Семинар для педагогов ДОУ "Дидактические игры и упражнения для профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Статья посвяшена вопросам предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные факторы, способствующие формированию этих нарушений, а также предлагается дидактический материал, применяемый для их профилактики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сал комбинированного вида №2 «Колокольчик» г. Курчатов
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дидактические игры и упражнения для профилактики чтения и письма у дошкольников
Подготовила: учитель-логопед
Истомина О.В.
г. Курчатов, 2022г.
(слайд 1)Письмо и чтение – это база, которая необходима для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной и устной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок.
(слайд 2) Дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое характеризующиеся перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна»).
(слайд 3) Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками: замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д, к-г; неправильное окончание слов; слитное написание предлогов со словами; отсутствие отступов; «зеркальное» письмо; ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы, часто буквы имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ, неразборчивый почерк и ряд других.
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии и дислексии является несформированность высших психических функций, в число которых входят: зрительный анализ и синтез; пространственное представление; дифференциация звуков речи; фонематический и слоговый анализ и синтез; деление предложений на слова; внимание; память; эмоционально-волевая сфера. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются. Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то речь может идти о таких нарушениях как, дисграфия и дислексия. Эти нарушение не проходит сами собой, но успешно корректируется специалистами. Раньше 8–9 лет такие нарушения не ставятся, т.к. с 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и чтения и изучает правила. Однако предпосылки к нарушению процессов чтения и письма могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем. Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение процессами письма и чтения. В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письма и чтения могут сигнализировать следующие симптомы: в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни; он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы; его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий); не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края); ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур; путает похожие звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и невнятно; не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на формирование пространственных представлений, узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно: чтение скороговорок, поговорок, пословиц; чтение книг; пересказ прочитанного; заучивание стихов и песен; ритмичные танцы. Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности: рисование; лепка объемных фигур из пластилина и теста; аппликации; складывание пазлов; игры с конструктором; игры с мозаикой; подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений. Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант.
Игры на ориентировку в пространстве.
«Повторяй за мной». Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднять правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
«Найди клад». Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую инструкцию. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо. Что здесь спрятано?
«Становись, не зевай». Взрослый предлагает детям встать по его инструкции. Маша встанет в центре ковра, за Машей Петя, слева от Пети Вася, перед Машей Коля и т.д. Затем просит назвать кто стоит справа, слева, впереди, сзади.
(слайд 4,5) Игры, направленные на формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, что находится ближе, что дальше, что выше, ниже, правее, левее.
(слайд 6) Игры на формирование зрительного слежения. Кто смотрит влево, кто вправо. Кто летит влево, вправо.
(слайд 7) «Электронная муха».
Лист с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Даётся сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха».
Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.
Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представить её перемещение, глядя на таблицу.
На высоком уровне дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.
В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх-низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов:
8 |
4
|
6
|
3
|
1 |
2 |
9
|
5 |
7 |
1-центральный квадрат 2-правый центральный квадрат 3-левый центральный квадрат 4-верхний центральный квадрат 5-нижний центральный квадрат 6-правый верхний квадрат 7-правый нижний квадрат 8-левый верхний квадрат 9-левый нижний квадрат |
После такой подготовки детям предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов и букв.
(слайд 8)«Графический диктант»
Детям предлагают поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5-вниз, 1 –вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1- вверх, 3-влево- получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.
Игра «Угадай букву». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву. (использовать картонные буквы или из магнитной азбуки)
(слайд 9) «Буква сломалась»
Детям прелагают найти недостающие элементы буквы.
I V I I
(слайд 10) «Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы камешками Марблс, шнурком, проволокой, резиночкой, (слайд 11) а также рассматривание рисунков на ассоциативные связи «На что похожа буква?»(слайд 12)
Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.
(слайд 13) «Нахождение букв в рисунках». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек или камешков.
Для профилактики дисграфии и дислексией рекомендуется не реже 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания: продолжи строчку: ло-ло-ло – как на улице…ул-ул-ул – у меня сломался…ко-ко-ко – пейте дети… или (насыщенную одним звуком) Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
Повторять цепочки гласных звуков: АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат).
Произносить звуковые ассоциации как можно четче: самолеты взлетают: у-у-у. Машины завели моторы: др-р-р. Жук полетел: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
Игра «Узнай букву». Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе. Так же полезно рисование контура букв на земле, песке, снегу, манке и т.д.
Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
(слайд14)«Что нарисовано»
Цель: развивать умения узнавать изображения предметов по контурным и пунктирным линиям.
Материал: карточки с изображением различных предметов, объединенных одной лексической темой или одним звуком.
(слайд 15) «Какая картинка спряталась»
Цель: развивать умение узнавать предмет в «зашумленном» изображении.
Материалы: карточки с контурными изображениями, которые перечеркнуты хаотичными линиями.
Инструкция: посмотри внимательно и назови что нарисовано на карточке.
(слайд 16) «На что похожи кляксы»
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Материалы: картинки-кляксы в виде предметов.
Задание: посмотри внимательно, и скажи, на что похожи кляксы.
(слайд 17) «Назови картинки»
Цель: развивать умение узнавать контурные изображения, наложенные друг на друга.
Материалы: карточки с контурными изображениями предметов, наложенных друг на друга и объединенные общей лексической темой или звуком.
Задание: посмотри внимательно и назови, какие предметы нарисованы.
(слайд 18) На следующем этапе работы, как усложнение, используются аналогичные игры и задания на буквенном материале с целью развития буквенного гнозиса.
Игра «Эхо». Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый называет, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони. На начальном этапе рекомендуется проводить эту игру на картинном материале Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
Игра «Лишнее слово». Услышав лишнее слово, дошкольник должен подать сигнал (топнуть ногой, хлопнуть в ладоши): столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.
(слайд 19) «Найди и обведи». Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.
(слайд 20) «Дорожки из букв»
(слайд 21) Раскрась все буквы и ты узнаешь, что нарисовано.
(слайд 22) «Выложи из спичек». Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.
(слайд 23) «Дорисуй». Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.
«Запомни и нарисуй». Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.
«Исправь Незнайку»(слайд 24)
Цель: развитие зрительного гнозиса, умения находить правильно написанные буквы.
Материал: карточки с изображением правильно и неправильно написанных букв.
Задание: зачеркни неправильно написанные буквы.
С целью развития зрительного мнезиса (зрительная память), задачей которого является увеличение объема и точности воспроизведения воспринятого материала можно предлагать следующие задания (вначале на материале предметных картинок, затем на буквенном материале).
«Найди отличия» (слайд 25)
Цель: развитие зрительного мнезиса.
Материал: сюжетные картинки, на которых несколько предметов отличаются друг от друга.
Задание: сравни картинки и найди отличия.
«Что изменилось»
Цель: развитие зрительного мнезиса.
Материал: карточки-картинки с изображением предметов, связанных общей лексической темой.
Описание: педагог раскладывает 4-6 картинок и просит детей запомнить их последовательность и расположение. Затем меняет их местами. Ребята должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение.
С этой же целью детям предлагаются такие задания, как воспроизвести ряд знаков, фигур, ряд цифр, ряд букв, вначале графически далеких, затем графически близких.
«Запомни и назови буквы»
Цель: развитие зрительного мнезиса на материале букв.
Материал: карточки, на которых написаны в ряд несколько букв.
Задание: посмотри внимательно, назови буквы и запомни их. Закрой глаза и назови эти буквы. Или разложи буквы в той же последовательности.
«Конструирование и реконструирование букв из палочек». Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку или выложи из палочек цифру 8 и сделай из неё букву Б. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, К) и из двух (Т,Г,Х) палочек.
«Конструирование букв из элементов» овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
«Заучивание считалок»
На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
(слайд 26)«Отгадывание ребусов» стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются.
Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Ребёнок делит слова на слоги хлопками в ладоши, сжимает мячик, выкладывает предметы. Овладев данным видом анализа слова на слоги, ребёнок не будет испытывать затруднений в школе при переносе слов. Выделение ударного слога проводится проще, если слово произнести протяжно.
Чтение слов по полубуковке.
Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают прочитать слово.
(слайд 27) Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения
(слайд 28)
Составление предложений по схемам:
______ . Зима.
______ ______ . Наступила зима.
______ ______ _____ . Наступила холодная зима.
______ ______ ______ ______ . Наступила холодная вьюжная зима.
Даётся также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.
Дисграфия и дисдексия становится настоящей проблемой в школе: ребенку, имеющему нарушения чтения и письма, сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценки себя. Чтобы предупредить нарушение, необходимо уделить внимание профилактике данных нарушений в дошкольном возрасте.
(слайд 29) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
Презентация....

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
В буклете родителям и педагогам коррекционных групп, рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
