Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка включает в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма, список литературы. Игры и упражнения, представленные в программе, можно использовать в обучении дошкольников не только групп компенсирующей направленности, но и общеразвивающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kirillova_n.k.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольнков с нарушениями речи»
Кириллова Наталья Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ №70 Приморского района
г. Санкт-Петербурга
2021
Содержание.
- Диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии ……………...……………………3
- Система коррекционной работы по профилактике дислексии и дисграфии……………………………………………………………….. ..5
- Список литературы ……………………………………………………..
Диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА ПО МЕТОДИКЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (Корнев А.Н.)
методика | инструкция | оценка | |||||||||||||
«Рядоговорение» | Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели. | Правильно ответил на оба вопроса 0 баллов | Правильно ответил на один вопрос 2 балла | Не ответил ни на один вопрос 3 балла | |||||||||||
«Ритмы» | Послушай , как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также (предъявляется однократно) | Выполнены оба задания 0 баллов | Выполнены только простые ритмы 2 балла | Не выполнено ни одного задания 3 балла | |||||||||||
Простые ритмы (3-4 элемента) !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!. | |||||||||||||||
Сложные ритмы (5-6 элементов) !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. | |||||||||||||||
Тест «Кулак-ребро-ладонь» | Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же (демонстрировать ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки). Всего допускается не более 5 демонстраций после ошибки. | Правильное воспроиз- ведение с одной-двух попыток после 1-й демонстра-ции 0 баллов | Правильное воспроиз-ведение после 2 демонстра-ций или после 3 демонстра-ций с первой попытки 2 балла | Правиль-ное воспроиз-ведение после 4 и 5 демонстра-ций или после 3 демонстра-ций со 2 или более попыток 3 балла | |||||||||||
Субтест «Повторение цифр» | Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание! | Больше 6 0 баллов | =6 2 балла | Меньше 6 3 балла | |||||||||||
Прямой счёт: №3 3-8-6 6-1-2 №4 3-4-1-7 6-1-5-8 №5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 Фиксируется кол-во цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду | |||||||||||||||
Обратный счёт: № 2 2-5 6-3 №3 5-7-4 2-5-9 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3 «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, а ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке» Итог=с1+с2 | |||||||||||||||
Ориентировка в «право – лево» | Выполнены оба задания 0 баллов | Выполнена только простая ориентировка 2 балла | Не выполнено ни одного задания 3 балла | ||||||||||||
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают. | |||||||||||||||
Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». | |||||||||||||||
Составление рассказа по серии картинок | «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи, про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам». Допустимы наводящие вопросы. Оценивается качество построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий, понимание причинно – следственных связей. (рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе) | ||||||||||||||
Рассказ составлен сам-но, без сущ-х погрешностей 0 баллов | Рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или сам-о, но с грубыми погреш –ми 2 балла | Вместо рассказа перечисляются изображённые предметы 3 балла | Без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках 4 балла | Дано правильное объяснение 0 баллов | Объяснение неполное, наводящий вопрос, ответ неудовлетворительный 1 балл | Объяснения совсем не было 2 балла | Итоговая оценка = 1+2 | ||||||||
1 | 2 |
Заключение
- При обследовании детей 6,5 – 7, 5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озарецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
- При обследовании детей 7,5 – 8, 5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, ОНР, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», ориентировка в «право – лево» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности
к дислексии.
Система коррекционной работы по вторичной профилактике дислексии и дисграфии.
В организованной работе логопеда с детьми, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дислексии и дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата.
В профилактике дислексии и дисграфии у дошкольников выделяют базовые направления, работа по которым в среднем дошкольном возрасте реализуется параллельно, без предварительной диагностики. В старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики.
Ниже представлена таблица, отражающая направления профилактической работы по нарушениям письменной речи, указаны виды работ, примерные игры и дидактические упражнения.
Формирование функционального базиса навыков чтения (первый год обучения из двухлетнего курса)
( данная работа проводится в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР)
Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой | |
Стимуляция осознания звуковой стороны речи. Цель: подведение ребёнка к сам-му осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. | Игры и дидактические упражнения на членение речи на слова, звуки, слоги. «Кто придумает конец …», «Какое слово потерялось?», «Какой звук потерялся?», «Подскажи Петрушке звук», подбор картинок к словам-паронимам (смыслоразличительная роль отдельных звуков) (Фомичёва М.Ф., Максаков А.И. и Туманова Г.А.)
|
Стимуляция слухового внимания |
Рекомендуется использовать книгу Лопухиной И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. |
Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений | Игры на дифференциацию близких по слухо-произносительным признакам звуков изолированно и на фоне слова. «Где стол, а где столы?», «Где девочка рисует карандаш, а где рисует карандашом?». На формирование навыков фонематического анализа и синтеза – акцент на операции со слогами. Рекомендуемые упражнения:
|
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления | |
Отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий |
|
Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров, обозначением пространственного взаиморасположения |
|
Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов |
|
Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений |
|
Формирование изобразительно-графических способностей | |
Развитие графо-моторных навыков |
изобразить как можно больше деталей
|
Овладение графической символизацией | |
Развитие сукцессивных способностей ребёнка | |
Последовательность действий и планирование |
|
Последовательность в пространстве | Игры на запоминание или сравнение рядов реалистических изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определённой последовательности.
элементов. |
Последовательность во времени |
|
Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно |
|
Последовательность в речи |
|
Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания | |
Развитие устойчивости внимания |
|
Переключение внимания |
|
Развитие способности произвольно переключать внимание |
|
Список литературы
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002
- Логинова Е.А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого-педагогической работе с детьми ошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2005. - №4(7). – с. 46
- Прищепова И.В., Ивановская О.Г., Савченко С.Ф. К вопросу о сформированности предпосылок усвоения навыков письменной речи у будущих первоклассников // Логопед в детском саду. – 2005. № 5-6 (8-9). – с. 63
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
Презентация....
Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
В буклете родителям и педагогам коррекционных групп, рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...