Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка включает  в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии  и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной работы по предупреждению  нарушений чтения и письма, список литературы. Игры и упражнения, представленные в программе, можно использовать в обучении дошкольников не только групп компенсирующей направленности, но и общеразвивающей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kirillova_n.k.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 « Предупреждение  нарушений чтения и письма у дошкольнков  с нарушениями речи»

   

Кириллова Наталья Константиновна,

учитель-логопед ГБДОУ №70 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

                                                               2021

Содержание.

  1. Диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности  к  дислексии  ……………...……………………3
  2. Система   коррекционной   работы   по   профилактике  дислексии   и дисграфии……………………………………………………………….. ..5
  3. Список    литературы ……………………………………………………..

Диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности  к дислексии

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА ПО МЕТОДИКЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (Корнев А.Н.)

методика

инструкция

оценка

«Рядоговорение»

Перечисли по порядку

времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели.

Правильно ответил на оба вопроса

0 баллов

Правильно ответил на один вопрос

2 балла

Не ответил ни на один вопрос

3 балла

«Ритмы»

Послушай , как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также

(предъявляется однократно)

Выполнены оба задания

0 баллов

Выполнены только простые ритмы

2 балла

Не выполнено ни одного задания

3 балла

Простые ритмы  (3-4 элемента)

!! !,  ! !!,  !! ! !,  ! ! !!,  ! !!!.

Сложные ритмы (5-6 элементов)

!!! ! !,  ! !! !!,  ! !!! !,  !! !!! !.

Тест «Кулак-ребро-ладонь»

Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же

(демонстрировать ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки). Всего допускается не более 5 демонстраций после ошибки.

Правильное воспроиз-

ведение с одной-двух попыток после 1-й демонстра-ции

0 баллов

Правильное воспроиз-ведение после 2 демонстра-ций или после 3 демонстра-ций с первой попытки

2 балла

Правиль-ное воспроиз-ведение после 4 и 5 демонстра-ций или после 3 демонстра-ций со 2 или более попыток

3 балла

Субтест «Повторение цифр»

Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как  только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!

Больше 6

0 баллов

=6

2 балла

Меньше 6

3 балла

Прямой счёт:

№3  3-8-6    6-1-2

№4  3-4-1-7    6-1-5-8

№5   8-4-2-3-9    5-2-1-8-6

Фиксируется кол-во цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду

Обратный счёт:

№ 2   2-5    6-3

№3   5-7-4    2-5-9

№ 4   7-2-9-6    8-4-9-3

«Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, а ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке»

Итог=с1+с2

Ориентировка в «право – лево»

Выполнены оба задания

0 баллов

Выполнена только простая ориентировка 2 балла

Не выполнено ни одного задания

3 балла

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Составление рассказа по серии картинок

«Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи, про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Допустимы наводящие вопросы. Оценивается качество построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий, понимание причинно – следственных связей.                                       (рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе)

Рассказ составлен сам-но, без сущ-х погрешностей

0 баллов

Рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или сам-о, но с грубыми погреш –ми

2 балла

Вместо рассказа перечисляются изображённые предметы

3 балла

Без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках

4 балла

Дано правильное объяснение

0 баллов

Объяснение неполное, наводящий вопрос, ответ неудовлетворительный

1 балл

Объяснения совсем не было

2 балла

Итоговая оценка = 1+2

1

2

Заключение

  1. При обследовании детей 6,5 – 7, 5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озарецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
  2. При обследовании детей 7,5 – 8, 5 лет с выраженной  речевой патологией (полиморфная дислалия, ОНР, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», ориентировка в «право – лево» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности

      к дислексии.

Система  коррекционной   работы   по вторичной  профилактике дислексии  и дисграфии.

                В организованной работе логопеда с детьми, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дислексии и дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата.

В профилактике дислексии и дисграфии у дошкольников выделяют базовые направления,  работа по которым в среднем дошкольном возрасте реализуется параллельно, без предварительной диагностики. В старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики.

Ниже представлена таблица, отражающая направления профилактической работы по нарушениям письменной речи, указаны виды работ, примерные игры и дидактические упражнения.

Формирование функционального базиса навыков чтения  (первый год обучения из двухлетнего курса)

( данная  работа проводится  в  группе  компенсирующей  направленности   для детей с ОНР)

Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

Стимуляция осознания  звуковой стороны речи.

