РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
статья по теме

Данная статья посвящена проблеме

коррекции речи детей с нарушениями

зрения при  использовании  материала

 по ознакомлению детей с бытом и

историей кубанского казачества.

Недоразвитие речи у детей с нарушениями

зрения встречается значительно чаще,

чем у нормально видящих. Это  является

серьёзным дефектом, в котором

прослеживаются определённые связи

и взаимодействие речевой и зрительной

недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ds_7_4.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

             

      РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ  ЧЕРЕЗ  ЗНАКОМСТВО С  БЫТОМ  И  ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО  КАЗАЧЕСТВА

                                                             

Данная статья посвящена проблеме

коррекции речи детей с нарушениями

зрения при  использовании  материала

 по ознакомлению детей с бытом и

историей кубанского казачества.

Недоразвитие речи у детей с нарушениями

зрения встречается значительно чаще,

чем у нормально видящих. Это  является

серьёзным дефектом, в котором

прослеживаются определённые связи

и взаимодействие речевой и зрительной

недостаточности. 

        Ключевые слова. Коррекция зрения и речи, взаимодействие, предметно-развивающая среда,  сенсорное развитие, любовь к родному краю.

 Вся  коррекционно – логопедическая  работа в нашем дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения и речи направлена на коррекцию зрительной патологии, устранение дефектов речи  и развитие общих качеств и свойств личности ребенка. Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются  определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с дефектами зрения нарушается формирование  пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежных конструкций и слов с пространственно и временных значений. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения. У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия представлений. Кроме того, присутствуют трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.

 Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.  Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких  детей протекает в более сложных услдовиях, чем у зрячего ребёнка.                    Педагогический эффект в решении образовательных, учебно-воспитательных, лечебно-восстановительных и общеоздоровительных задач зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда со всеми специалистами дошкольного учреждения и осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учётом ведущих дидактических и специфических принципов для данной данной категории детей. К последним относятся принципы коррегирующего обучения, учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы речевой и неречевой деятельности, учёт уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учёт новизны, объёма, нарастающей сложности речевого материала.

 Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Логопедическая коррекция в работе с детьми специфична и она проводится по следующим  направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- устранение нарушений звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование грамматического строя;

- развитие связной речи.

 Практика работы в логопедических группах  и анализ методической литературы показывают, что успех формирования правильной речи у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться  процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Педагоги  детского сада максимально используют все режимные моменты в коррекционно – воспитательной  работе с детьми с нарушением зрения и  речи (утреннюю гимнастику, прогулку, прием пищи, игры вне занятий: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные и т.д.).

 Опыт показывает, что большая часть лексико – грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий.

 В коррекционно – логопедической работе мы не ограничиваемся  только программной тематикой, а используем  и  региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом Кубанского казачества, о его традициях, образе жизни казаков, мы тем самым  обогащая словарный запас детей с нарушениями зрения, за которым должны  стоять живые и конкретные представления, чтобы  дать дошкольникам возможность почувствовать колорит речи жителей Кубани. Знакомя детей с лексикой Кубанского края,  мы заражаем их желанием  использовать новые, ранее неизвестные слова, добиваясь тем самым еще и понимания того, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои традиции, и все они должны передаваться из поколения в поколение.

 Ребенок начинает любить то, что любит его народ. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа!».

 Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них юмор и грусть, глубокая любовь к человеку, к Отечеству.

 Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Море, река, поле, лес постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации: у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки и это делает поле, море, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

 История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке и через несколько поколений.  В каждом районе, городе, станице существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи.  Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем. Велика наша страна и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. И чем лучше мы будем знать ее, тем быстрее поймем значение того, что происходит сегодня,  и тем яснее будет представляться нам будущее. Вроде бы и немного места занимает на карте нашей Родины Краснодарский край, но главное – в истории Кубани происходили такие события, которые оказались важными для всего нашего государства. Широки просторы кубанской земли. Она раскинулась с севера на юг. Здесь есть и равнины, и холмы, и  горы, и реки, и   даже два моря: Азовское и Черное. Самая большая река так и называется – Кубань – матушка.  А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Кубанскую землю называют жемчужиной России! У этой большой земли яркая и богатая история. И дети уже в детском саду знакомятся с  историей своего края, используя эти знания при коррекции  речевых нарушений. Есть для этого связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности. Есть главное, всеобъемлющее: сама природа – кладезь всего живого во все времена и все эпохи.

