"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
методическая разработка по логопедии по теме

 

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Консультация

«Игры и упражнения

по предупреждению нарушений чтения и письма

у дошкольников с нарушениями речи»

Учитель-логопед: Венчакова Н.И.

МДОУ  №38

    В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них-овладение  навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

   Стойкие специфический ошибки при письме (дисграфии) и чтении (дислексии) нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребёнка сосредоточиться, недостаточным вниманием. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушение звукопроизношения и т.д.

   Поэтому,  работая по вышеперечисленным направлениям развития речи у дошкольников, учитель-логопед должен особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма. Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии, и обобщив свой личный опыт, я сформулировала следующие коррекционные задачи по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения у детей с нарушениями речи:

-развитие конструктивного праксиса;

-совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

-формирование навыков чтения;

-развитие тактильных ощущений.

  Каждую из этих задач в своей коррекционной работе реализую с помощью игр и упражнений, которые хочу вам продемонстрировать на экране.

 1. Развитие конструктивного праксиса.

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении,  ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

-«Допиши букву»

-Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек

-На индивидуальных занятиях  использую игру «Пазлы», в которой дети из отдельных частей составляют букву.

-Детям нравится игра «Волшебные резиночки», где дошкольники вначале по образцу, а затем по памяти должны составить буквы из резиночек. 

-«Буквенные дорожки» (в этой игре дошкольники из разноцветных лент  составляют буквы, слова, а затем по этим буквам  совершают различные  действия под музыку(ходьба, бег, прыжки))

  2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия.

Многие из этих игр также можно использовать для развития зрительно-пространственного восприятия. Ведь при выполнении манипуляций с буквами у ребёнка не может быть не задействовано зрительно-пространственное восприятие. То есть эти 2 задачи тесно связаны друг с другом. Способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия так же такие игры, как:

- «Зашумлённые буквы»

-«Кто внимательнее» (назвать из предложенных букв те, которые смотрят вправо, влево, прямо;  перепечатать буквы, которые состоят из 1 элемента (о,с), 2-х (у,г,з), 3-х элементов.

-«Зачеркни неправильную букву»

-«Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре)

-«Дорисуй по точкам»

- Часто при изучении новой буквы с дошкольниками  использую игру «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова)

-«Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать слово, и составить это слово из букв)

-«Изографы»

 3. Формирование навыков чтения.

Три последние игры можно использовать при формирования навыка чтения. Для реализации этой задачи я также использую следующие игры:

-«Отгадывание кроссвордов»

-«Слоговые часы»

-«Заколдованное слово» (от сказочного персонажа Буквоеда)

Отгадывание ребусов»

-«Буквенный экран»(по движению магнита по буквам, дети должны прочитать слово)

  4. Развитие тактильных ощущений.

При работе по профилактике дисграфии я стараюсь задействовать у ребёнка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную. В этом мне помогают следующие игры:

-«Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в муфте букву)

         

-«Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ)

                   

 В результате целенаправленного и систематичного использования данных игр и упражнений у детей:

-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение  и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

   Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей- залог успешного обучения детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников

В статье говорится о причинах нарушений письменной речи и направлениях работы по их предупреждению....

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"

Методическая разработка включает  в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии  и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной ...