деятельности. С другой стороны, предметная и речевая база, создаваемые на занятиях тифлопедагогом, широко используется и совершенствуется при формировании грамматического строя на логопедических занятиях. Тифлопедагог, в свою очередь, включает в свои занятия упражнения по закреплению речевых навыков, усвоенных детьми на занятиях логопеда. Работа с тифлопедагогом и воспитателями строится на основе дублирования игр и речевого материала для закрепления грамматических форм.

              В коррекционной работе важной является взаимосвязь с воспитателями группы. Воспитатели большее время, чем специалисты находятся с детьми. Поэтому обязательно ведётся тетрадь занятий воспитателя по заданию логопеда. В ней на каждый месяц планируются игры и упражнения по лексической теме с учётом изучаемых грамматических категорий. Эти игры и упражнения включаются в занятия воспитателя или проводятся в свободной деятельности. В индивидуальной работе, помимо упражнений на формирование фонематических представлений, даются упражнения по грамматике.

               Выбирая вместе с воспитателями литературное произведение для чтения, логопед продумывает, какие игровые упражнения для развития грамматического строя можно провести с детьми на лексическом материале сказки или рассказа. Воспитатели, зная о тех или иных проблемах в речи

ребёнка, стараются исправлять его ошибки в игровой деятельности и в режимные моменты.

              Также работа над грамматическим строем ведется в театрализованной деятельности. Совместно с воспитателями решается, какую сказку лучше поставить, как распределить роли. Театрализация помогает детям раскрепоститься. Работая над ролью, дети незаметно для себя постигают и усваивают нормы родного языка. Являясь доминирующим видом деятельности, игра лучше, чем что-либо развивает речь. Грамотное руководство, позволяет научить детей развёрнутому диалогу, что, в свою очередь, ведёт к осознанному выбору тех или иных грамматических форм при построении высказывания.

               После экскурсий, спектаклей вместе детям  предлагается рассказать о своих впечатлениях. Детские рассказы записываются в тетрадь. Такая работа развивает связную речь детей и помогает им как можно грамотнее формулировать свои мысли.

               Важным направлением коррекционного процесса, является работа с родителями. Известно, что к группе риска относятся дети, родившиеся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенёсшие асфиксию, родовую травму, а также недоношенные, маловесные дети. Эти данные есть в анамнезе детей с нарушением зрения, и их можно узнать из медицинской карты. Беседа же мамой позволяет узнать о течении беременности, о раннем речевом развитии ребёнка.

               Немаловажным является тот факт, что в беседе с родителями становится очевидным, в какой речевой среде рос ребёнок. У детей с нарушением зрения расстроены информативные связи с миром. На развитие всех психических процессов, в том числе и речи, огромное влияние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. И если в беседе с родителями выясняется, что их речь не может служить образцом правильного грамотного высказывания, то становится понятным, что без помощи со стороны такой ребёнок вряд ли овладеет грамматической системой родного языка.

                Обязательной является встреча с родителями после обследования. Логопед обсуждает её результаты, вместе с родителями ищет, в чём причина, если результаты ниже среднего уровня. Даёт рекомендации, в которых предлагает игры для развития грамматического строя речи.

               Надо отметить, что родители зачастую не обращают внимания на аграмматизмы детей. В большей степени они озабочены состоянием звукопроизношения, а ошибки в согласовании или словообразовании, по их мнению, пройдут сами собой в школе. И не предполагают, что эти ошибки могут в дальнейшем отразиться на письме. Если мамы и папы со вниманием и пониманием относятся к рекомендациям, то результаты становятся видны и на занятиях, и в другие моменты пребывания ребёнка в детском саду.

               В уголке для родителей ежемесячно вывешиваются «Советы учителя-логопеда». В них, в рамках лексической темы представлены игры по развитию речи, в том числе и по отработке тех грамматических категорий, которые изучаются в текущем месяце.

               Родителей детей, у которых возникают трудности, логопед приглашает посетить занятия. Это помогает родителям лучше осознать речевые проблемы своего ребёнка.

               На логопедических занятиях учитываются первичность и вторичность дефекта, опора на сохранные анализаторы, поскольку они являются средством компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности. Частая смена видов деятельности на занятии помогает поддерживать интерес, вовлекает различные анализаторы для достижения конечной цели занятия.

               Решая эти задачи, занятие строятся таким образом, чтобы они были наполнено разными играми, в которых неоднократно идёт повторение изучаемой грамматической формы. Лучше если все задания в занятии объединены каким-либо сюжетом. Сюжет может быть связан с лексической темой или с определённым героем. Материал занятия максимально насыщен отрабатываемой грамматической категорией (предлоги, падежи, согласования разных частей речи, конструкции фразы и т. д.). Только таким образом дети практически смогут уловить грамматические закономерности.

               На занятиях по формированию фонематических представлений обязательно включаются игры и задания по грамматике, используются слова с изучаемым звуком.

               На этапе автоматизации звука в словах, словосочетаниях, предложениях детям предлагаются упражнения, в которых слова с автоматизируемым звуком  служат и для отработки какой-либо грамматической категории.

                Таким образом, важно создать условия для полноценного формирования у детей с нарушением зрения и речи грамматического строя путём постоянных упражнений в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз. Ведь если в устной речи исчезнут аграмматизмы, то это будет означать, что сами предпосылки дисграфии устранены. У детей появится «языковое чутьё», что позволит им усваивать новые грамматические формы самостоятельно из речи окружающих. Даже если они будут допускать единичные ошибки, всё же будут способны их сами распознавать и исправлять.

         Нельзя ограничиваться формированием грамматического строя только на специальных занятиях. Особенно это касается детей со зрительной депривацией, которая мешает их социальной адаптации. Комплексное, многостороннее воздействие, организуемое силами всех специалистов дошкольного учреждения, создаёт базу для полноценного развития детей с нарушением зрения

Систематическая работа с родителями делает их полноценными участниками коррекционного процесса.

               Целенаправленная работа по формированию грамматического строя речи, приводит к положительным результатам.

Литература

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2005г.
  2. «Программа зрительного восприятия и знакомства с окружающим миром» под ред. Л.В. Рудаковой – СПб, 1995г.
  3. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной – М., 2003г.
  4. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. «Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» - М., 2004г.
  5.  «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» под ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2003г.
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи» под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.,2007г.
  7. Литвак А.Г. «Тифлопсихология» - М., 1985г.
  8. Никулина Г.В. «Охраняем и развиваем Зрение» СПб, 2002г.
  9. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» под ред. М.И. Земцовой – М.,1978г.
  10. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» - СПб, 2001г.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» - М., 2004г.