Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников
методическая разработка по логопедии по теме

В статье говорится о причинах нарушений письменной речи и направлениях работы по их предупреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Предупреждение нарушений

  1. чтения  и  письма  у  дошкольников.

Процесс  письма  в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности).  Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию), или и то и другое.

Дисграфия и дислексия - есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, либо включающего сочетание тех и других факторов.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:   искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов;  слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.

 Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении;  повторении букв, слогов и слов при чтении;  вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.

Профилактика нарушений письменной речи заключается а) в устранении основных этиологических (причинных) факторов, приводящих к нарушениям письменной речи; б) в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.

А) Для устранения основных этиологических  факторов, приводящих к нарушениям письменной речи,  могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  1. Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.п.
  2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии (во время беременности, родов, первый месяц после родов).
  4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи детей.

Например, позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или  фраз    (после          

 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух), фонематического анализа и синтеза (умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.) является безусловным показанием для проведения курса логопедической коррекции.

  1. Ранняя   диагностика   и   коррекция   выраженной   незрелости    изобразительных способностей ребенка.

  1. При наличии билингвизма (двуязычие в семье) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.  Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.  
  2. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов для подготовки ребенка к школе, развития у него пространственно-временной ориентировки и необходимых  речевых навыков.

Б) Раннее выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма и проведение комплекса предупредительных мер:

  1. Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др. (см. пункт А)). Эти дети должны быть выявлены до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и письма,  проводится коррекционно – профилактическая работа.

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Исправление фонетико-фонематических нарушений (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух; умение подобрать слово на данный звук; умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.).
  3. Формирование функционального базиса чтения и письма:
  1. развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (см. пункт Б: №2 и 3);
  2. развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;
  3. формирование изобразительно - графических способностей;
  4. развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);
  5. развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
  1. Дети из групы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

  1. Развитие речевых навыков и функций,
  2. необходимых для овладения грамотой:

  1. Формирование правильного звукопроизношения;
  2. Развитие грамматических навыков:
  1. словоизменение (изменение разных частей речи по числам, падежам и т.д., согласование слов друг с другом);
  2. словообразование (образование слов с помощью приставок и суффиксов: уменьшительно-ласкательные названия (*стол - столик), названия детенышей животных, образование относительных и притяжательных прилагательных (*стол из дерева – деревянный,  хвост лисы – лисий), образование превосходной степени (*красивый – красивейший, наикрасивейший, самый красивый) и др.);

  1.  Развитие связной речи – диалогической и монологической

              составление рассказов – описаний, повествовательных рассказов (по сюжетной  картине, по серии из 2-х, 3-х и т.д. картин), пересказ текстов.

  1.  Стимуляция осознания звуковой стороны слова

С помощью игровых дидактических упражнений ребенка подводят к осознанию того факта, что речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки.

Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец фразы, слова?»  (см. Фомичеву М.Ф.), «Какое слово (звук) потерялось?» (см. Максакова А.И., Тумакову Г.А.). Подбирая картинки к словам-паронимам («дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

  1. Стимуляция слухового внимания
  1. Для этого могут быть использованы игры и упражнения типа: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», Угадай, что делают?» (см. Фомичеву М.Ф.) и др. Также детей учат понимать смысловое значение интонации.

6.   Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений

Детей учат различать на слух близкие по звучанию и по произнесению звуки (изолированно и на фоне слова).  Работа проводится со словами, данными в разной грамматической форме.  Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы; где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т.п. Можно  использовать  такие  упражнения:    «Отбери  картинки,  в  названии  которых  есть звук С», «Придумай слово, в котором есть звук С» и др. (См. консультацию «Фонематический слух»).

7.   Формирование операций фонематического анализа и синтеза

Это формирование умения определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество, составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.).

Используются следующие упражнения:

  1. отхлопывание слоговой структуры слова;
  2. разложить картинки по стопкам: картинки, в названии которых 1 слог, 2 слога,         3 слога;
  3. «Придумай слово, в котором  звук С – первый (второй, третий, последний»
  4. «Составь из звуков с,к,о слово»

(См. в консультации «Фонематический слух» более подробно).

  1. Развитие зрительно-пространственного восприятия

и  наглядно – образного мышления

Направления  работы   и примерные задания:

       1.   Ознакомление с основными геометрическими фигурами, размерами (круг, квадрат,   треугольник, овал, ромб, шестиугольник;   широкий – узкий, длинный – короткий и т.п.);

       2. Ознакомление с пространственными взаимоотношениями и понятиями, их обозначающими (над – под, впереди – сзади, право – лево и т.д.);

Примерные  упражнения:

«Угадай, что задумано?» - один из детей описывает задуманный предмет, о другой должен догадаться, что это за предмет.

«Догадайся, что нарисовал художник?» - аналогичная игра.  Взрослый описывает детям рисунок следующим образом:   «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри    него -  квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест - накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх.  Что это?»  (Домик).

Полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм,  которые предлагаются зрительно.  (Примерное сочетание геометрических форм: в центре изображен квадрат, слева и справа от него – по одному овалу, сверху и снизу от него – по одному треугольнику).

  1. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов:

Для этого могут быть использованы такие упражнения, как  складывание картинок, разрезанных на несколько частей, задания на дорисовывание (* «Дорисуй полуовал до какого нибудь предмета»).

        4.  Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений:

Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте. Той же цели служит игра  «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.  Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.

Формирование изобразительно - графических способностей

  1. Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур;
  2. Дорисовывание незаконченных рисунков (недорисованный круг, треугольник, жук);
  3. Рисование с натуры  с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
  4. Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
  5. Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
  6. Письмо букв и слов по шаблонам.  Изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает навыковые движения для изображения букв.

  1. Развитие сукцессивных функций

 (функции последовательности)

Используются следующие примерные игры и упражнения:

  1. Скопировать ряд, состоящий из кружков разного цвета, расположенных в определенной последовательности;
  2. «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающиется цветом или формой: по образцу (3 – 6 элементов), по памяти (2 – 6 элементов);
  3. «Что изменилось?»  (по памяти обнаружить изменение последовательности) – 3-6 элементов;
  4. Отстукивание ритмов  на  слух или по графической схеме;
  5. Восстановить порядок фраз в рассказе;
  6. Восстановить порядок слов во фразе;
  7. Восстановить порядок звуков в слове.

Развитие внимания

 (концентрации, распределения и переключения)

В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения, направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания. Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Длительная сортировка и нанизывание бусинок;
  2. Прослеживание взглядом линии от её начала до конца, когда она переплетается с другими линиями  (* «Кто с кем говорит по телефону?»);
  3. «Синхронный счет». Посчитать количество изображений 2-х видов (*бабочки и шарики  или  кружочки и палочки), не обращая внимания на другие предметы, изображенные на этой же картинке;
  4. Чтение алфавита, которое перемежается со счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.;
  5. Отыскивать и называть буквы (которые даны вразброс) в алфавитном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма

Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному ч...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"

Методическая разработка включает  в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии  и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной ...