Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
презентация к уроку по логопедии по теме

Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_preodoleniyu_narusheniy_chteniya_i.pptx2.14 МБ
Microsoft Office document icon dokl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи. Учитель-логопед Болотова Н.В. МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Г. Сергиев Посад

Слайд 3

Коррекционные з адачи по предупреждению дисграфии и дислексии Развитие тактильных ощущений Формирование навыков чтения Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Развитие конструктивного праксиса

Слайд 4

Развитие тактильных ощущений Угадай букву

Слайд 5

Развитие конструктивного праксиса - Допиши букву. Моделирование букв. Разрезные картинки, мозаика.

Слайд 6

Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Зачеркни неправильную букву. Дорисуй по точкам. Выделение букв в геометрических ф игурах. Изображение букв с помощью поз и д вижений. - «Зашумлённые» буквы.

Слайд 7

Формирование навыков чтения Отгадывание кроссвордов. Отгадывание ребусов. Выкладывание слов из букв Разрезной азбуки. Буквенный экран. «Читай! Занимательные задания по совер- шенствованию техники чтения для детей 5-7 лет.» ( Ястребова А.В., Лазаренко О.И.)

Слайд 8

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра дефектологии

Курсовая подготовка

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Доклад по проекту

«Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи.»

Слушатель курсов:

Болотова Наталья Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №17»

город Сергиев Посад

    Проверила: Малева З.П.,

    канд.педаг.наук, доцент

Г.Сергиев посад 2012

  1. Введение. Актуальность проблемы.

Проблема нарушений письма и чтения   актуальна для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Специфические ошибки письма (дисграфии) и чтения (дислексии) школьные учителя объясняют нежеланием ребёнка сосредоточиться, ленью, невнимательностью, торопливостью и неусидчивостью.

  1. Основная часть.

(слайд 2)

Однако причиной этих ошибок являются не личностные качества ребёнка, а несформированность речевых и психических процессов. Это: несформированность фонематических процессов, назкий уровень словарного запаса, нарушения звукопроизношения, лексико-грамматические нарушения, нарушения связной речи.

Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются, как отсроченные последствия фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.

Поэтому в коррекционно-развивающеё работе по преодолению ФФН И ОНР учителю-логопеду необходимо особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма.

(слайд 3)

Проанализировав опыт коллег, изучив работы дефектологов-логопедов по предупреждению дисграфии и дислексии, опираясь на собственный опыт работы, я в коррекционно-развивающей работе ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Развивать тактильные ощущения у детей.
  2. Развивать конструктивный праксис у дошкольников.
  3. Совершенствовать зрительно-пространственные восприятия детей.
  4. Формировать навыки чтения.

Ведущей         деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, поэтому поставленные задачи я реализую в играх и игровых упражнениях.

(слайд 4)

При развитии у ребёнка тактильных ощущений важно задействовать все анализаторы организма: зрение, слух, тактильные ощущения.

Для этого я использую игры, целью которых является определение ребёнком на основании полученных тактильных ощущений букв.

Например, дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в мешочке букву магнитной азбуки. Или ребёнок должен определить, какую букву ему на спине «написал» другой человек.

(слайд 5)

Конструктивный праксис помогает ребёнку лучше запомнить зрительные образы букв, что в дальнейшем поможет ему избежать трудностей при письме и чтении.

Например, можно использовать такие игры для решения задачи развития конструктивного праксиса:

- моделирование букв из различных материалов,

- дописывание букв,

- разрезные картинки с буквами, мозаику с буквами.

(слайд 6)

В совершенствовании зрительно-пространственного восприятия помогают такие игры, как:

- нахождение неправильно изображённых букв,

- дорисовывание букв по точкам,

- выделение букв среди «зашумлённых»,

- выделение букв в геометрических фигурах,

- изображение букв с помощью поз и движений.

(слайд 7)

Для совершенствования навыков чтения дети с интересом отгадывают различные кроссворды и  ребусы с буквами, словами, предложениями; выкладывают слова из букв разрезной азбуки, на магнитных досках. Особенно хотелось бы отметить небольшую, но очень занимательную книжечку Ястребовой и Лазаренко «Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет.» В книжке задания предусматривают не только совершенствование техники чтения, но и развитие импрессивной речи.

3.  Заключение.

В результате систематического и целенаправленного использования игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по предупреждению нарушений чтения и письма у будущих школьников значительно уменьшаются трудности при овладении письмом и чтением, повышается уровень готовности к обучению в школе, улучшается внимание, восприятие, память, рече-мыслительная деятельность, мелкая моторика формируется осмысленное чтение, интерес к познанию нового, ребёнок учится преодолевать трудности без эмоционального напряжения и тревожности, развивается способность переносить полученные навыки на другой, незнакомый материал.

(слайд 8)

4. Библиографический список.

1.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.-СПб, 2010.

2.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет –Москва,2003.

3.Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.  Мяч и речь -СПб,2003.

4. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль,1998.

5. Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб, 2001.

6.Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб., 2006.

7.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах – Москва, -1995.

8. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005

9.  Ванюхина Г.А. Речецветик. - Г.Екатеринбург: Старсо, 1993.

10. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи".- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

11. Новикова Е.Н. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

12. Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. - М.: Книголюб, 2004.

13. "Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию "Я учусь говорить и читать" / С.П.Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

14. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.

15. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма /  Ястребова А.В.,  Бессонова Т.П. – М.: Издательство Арки, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/

         Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...