Цель: подведение ребёнка к сам-му осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки.

Игры и дидактические упражнения на членение речи на слова, звуки, слоги.

«Кто придумает конец …», «Какое слово потерялось?», «Какой звук потерялся?», «Подскажи Петрушке звук», подбор картинок к словам-паронимам (смыслоразличительная роль отдельных звуков) (Фомичёва М.Ф., Максаков А.И. и Туманова Г.А.)

  • «Я буду произносить  слова с «пропавшим» звуком, а вы «почините телевизор» - произнесите слово полностью»   .рбуз, . птека, .втобус и т.д.
  • «В этих словах пропал последний звук! Произнесите слово полностью, так, чтобы хорошо был слышен звук в конце слова». Шоколадк. , лошадк. , подушк. и т.д.
  • «Закончите предложение словом со звуком А». По дороге едет … . На дереве свил гнездо … . В океане плавает … .
  • «Какой звук пропал в словах?» Вил.а, ста.ан, тарел.а и т.д.
  • «Я произнесу первый слог слова, а вы второй – договорите слово. А потом вы произнесёте всё слово целиком». Можно демонстрировать картинку.  Ка … (ша), ка … (мень) и т.д.

Стимуляция слухового внимания

  • Игры и упражнения: «Угадай, кто как кричит», «Угадай, на чём играю». «Угадай, что делают», упражнения на понимание смысловой функции интонации (Фомичёва М.Ф.)
  • Упражнения типа: «Я буду произносить различные звуки, а вы повторяйте за мной только звук А»
  • «Повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук А»
  • «Повторите за мной только слоги со звуком Э»
  • «Повторите пары слов». Глаша – клаша, гости – кости, горка – корка и т д.
  • «Повторяйте за мной только имена со звуком Т».

Рекомендуется использовать книгу Лопухиной И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений

Игры на дифференциацию близких по слухо-произносительным признакам звуков изолированно и на фоне слова.

«Где стол, а где столы?», «Где девочка рисует карандаш, а где рисует карандашом?».

На формирование навыков фонематического анализа и синтеза – акцент на операции со слогами. Рекомендуемые упражнения:

  • Отхлопывание  слоговой структуры слов;
  • Игра «Зашифрованное слово» - записывается ряд слов. Детям предлагается из первого слова взять первый слог, из второго – второй и т.д. и образовать из них слово (Л.Ф. Тихонова, А.В. Басова);
  • Игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово
  • Игра «Магнитофон»: учитель поочерёдно паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово
  • Игра «Собери в корзинку»: логопед кидает слоги  в корзинку одному из детей, называя их в неправильном порядке. Ребёнку предлагается догадаться, какое слово собралось в корзинке (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина)

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления

Отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий

  • Кубики Коса
  • Мозаика
  • Пазлы
  • Разрезные картинки

Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров, обозначением пространственного взаиморасположения

  • Загадки-описания
  • Аппликация из геометрических фигур
  • Графические диктанты
  • Игра «Угадай, что задумано?». Один из детей описывает задуманный предмет, а остальные должны догадаться, что это за предмет.
  • Игра «Догадайся, что нарисовал художник»: « Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху при рисовал треугольник остриём вверх. Что это?»

Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов

  • Разрезные картинки
  • Матрицы Равенна
  • Фигуры  Г. Айзенка

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений

  • Лабиринты
  • Игры с опорой на карту-путь  типа «Куда спряталась кукла?»

Формирование изобразительно-графических способностей

Развитие графо-моторных навыков

  1. Для развития зрительно-моторной координации (при наличии выраженной недостаточности)
  • Штриховка по контуру
  • Обводки
  • Срисовывания геометрических фигур (половинки симметричных изображений)
  • Дорисовывание   незаконченных рисунков
  • Игра «Кто наблюдательнее?» - рисование с натуры с поставленной целью

изобразить как можно больше деталей

  • Дорисовывание  рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями)
  • Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти
  • Письмо букв и слов по шаблонам для рукописного шрифта (выработка автоматизированных кинем, т.е. навыковых движений для изображения букв)

Овладение графической символизацией

Развитие сукцессивных способностей ребёнка

Последовательность действий и планирование

  • Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4 и 5-шаговые инструкции): по памяти (словесной инструкции), по опорным значкам (пиктограммы). «Найди клад». «Клад»  можно  найти только следуя последовательности действий, заданных в инструкции.
  • «Телефон». Ребёнку предлагается позвонить какому-нибудь зверю. Наборный диск телефона вместо цифр имеет кружочки разного цвета или ряд геометрических фигурок и значков. Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей порядку набора цветовых номеров. При  правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение «абонента», расположенное в ряду других вокруг диска.