 Любопытство наше к Кубанской земле возрастает еще более, если  вспомнить, что здесь вследствие особенностей исторической жизни, развивались особенные, почти самостоятельные нравы и обычаи; что здесь звание мирного земледельца соединено со званием воина; что здесь люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а оставив службу, нередко снова принимались за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми  сесть на своего боевого коня и выехать в поле со своим оружием и в своей амуниции.

 Как сделать так, чтобы любопытство это не исчезло у детей наших, чтобы не растеряли они святого чувства любви к родному краю, родной Кубани? Педагоги  считают важным донести  до детей эти вековые  связующие нити.

 Прежде всего, создали в  дошкольном учреждени    предметно – пространственную среду, стимулирующую речевое развитие детей. Интерьер группы, предметы казачьего быта помогают детям понять, кто такие казаки, как они появились на берегах Кубани, кто жил на кубанской земле до казаков, о древнейших курганах и крепостях.

 Учитывая зрительные нарушения у наших детей, мы особое внимание уделяем  сенсорному развитию. Важно, чтобы оно обогащалось во всех видах деятельности дошкольников. Дети должны отразить качества предметов окружающей жизни, которые позволили бы им правильно и точно воспринять и представить эти предметы. Главной задачей для педагогов является - научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних.  Рассматривая предметы быта казаков, дети выделяют части,  детали, свойства предметов,  подробно описывая их.

 Проводятся беседы – рассказы  на темы : « Наши земляки – казаки», « Кубанское казачество», «Кубанское подворье», где дети узнают, как жили казаки, как  воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как проводили казачий круг. Рассматриваются  с детьми картины, иллюстрации с изображением «кубанской  горницы», станицы Атамань, построенной в  нашем крае на Тамани, где полностью воссоздан быт кубанских казаков. С большим интересом дети рассматривают одежду, простейшие предметы быта казаков, атрибуты для занятий охотой, рыболовством. Поражают  воспитанников многие  новые для них  слова –  городище,  кошевой атаман, казачьи регалии, бешмет, вечерять, макитра, хата, скрыня, черкеска, папаха,  шашка…

 Конечно же, у детей появилось желание отразить свои первые впечатления в  изодеятельности. Здесь были и картины с изображением казаков в полном обмундировании, и картины мирной жизни на Кубани, поделки из природного материала.

 Народная музыкальная культура нашего края представляет огромное художественное богатство. В сказаниях и легендах, песнях и танцах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния.

 На музыкальных занятиях, обрядовых праздниках   и в повседневной жизни  стараемся донести до детей всю красоту народной музыки и казачьих песен, музыкальных традиций и гуляний. Речевой материал подбирается с учетом произносительных способностей детей.

 Как результат всей проделанной работы, можно отметить следующее:

- нам удалось дать детям знания о родной Кубани, ее истории;

- у детей появилось желание узнать больше о своем крае, городе:

- словарь детей пополнился новыми словами и выражениями, бытующими на Кубани;

- предметы быта, элементы обрядности прочно вошли в жизнь детей;

- песенное и декоративно – прикладное искусство стало неотъемлемой частью жизни детей;

- дети не только сами обогатились знаниями о традициях земли кубанской, но и донесли эти знания до своих родителей, сотрудников и  детей детского сада;

- удалось развить чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, гордых, удалых.

 На материале Кубанского казачества осуществляется  коррекция звукопроизношения, обогащается лексика, дети овладевают навыками словообразования, словоизменения и словесного общения.

 Большую помощь оказывают нам родители воспитанников: приносят сборники казачьих песен, сказаний, народных танцев, игр, пословиц, поговорок, представляют своё семейное гениалогическое древо, помогают в изготовлении костюмов к фольклорным праздникам.

 Таким образом, творческий подход к работе, тесный контакт между педагогами и родителями делают жизнь в детском саду интересной, богатой; приобщают детей к быту и культуре народа Кубани, его традициям, что способствует не только духовному обогащению наших воспитанников, но  коррекции зрения и речи по всем основным направлениям.  

З.И. Глотова

учитель-логопед

МДОУ ДСКВ № 7 г. Ейска МО Ейский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...


 

Комментарии

Медведева Наталья Николаевна

Очень актуальная тема, роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.