Последовательность в пространстве

Игры на запоминание или сравнение рядов реалистических изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определённой последовательности.

  • «Собери бусы» нанизать, раскрасить, различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).
  • «Игрушки на полках»: чем отличаются? (3-6 предметов)
  • Игры «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности) 3-6 предметов.
  • Цветной ксилофон (воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию).
  • «Живые цепочки». Логопед строит детей в определённой последовательности. У каждого из них на груди прикреплён значок с определённой картинкой. Порядок расположения картинок изображён на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ребёнка – ведущего является собрать «цепочку» в прежней последовательности.
  • «Запомни  карточку и выбери такую же»: ребёнку предлагается запомнить ряд картинок или фигур, цветных кружков, букв, цифр на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.
  • Тот же материал, но ребёнку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных

 элементов.

Последовательность во времени

  • Отстукивание ритмов («телеграфист») по образцу или графической схеме: симметричных !! !! !!,   !!! !!! !!!, асимметричных ! !!, !! !, !! ! ! , ! !!!, !! !!!
  • «Зарядка»: последовательность движений от 3 до 6.
  • Порядок времён дня, времён года, дней недели (для младших – по картинкам, для старших – словесно)
  • «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики выкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: догадаться. В каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6)

Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно

  • «Картинки-невидимки»: перед ребёнком в определённой последовательности выкладывается ряд картинок с предметными рисунками. Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повёрнут тыльной стороной к ребёнку, а лицевая – закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребёнок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того, как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.

Последовательность в речи

  • порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»)
  • порядок слов во фразе («Перепутаница»)
  • ряды слов («Пароль»): от 3 до 6
  • последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»
  • последовательность в сказках: «Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Три медведя».
  • Игра «Повтори и добавь»: 1 участник игры называет слово, 2 повторяет его и называет своё; 3 повторяет оба слова и добавляет своё; 1 повторяет все три слова и добавляет своё и т.д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
  • Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры, значки): 0++0++0++ …. , +00+00+00 … , 0-+00-+0…

Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания

Развитие устойчивости внимания

  • Длительная сортировка и нанизывание бусинок
  • Прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями «Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому придёт в гости?»
  • «Найди и вычеркни». Ребёнку нужно искать и разными способами зачёркивать две неодинаковые фигуры, например, звёздочку – горизонтальной линией, грибок – вертикальной.
  • Тест переплетённых линий. Ребёнку предлагается рисунок с переплетёнными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номер начала и конца не совпадают. Ребёнку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии.
  • Графический диктант
  • Корректурная проба
  • Срисовывание по клеточкам
  • «Кого испугался охотник?»
  • Лабиринты
  • «Найди игрушку». Взрослый описывает какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате, не называя её. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.
  • «Съедобное-несъедобное»

Переключение внимания

  • «Синхронный счёт» - подсчёт количества изображений двух видов, не обращая внимания на другие изображенные на этой же картинке предметы (на переключение внимания)
  • «Треугольники». По указанию взрослого ребёнок рисует треугольники 2-3 строки (первое задание – рисовать треугольники уголком вверх, второе задание – вниз)
  • «Найди пять отличий»
  • «Выкладывание из мозаики по образцу»
  • «Быстрее нарисуй». Дорисовать у каждого яблока листик, у каждого домика окошко.
  • «Четыре стихии». Земля – руки вниз, вода – руки вперёд, воздух – вверх, огонь – вращательные движения руками

Развитие способности произвольно переключать внимание

  • чтение алфавита, которое перемежается счётом: а1, б2, в3 и т.д.
  • таблицы Шульте (числа или буквы, чёрного или черного с красным цвета)
  • «Домик». Ребёнку предлагается срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.:  Дельта, 1997
  3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  4. Логинова Е.А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого-педагогической работе с детьми ошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2005. - №4(7). – с. 46
  5. Прищепова И.В., Ивановская О.Г., Савченко С.Ф. К вопросу о сформированности предпосылок усвоения навыков письменной речи у будущих первоклассников // Логопед в детском саду. – 2005. № 5-6 (8-9). – с. 63
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...